Замок Шантийи — второй во Франции после Версаля. Замок Шантийи — как добраться из Парижа, Франция Замок шантийи как самостоятельно добраться из парижа

«В период с 1632 по 1700 гг. великим Ленотром были созданы наиболее знаменитые французские парки, такие как: Во-ле-Виконт, Марли, Сен-Клу, Версаль, Шантийи. Идеи французского абсолютизма нашли отражение в формировании классического садово-паркового стиля XVII века - французский регулярный сад с его характерными элементами: партерами, боскетами, бордюрами, берсо, шпалерами, павильонами, эрмитажами, фонтанами, скульптурами, топиарами, кадочными деревьями. Стиль известен своей геометрической планировкой. Тем неожиданнее всего в 49 км от Парижа увидеть превосходный ландшафтный парк с великолепным замком, который произвел на меня гораздо большее впечатление чем Версаль и Во-ле Виконт.
Шантийи (1663-1684), подобно другим паркам того времени, подвергся влиянию новой моды, и часть парка была весьма осторожно переделана. Осторожно, потому что поместье Шантийи было резиденцией принцев Конде, и там хранилось все, что оставалось от их предков: произведения искусства и культуры. И сегодня в замке находится вторая по значимости после Лувра коллекция живописи Франции. По замыслу Ленотра и приемам, использованным при создании сада, он был близок к пейзажному, за исключением главного партера, лестниц и амфитеатра (вертюгаден), которые располагались непосредственно перед замком, и где проходили все праздники. Добавления в XVIII веке к произведению Ленотра были сделаны чрезвычайно осторожно, и в результате получилась картина исключительной ценности и цельности. Вся пейзажная реконструкция не имела и намека на ту фантастичность, капризность или нагромождения, какими отличались другие переделанные по последней моде сады.

Конечно, не все дошло до наших дней, но, к счастью, остался путеводитель по садам Шантийи «PROMENADES OUITINERAIRE DE JARDINS DE CHANTILLY», изданный в 1791 году. Из него можно узнать многое: что исчезло и что необходимо знать, чтобы представит себе роскошь и художественную ценность подобных имений. Описание начинается с цветочного партера, расположенного возле террасы окаймленной балюстрадами с 28 большими беломраморными вазами, ручки которых, сделанные из позолоченного свинца, имели вид бараньих голов. Пьедесталы, на которых стояли вазы, украшены масками, выбрасывающими воду. Вдоль террасы проходил небольшой ров, наполненный водой из ручья, который служил для водоснабжения Шантийи.

Особый интерес представлял театр под открытым небом. В Версале был водный театр, но там эффект получался из комбинации зеленых перспектив и струй, а в Шантийи создавалось сочетание из настоящего театра и садовых каскадов. Эта выдумка показывает богатство замыслов той эпохи, вместе с тем объясняет возможность появления в садах театральных декораций и даже сцен. Как он выглядел этот театр под открытым небом? Цитирую: «...На другой стороне галереи находится квадратный «Павильон Аполлона», украшенный двумя вазами снаружи, а внутри восьмью однотонными панно, представляющими драматических писателей и сцены их произведений. На двери в глубине павильона был написан Аполлон Бельведерский. Дверь, распахиваясь, открывает доступ в вестибюль театра, где две лестницы ведут непосредственно в театр. Зрительный зал очень богато украшен серебром по голубому фону. Над ложами возвышаются колонны в виде стволов пальм, образуя аркады и поддерживая завесы, а сверху виден плафон, украшенный амурами и гирляндами. Роскошь и изящество этого зала не является единственной его прелестью. При помощи скрытого механизма можно открыть фон сцены, и тогда снаружи видна ниша со статуей Дианы, которая помещена на
каскаде из многочисленных струй воды, падающих в бассейн. Эта перспектива дополняется восьмью гладкими каскадами, которые по желанию начинают бить на сцене, как в саду. Эти настоящие каскады, великолепно дополненные соответствующими декорациями и фоновой перспективой, производят во время представлений при освещении более 500 свечами самое необыкновенное, блестящее впечатление и кажутся настоящим волшебством».
Водный партер с фонтаном «Сноп» — одно из лучших созданий Ленотра — состоит из широкого залива канала, где помещены статуи четырех сезонов и вазы. По обе стороны
залива расположены участки партера, разделенные на клумбы и украшенные пятью бассейнами и фонтанами. По обе стороны партера помещено по аллее и по ряду ваз. Около левой аллеи расположен остров Амура. Остров по виду отвечает своему назначению. К нему ведет деревянный мост. На одном конце аллеи помещена статуя Венеры Стыдливой, на другой - Венера Каллипиги, в середине устроен зал из зелени в окружении восьми термов из мрамора. В середине зала - статуя бескрылого амура, держащего не лук, а сердце. На пьедестале написаны стихи Грувеля: «Обнаженный, как истина, безоружный, как невинность, бескрылый, как постоянство, - Амур Золотого века подносит красоте только сердце. Такого бога любви не найти, но его везде ищут». Цепочные партеры, рощи платанов и фонтаны дополняют украшения этого места. Рядом находится
павильон Венеры - маленький, продолговатый холмик, декорированный трельяжами. Фасад его состоит из четырех ионических колонн, а на фронтоне его изображены голубки, факел, стрелы, корзины с цветами, словом, все атрибуты той, кому посвящен этот храм. В павильоне бьют фонтаны в виде грибов, и вода их падает в мраморные фигурные бассейны. Зеркала отражают эти фонтаны. В середине каждого из окон помещена ваза из переливающегося алибастра с ручками в виде амуров. Из этих ваз бьют высокие струи, падающие затем в них обратно.
Следующий фрагмент - Английский парк. В нем искусство изменяет природу только для украшения и сходства с лучшими образцами, созданными природой. Сад повсюду открывает радостные и приятные виды, при прогулке по этому саду можно забыть соседнюю роскошь.

Пространство, занятое этим участком, до 1780 г. было болотистым лугом, превращенным как бы волшебством в дивный пейзаж. Рощи громадных деревьев, газоны, цветы были внезапно заменены камышами и журчащей водой. Канал проточной воды, начинающийся и заканчивающийся гладкими каскадами, образованный мелкими ручьями, журчащими между деревьями, изгибается и дает быстрый поток несколькими каскадами. Недалеко от дерновой скамьи открывается исключительно живописный вид. Через просеку виден мост над ручьем, сделанный из обломков скал, а за ними вдали — каскад, который находится в начале большого канала. Далее путешествующий по саду попадает в пещеру, представляющую громадный скалистый свод, нависший над ручьем. Перейдя по мостику через ручей попадаем на « Английский лужок» — газон, окруженный группами редких растений и клумбами с различными цветами. Ручей, протекающий в обрамлении зелени, завершает эту картину.

В этой же части парка расположены семь построек, называемые хижинами, размещенные в беспорядке и покрытые соломой. В середине видна широкая газонная площадка, прорезанная тропинками. С одной стороны растет старинный вяз, с другой находятся колодец и ряд огородов. Одна из хижин - водная мельница, другая — хлев, третья - молочня. Следующий домик очень скромен по виду, так что кажется обиталищем бедного, а внутри поражает пышностью, так как он полон всякой посуды, предназначенной для пребывания Конде в хижинах. Еже дальше находится скромная постройка, предназначенная для столовой и устроенная в виде охотничьей хижины. Посетителю кажется, что он перенесен в лес. Обрубки деревьев служат для сидения, цветы растут прямо в земле, несколько отверстий, как бы случайно сделанные между ветвей, которыми украшена хижина, дают свет.
Во время ужина зал освещает гирлянда фонарей, которые кажутся подвешенными к ветвям. Еще одна хижина служит бильярдной, а другая — библиотекой. Также в Шантийи находились зверинец, голубятня с двумя фонтанами, павлиний двор, где был устроен фонтан в виде четырех павлинов, бросавших струи воды на ворону, сидящую на раковине. На фазаньем дворе фонтан состоял из скалы с двумя фазанам, из ртов которых струи падали в бассейн.
В те времена было модно отмечать все праздники в садах. Для этого строились всевозможные храмы, китайские беседки. Праздники имели грандиозный размах.
Путешествие по парку закончилось, но в памяти навсегда останутся незабываемые впечатления удивительного по своей красоте пейзажного парка».

Замок-дворец Шантийи славен не столько своим архитектурным убранством, сколько коллекцией живописи и старинных книг. Здесь хранятся уникальные шедевры известных мастеров. Многие сравнивают коллекцию Шантийи с коллекцией Версаля. И в этом сравнении есть смысл. Ведь здесь хранятся работы Рафаэля, Пуссена, Ватто.

Самих полотен здесь больше тысячи. Есть еще редкие книги, многим из которых более 400 лет. Настоящее сокровище Шантийи – это Библия Гуттенберга. Она является самым первым печатным изданием в мире. Всего книг 30 тысяч экземпляров.

Коллекция живописи и старинных книг в замке Шайтийи

Если говорить о Версале и Шантийи, то стоит вспомнить о том, что многие версальские фонтаны, славящиеся во всем мире, были созданы по образу и подобию фонтанов Шантийи. Именно чертежи Ленотра, спроектировавшего дворец Шантийи и его сады с фонтанами, легли в основу проекта бассейнов и источников в Версале.

Дворец в подарок конюху

Замок стоял на этих землях еще в 10 веке. Тогда он задумывался, как неприступная крепость, расположенная среди непроходимых лесов. Его все укрепляли и укрепляли, строили рвы, возводили башни. В то время он совсем не выглядел прекрасно, а скорее устрашающе.

Новая жизнь пришла в Шантийи в 16 веке, когда монарх подарил его своему конюху. Да, да, конюху. Только вот во Франции тех времен конюх – был почетной профессией.

На эту должность брали людей только знатного рода, ведь лошади в то время были единственным средством передвижения, и подбирать лучших скакунов для короля и его армии было первостепенной задачей.

Замок Шайтийи — неприступная крепость, расположенная среди непроходимых лесов

Главный конюх в то время звался коннетабль и им был Анн из династии Монморанси. В его время главный конюх уже не отбирал лошадей, а был практически командующим армии. С именем коннетабля связана забавная история. На самом деле его звали не Анн, а Анна.

В то время это имя могли носить как мужчины, так и женщины, но чтобы не возникло путаницы, историки решили убрать из имени главнокомандующего последнюю букву. Если бы этого не сделали то у туристов, да и самих французов, постоянно бы возникал вопрос, не был ли коннетабль короля женщиной? А так все сразу понятно.

Анн получает дворец в собственность в 1528 году и решает, что ему ни к чему столько оборонительных сооружений. Монморанси хочет сделать Шантийи более воздушным и современным. Для осуществления этой затеи он нанимает Жанна Бюллана, который выстраивает новый дворец в стиле Ренессанс.

К тому же Анн решил, что нужно построить еще один дворец рядом, чтобы создать комплекс. Но к нашему времени второй дворец, к сожалению, не дошел. От него осталось только постройка под название «Капитенри».

Задумка архитектора Ленотра

Затем замок переходит во владение Бурбонов-Конде. Герцог Конде решает построить совершенно неповторимый и роскошный дворец, в котором он мог бы проводить пышные балы. Осуществить свою задумку он приглашает архитектора Ленотра, гения своего времени.

Роскошный дворец Шайтийи

Тот проектирует великолепное здание и к тому же разбивает рядом с ним парк, в котором строит те самые удивительные фонтаны. Окружающая дворец территория стала настоящим полем для деятельности не только Ленотра, но и тех, кто перестраивал замок после него. В итоге, здесь появилась огромная конюшня, ипподром и еще китайский сад, который в то время был экзотикой. Немного позже возле Шантийи был разбит еще английский сад с лебедями и храмом Венеры.

Шантийи был очень популярным местом. Здесь кипела жизнь, самые известные люди веселились на балах или просто приезжали в гости к хозяевам. Все владельцы замка очень любили искусство, поэтому собирали предметы живописи и другие ценные экспонаты, которые сейчас и украшают музей дворца.

Предметы живописи и другие ценные экспонаты украшают музей дворца.

Во время революции дворец подвергся нападению и разграблению, однако после стабилизации ситуации реставрировался одним из первых и почти все предметы искусства, украденные отсюда, были возвращены в Шантийи. Так что туристы, потратив 25 минут на дорогу от Парижа, смогут насладиться роскошностью Шантийи и великолепием его музейной коллекции.

Замок Шантийи — настоящий музей истории Франции — ВИДЕО

Городок Шантийи находится в 40 километрах от Парижа. Французский замок Шантийи возведен на огромной скале, окруженной со всех сторон водой. Замок Шантийи занимает второе место после Лувра по значимости своей коллекции исторических шедевров.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями: Франция.Замок Шантийи. Жемчужина французского Ренессенса.

Замок Шантийи находится во Франции. Был возведен Пьером Шамбиж для герцога де Монморанси в 16-ом столетии в стиле французского Ренессанса, этот архитектурный ансамбль стал одной из жемчужин французского Ренессанса.


Поскольку сам Монморанси служил при семи королях, а его дети воспитывались вместе с наследными принцами, то не удивительно, что этот замок посещало так много королевских особ, восхищаясь здешним великолепием.


С этим замком связана и история любви Генриха IV, которому в ту пору было 54 года, к пятнадцатилетней Шарлотте де Моноранси. Желая соблюсти приличия король выдает девушку замуж за одного из представителей династии Конде. Однако послушный жених вдруг становится строптивым мужем и увозит молодую жену в Бельгию, где они находятся под покровительством короля Испании.


Это вызвало настоллько сильный гнев короля, что он даже всерьез подумывает о военных действиях. Этим планам не суждено было осуществиться, поскольку вскоре Генрих погибает от руки религиозного фанатика Равальяка.

Возвратившись после его смерти во Францию молодая пара через некоторое время вступает во владение замком Шантийи. Его расцвет cвязывают с именем их сына, принца Конде. Именно он поручил самому известному французскому парковому дизайнеру Ле Нотру оформить зеленые насаждения вокруг замка.


Гордостью Шантийи являются и его фонтаны, которые считаются одними из самых красивых во Франции. Недаром Людовик XIV при постройке Версаля взял за образец как раз фонтаны Шантийи.


Коннетабль Франции Анн де Монморенси.

Являясь поклонником и покровителем искусств принц Конде нередко приглашал в свой замок известных писателей и художников. Среди них были Буало, Расин, Ла Фонтен, мадам де Севиньи. Здесь же вШантийи состоялось первое представление "Тартюфа" Мольера, который также был частым гостем у принца Конде.


Шантийи — один из красивейших замков Иль-де-Франс — стоит в величавом одиночестве, окруженный рвом, посреди лесной чащи. Шантийи — это целый мир с парком и садами, великими произведениями искусства и собственной богатой событиями историей.



Приезжая в замок Шантийи, сразу окунаешься в атмосферу жизни аристократии XVIII в. Его прекрасно отреставрированные комнаты обставлены мебелью той эпохи, стены библиотеки от пола до потолка заняты полками с книгами, а частные покои выглядят так, словно их обитатели только что вышли.

Внутри здания. Это действительно настоящий дворец - мраморные лестницы, расписные плафоны, позолота и витражи, скульптуры, люстры, роскошная посуда, прекрасная живопись на стенах. Рафаэль, Ван Дейк, Пьеро ди Козимо, Филиппино Липпи, сорок миниатюр Жана Фуке, Пуссен, голландские маринисты, Теодор Руссо, Энгр, Делакруа...






Герб дома Бурбон-Конде на полу замка Шантийи.

Библиотека.

Сохранилась в прекрасном состоянии знаменитая библиотека принца Орлеанского, а в ней - более 13 000 редчайших книг и рукописей, в том числе псалтырь королевы Дании Ингеборг, жены Филиппа-Августа, и знаменитый "Часослов" герцога Беррийского.


Библиотека.

Библиотека.





Стены ее украшены картинами, иллюстрирующими победы, одержанные Гранд Конде в боях.


Галерея деяний Господина Принца.


Галерея деяний Господина Принца.


Галерея деяний Господина Принца.


Комнату господина Принца.

Комнату господина Принца. Это роскошная комната, украшенная деревянными с позолотой панелями, картинами и мебелью, большая часть которой, увы, была вывезена отсюда в годы революции. Это не может помешать, однако, полюбоваться великолепным комодом Ризенера, который был заказан для спальни Людовика XVI в Версале.


Комнату господина Принца.

А также картинами с изображением животных, которые были написаны Кристофом Уэ.





Спальня графини.

Спальня графини хранит стулья в стиле Луи XV, кровать с балдахином и люльку для ребёнка. Стиль неоготика дополнен техникой маркетри по красному дереву. Будуар украшен фиолетовым атласом, парчой и серебром. Здесь стоит фортепиано Grohe из красного дерева. Маленькая комната соединяет жилища графа и графини стенами в стиле сенжери, на которых изображены обезьяны.


Эта комната расположена в покоях для приемов и представляет собой немалую художественную ценность. Она была расписана в 1737 году. Стены украшают великолепные расписные панели, от которых просто глаз не оторвать. Над большими каминами установлены зеркала, которые создают ощущение еще большего пространства.


Стулья привезены из Версаля, из покоев Марии-Антуанетты. А один из них, имеющий форму якоря, принадлежал когда-то Графу де Тулуз, и был привезен из его домика в Рамбуйе.


Интересен в этой комнате также каминный экран с обезьянкой, который появился здесь лишь в 1890 году. Эта работа мастера Кристофа Уэ была приобретена герцогом Омальским для украшения именно этой комнаты в Шантийи - он посчитал, что экран с обезьянкой идеально впишется в интерьер Гранд Санжери и оказался совершенно прав.


Музыкальный салон.Подсвечники в музыкальном салоне замка Шантийи.


Музыкальный салон.

Эта комната посвящена воспоминаниям о герцоге Энгиенском.Великолепные позолоченные подсвечники, позолота на дверях и стеновых панелях, а также золоченые музыкальные инструменты создают блеск роскоши и богатства, пронизывающей комнаты замка, а в особенности Музыкальный салон замка Шантийи.


Музыкальный салон.


Капелла сердец рода Конде.

Заглянем в часовню дворца. Она была построена сравнительно недавно - в 1882 году, но точно на том месте, где еще до революции находилась старая молельня.

Капелла сердец рода Конде.

Алтарь приписывают мастеру Жану Гужону, а великолепные витражи датируются XVI веком.

Капелла сердец рода Конде.


Потолок.


Капелла сердец рода Конде.

В ее задней части, за алтарем, находится урна, в которой хранятся сердца принцев Конде и Генриха II (тела усопших покоятся в церкви в Бургундии).

Капелла сердец рода Конде.

В неспокойные революционные времена было осквернено немало могил, и чтобы спасти память о принцах, их сердца было решено спрятать в церкви в Шантийи, а затем, столетие спустя, их перенесли в новую часовню.


Капелла сердец рода Конде.





Эта комната изначально планировалась под размещение картин, поэтому имеет такую нестандартную форму - кесонный потолок, стеклянная крыша, дающая большое количество естественного света. Уникальность коллекции картин в этом зале ставит картинную галерею Шантийи на второе место после музея Лувра.


На бордовых стенах развешены картины: слева - итальянская школа, справа - французская. Порядок картин определил сам герцог в соответствии со своими замыслами. Также он завещал никогда не менять расположение картин и выставлять хоть одну из них в ином месте, кроме как в замке Шантийи. Поэтому видеть все эти картины можно только здесь.












В сорока километрах от Парижа находится это удивительное место. На фоне старинного парка - шедевры архитектуры барокко в ожерелье прудов, а рядом - травяная дорожка ипподрома, которая выходит к стенам великолепного дворца. Но нет, это не дворец, это конюшни - самые грандиозные и, пожалуй, самые красивые в мире.


В них и сегодня живут, вернее, царствуют лошади: здесь помещается уникальный музей, в котором сливаются воедино искусство, история и гимн благородному животному.


Известный своим замком и парком, Шантийи издавна привлекает к себе любителей верховой езды, которые приезжают сюда на скачки или для того, чтобы посетить Музей-выставку лошадей и пони, расположенный в, должно быть, самых красивых в мире конюшнях с роскошными стойлами для скакунов.


Именно эти конюшни разительно отличают Шантийи от других замков. Анри-Луи Бурбон, владевший замком в начале XVIII в., заказал архитектору Жану Оберу грандиозную постройку, в которой должно было хватить места для 240 лошадей, своры из 300 гончих, всех карет, манежа для тренировок и жилых помещений для конюхов, кучеров и форейторов. Одно только главное здание 186 м в длину.


























Источник

Шантийи (Chantilly) — небольшой городок, расположенный в 49 км от столицы Франции и славящийся одной из крупнейших аристократических резиденций — замком с одноименным названием. Каждый год сюда приезжают сотни тысяч туристов, чтобы воочию полюбоваться этой величественной красотой. Этот маленький город является родиной известного десерта, шикарных кружев и знаменитого Кодекса Шантийи.

Замок Шантийи несколько раз перестраивали полностью, изменяли внутренне убранство и планировку комнат, высаживали сады. На сегодняшний день — это один из самых роскошных дворцов не только во Франции, но и во всем мире. Памятник архитектуры и французской истории «старого порядка».

Каждый из владельцев этого замка внес свой вклад в его архитектуру и коллекцию исторических ценностей. К сожалению, невозможно увидеть ее всю, потому что большая часть коллекции была разграблена или испорчена во времена французской революции.

Считается, что экскурсия по замку занимает около 4-х часов. На самом деле, чтобы увидеть всю красоту Шантийи, рассмотреть архитектуру, ознакомиться с его экспонатами, прогуляться по дворцовому парку нужен не один день.

Замок полностью окружен водой и, чтобы попасть к главным воротам, нужно пройти по мосту, перекинутому через огромный ров. В садах замка большое количество удивительных фонтанов и каскадных искусственных водоемов, поражающих своей красотой.

На территории замка расположен самый богатый музей во Франции — Музей Конде (Musée Condé), в котором содержится уникальная коллекция живописи, старинные книги и манускрипты, многочисленные скульптуры, предметы роскошного интерьера, принадлежавшие династии французских монархов.

Основателем музея считают герцога л’Омаль, который собрал большое количество книг и картин известных художников того времени. Чтобы коллекция хранилась как можно дольше, картины запретили трогать, переставлять и, конечно же, вывозить из города. Для сохранности библиотеки архитектор Оноре Домре создал специальные полочные конструкции, благодаря которым на книги не попадает свет. Из-за этого даже самые старинные экземпляры сейчас находятся в пригодном состоянии.

В старинном здании большой конюшни расположен Музей лошади (Musée du Cheval).

Лучшее время для визита в Шантийи — начало лета. В замке в это время очень много туристов, которые приезжают за фантастическими зрелищами. Ежегодно в июне на огромном ипподроме устраивают скачки и торжественные шествия породистых лошадей, собирающие звезд и известных личностей со всего мира. Это отличная возможность встретится со своим кумиром.

Помимо скачек можно посмотреть шоу фейерверков «Ночи огня» возле музейного комплекса. За несколько недель до этого в Шантийи собираются лучшие пиротехники мира, которые создают настоящее произведение искусства.

Напутствие для туристов

Из Парижа добраться до замка Шантийи можно поездом или машиной. Дорога на автомобиле займет около часа, а поездка на скоростном поезде позволит сократить время вдвое. С вокзала до замка курсирует бесплатный транспорт, который всего за несколько минут доставит желающих к великолепному дворцово-парковому комплексу. Если в запасе достаточно свободного времени, незабываемой станет получасовая пешая прогулка со станции до замка по тенистому живописному лесу.

Посещая замок Шантийи, лучше всего воспользоваться услугами экскурсовода. Он расскажет историю тех или иных вещей и проведет в закрытые комнаты. При самостоятельной экскурсии Вы сможете увидеть лишь малую часть великолепного исторического наследия.

Обновлено: 11.09.2017

О замке

На территории в восемь тысяч гектаров стоит замок Шантийи в окружении массива Трёх Лесов. Всего в часе езды от Парижа находится памятник средневековья, и замковая коллекция живописи и старинных книг уступает лишь Лувру.

Музей Замка Шантийи

Более трёх тысяч картин, две тысячи пятьсот гравюр, полторы тысячи манускриптов и тридцать тысяч фолиантов открыты для просмотра.

Библиотека, построенная в 1876-1877 годах архитектором Оноре Доме, влилась в общую струю реконструкции замка. Двухэтажная металлическая конструкция с верхней галереей типична для библиотек второй половины 19-ого столетия. Железные полки покрыты кожей, а их расположение защищает книги от солнечного света. Здесь всем заправляет функциональность, но дорогие материалы вносят элемент роскоши. Это книги, напечатанные до 1501, библиотека герцога Бурбона, 200 средневековых рукописей и «Часослов» герцога Беррийского.

Просторная комната со скошенными углами освещается через стеклянную крышу. Произведения искусства выставлены на рельсах Pompey Red, не соблюдая хронологию. На левой стене висят картины итальянских живописцев, а правая стена посвящена картинам французской школы. Неоклассицизм, романтизм, ориентализм встречает гостей с полотен в Картинной галерее замка.

Жилая галерея (Galeries du Logis) открывает историю замка Шантийи, повествуя о строительстве и скачках на лошадях. В зале Клуэ располагаются портреты королевских особ 16 столетия. Всего их более трёхсот, не считая эскизов, выставленных на обозрение. Каролинский зал переносит любителей искусства к портретной живописи 18 столетия, а салон Орлеана хранит коллекцию великолепного фарфора с китайской синей росписью, произведённого на территории замка. Зал Изабеллы знакомит с трудами различных школ живописи, начиная с романтизма и заканчивая академизмом, а в кабинете du Giotto расположились полотна итальянских примитивистов. Зал Минервы знакомит с портретами семейства Орлеана и развитием портретной живописи во Франции конца 17 столетия и середины 18-ого столетия. Галерея графа - только для мужчин и их развлечений под звуки оркестра на трибуне и в окружении охотничьих гобеленов. Галерея Психеи - это 44 витражных окна, рассказывающих о её романтической судьбе, зал Святых (Santuario) показывает полотна Рафаэля, вдохновлённого античностью.

Апартаменты замка Шантийи

Первый этаж небольшого крыла замка посвящен эпохе Возрождения.

Вестибюль и Караульное помещение погружают гостей в атмосферу 19 столетия. Они соединяются два поместья, что ранее разделялись рвом. Стены в покоях принца обшиты деревом, а комод выделяется позолотой и техникой маркетри. Угловая комната украшена изображениями охоты, выполненными на белом фоне с позолотой. На стенах будуара Сенжери (Singerie) оживают нарисованные обезьяны. Галерея сражения принца воспроизводит военные действия в одиннадцати картинах. Музыкальный салон хранит сувениры и антикварную мебель.

В малые апартаменты графа и графини Омаль можно пройти через Escalier d"Honneur или «Лестницу Чести». Её ступеньки уходят вниз в круглое отверстие пола, образуя балкон с коваными перилами. Апартаменты включают 9 комнат. Salon de Guise предназначен для отдыха среди семейных портретов, развешенных на белых стенах с позолоченными орнаментами. Здесь зарождалась история замка. Спальня графини хранит стулья в стиле Луи XV, кровать с балдахином и люльку для ребёнка. Стиль неоготика дополнен техникой маркетри по красному дереву. Будуар украшен фиолетовым атласом, парчой и серебром. Здесь стоит фортепиано Grohe из красного дерева. Маленькая комната соединяет жилища графа и графини стенами в стиле сенжери, на которых изображены обезьяны. В ванной комнате всегда была горячая и холодная вода, а с 1886 года она обогревалась на газу. Спальня графа навевает мысли о военной дисциплине, хотя стены её увешаны семейными портретами, а в центре стоит стол из красного дерева - подарок Короля Луи Филлипа. Салон де Конде погружает в эпоху Ренессанса многочисленными портретами, мягкой мебелью и хрустальной люстрой. Мраморная комната предлагает сесть у камина и насладиться величием 16 века.

Часовня замка Шантийи посвящена святому Луи, и его статуя определяет архитектуру фасада. Внутри расположен алтарь скульптора Жана Гудона. Часовню опоясывают панели в стиле маркетри, а свет попадает на алтарь через витражные окна.

Сады и парки замка Шантийи

Французский парк построен в конце 17 столетия Андре Ленотром. Он же проектировал Версаль. Основная скульптура парка - статуя коннетабля Франции Анн де Монморанси. От неё идёт величественная панорама садов и канала.

Английский сад, разрушенный французской революцией, был восстановлен в 1818 году, чтобы дарить романтику храма Венус, решётчатой беседки и статуи Эроса на Острове Любви (L’ile d’amour), фонтана и его водных каскадов, населённых лебедями.

На территории парка в зелени прячется Le Hameau - это деревня, отстроенная в крестьянском стиле. Но скромность её названия преувеличена. Соломенный дом, великолепная столовая и оптические иллюзии (trompe l"oeil) создают уникальные интерьеры.

Дом для тенниса (Jeu de Paume) имеет стены из песчаника и крышу из сланца, скрытую кронами деревьев. Он украшен кованым балконом, на который выходили гости после игры. Однако позже дом стал музеем, вместив картины, не нашедшие места в музее замка.

Рядом с лесом находится длинное здание для гостей замка. В Chateau d"Enghien останавливались знаменитые историки, архитекторы и члены академии наук.

История замка Шантийи

С 1386 до 1897 земли замка Шантийи попадали во владения разных ответвлений одного семейства, но никогда не продавались. В 14-15 столетиях здесь проживала семья Оргемонт вместе с представителями знатного рода Монморансe. Именно они способствовали развитию замка во времена правлениями коннетабля Франции Анн де Монморанси. Друг королей Франсуа I и Генри II уполномочил Жана Бюлана возвести Малый Шантийи. Позже по прибытию семьи Бурбона Конде (17-18 столетия) и кузенов королей Франции к строительству приобщили известного Ленотра, а потом в замке поселились Генри де Орлеана, герцог Омальский, сын Короля Франции Луи Филиппа.

Семь башен да канава рва оставались от средневековой крепости Оргемонт, когда крепость перешла в руки роду Монмаранси. Он, пользуясь благосклонностью королей, выстроил ансамбль Капитенри и Малый Шантийи - их разруха коснулась меньше всего.

Он также благоустраивал террасу, где сегодня стоит статуя наездника, и построил семь часовен, три из которых сбереглись по сей день. Монмаранси подарил замку витражи "Grisaille", изображающие романтику Психеи и Купидона. Его внук Генри II Монмаранси (1595 - 1632) построил «Дом Сильвии», но был обезглавлен в Тулузе, и замок конфисковал Луи XIII.

В 1643 году замком занималась сестра Генри II Монмаранси, жене Генри II де Бурбон Конде. Луи II де Бурбон Конде (1621 – 1686 года) приказал создать Большой Канал (1671 – 1673 года) и внутренний дворик. Конде сделал замок Шантийи пристанищем литературного круга, а его сын перестроил мансарду Большого Шантийи, привлекая архитектора Жана Обера. Луи Генри, принц де Бурбон Конде и премьер-министр Луи XV, уполномочил этого мастера возвести «Большие конюшни»(Grandes Ecuries) - архитектурный шедевр 18 столетия, восстановить апартаменты Малого замка и выстроить фабрику по производству фарфора. Он нанял живописцев Жана-Батиста Удри, Филиппа Депорта, Кристобаля Уэта, чтобы украсить интерьер замка.

Его сын Луи Жозе, Принц де Конде (1736 - 1818), построил Жё-де-пом (теннисный корт) в 1756 году и Английский сад. В него входили китайские сады, крестьянские дома Le Hameau и виллу, но эмигрировал в 1792 году.

Во время революции сокровища замка были доставлены в Лувр в Париже, и Шантийи превратили в тюрьму. В 1799 году здания были разрушены, и только после 1815 принцу Луи Джозефу вернули некоторые картины и книги из Лувра. По возвращению во Францию он попросил архитектора Виктора Дюбоа проектировать английский сад в 1817 году и ров, отделяющий два замковых здания.

Герцог Омальский унаследовал замок Шантийи от великого дяди, Принца де Конде, когда ему было восемь лет в 1830 году. Ему достался Большой замок, снесённый ветрами французской революции и восстановленной, чтобы дать пристанище картинам, книгам и другим предметам искусства. Генри Орлеанский или Герцог Омальский был пятым сыном Короля Луи Филиппа. Он украсил собственные апартаменты и создал деревянную галерею, ведущую к ним.

В 1884 году герцог Омальский, не имея наследников, завещал замок группе Институты Франции из пяти академий, и так на свете появился музей Конде. Великолепное культурное наследие включает не только замок и музей, но и ипподром, и парк с достопримечательностями.

Информация для туристов

Замок Шантийи, музей Конде и сады можно посетить в любой день недели, кроме вторника с 10 утра до 6 вечера.
Стоимость осмотра замка, музея, парка, конюшен и праздничного шествия лошадей:
для взрослых - €20;
для детей - €8;

Стоимость осмотра замка, музея, парка, конюшен и абонемент на три праздничных выступления лошадей:
для взрослых - €29,5;
для детей - €16,5;

Стоимость осмотра замка, музея, парка:
для взрослых - €13;

Стоимость осмотра музея, парка:
для взрослых - €6
для детей до 18 лет в сопровождении взрослых - бесплатно

Стоимость осмотра конюшен и праздничного шествия лошадей:
для взрослых - €11
для детей - €8

Прогулка на лодке по Большому каналу проводится с 11 утра до 6 вечера. Лодка вмещает не более четырёх человек, а за час катания придётся заплатить €12.

Парк закрывается в 8 часов, а с 11 утра до 6 вечера его можно объехать на небольшом поезде. Прогулка длится 40 минут и стоит:
для взрослых - €6
для детей - €3

Библиотека принимает гостей с 9:15 утра до 5 вечера с понедельника по пятницу. Стоимость её посещения входит в стоимость прогулки по замку.