Лхаса храм золотого дракона исцеление. Храмы лхасы. Путешествие внутри дракона

«Известное пекинское урочище "Лунцинся" находится в северной части в 11 км от уезда Янцин, здесь красивые горы и прекрасные воды, а также красивый пейзаж, в 1986 году оно было награждено названием одного из "16 пейзажей нового Пекина". С 1996 по 2001 год оно было награждено Пекинским культурным уродищем, и в 2001 году было награждено государственным уродищем класса AAAA», - так лестно расхваливает это туристическое место русскоязычный плакат на парковке перед Ущельем Золотого дракона.
С нетерпением отправляемся за обещанным!


«Draco asiaticus - Азиатский дракон смый жизнерадостный из всех своих сородичей. Этот весёлый повелитель погоды управляет облаками, дождём, громом и молнией. Он царь всех чешуйчатых, один из четырёх небесных животных Китая и один из двенадцати знаков китайского гроскопа. Правители древности считали себя земным воплощением этих божественных существ. Говорят, что где-то во Вселенной есть табличка , на которой записано, сколько в мире драконов.»
Джон Топселл. "Как вырастить и воспитать дракона".

Кликнув на карту вы увидите, где водятся драконы. Это каких-нибудь 80 км от центра Пекина по направлению к России.
Координаты Ущелья Long Qing Xia (Лун Цин Ся):
Широта: 40.535667°
Долгота: 116.010406°

От громадного парковочного полигона до кружевных ворот в парковую зону ведёт жаркая пыльная ни чем не примечательная дорога. Вам предстоит воспользоваться услугами маленьких открытых машинок, которые закидывают туристов в гору, либо, если вы опасаетесь что вашу панамку сдует, придётся прогуляться полтора километра вдоль дороги пешочком.

Сразу за вратами драконьего царства, вас ждёт приятная парковая зона с живительной тенью и каменными скульптурами.

Северные районы Китая испытывают влияние русской культуры. Вот так и этот феникс, решил окинуть взором и восток и запад одновременно.

Зимой, на территории парка, под православными куполами проводится ежегодный фестиваль ледовых скульптур.

Рядом с ледовыми дворцами юная дева гадает на сурке.

Постепенно приближаемся к Ущелью. На высоту горного озера мы полетим на драконе, а вот вниз дракон никого не носит. Спина.
Желающим предлагают прокатиться вниз над парком на шахтёрских вагонетках. Вроде того.

Так выглядят грандиозные Врата в Драконий Мир! Большой китайский бобровый дракон соорудил плотину, и маленькая горная речушка поднялась на 90 метров, затопив берега и подперев отвесные стены гор. Таким образом и образовалось Ущелье Золотого дракона.

А вот и сам крупнейший представитель наиавгустейших императорских рептилий. Сползая с плотины, он приветливо улыбается гостям.

Чтобы попасть в волшебную страну Задраконию, вам придётся позволить себя немножко сожрать. Для этого нужно просто войти в гостепреимную улыбку приветливого монстра.

Кишка дракона оформлена приятно: перед глазами у вас проносятся воспоминания уже увиденного на других экскурсиях в Китае, а также чудятся картины иных миров, увидеть которые у вас ещё был шанс.

Теперь же вы стоите на эскалаторе, а это значит, что вопреки существующему убеждению, выход из дракона у вас только один.

Все 258 метров внутридраконного эскалатора мы гадали, как же будет оформлен выход из этой сказочно прожорливой твари. На сердце отлегло, когда сойдя с бегущих ступенек мы оказались в пещере, которая и вывела нас на свет Буддий.

Всё упирается в причал. Как я уже сказал, на 90 метров приподнятая речка не оставила возможности прибрежных прогулок. Все экскурсии начинаются с лодки.

По некоторым косвенным признакам рыба в водохранилище есть.

Монахи стремятся быть ближе к богу, а потому селятся они повыше. Подняться на фуникулёре в буддийский храм вам предложат после прогулки по ущелью.

Ни драконом, ни Пекинской жарой вас не возьмёшь! И вот вы плывёте по тихому живописнейшему ущелью, где отвесные горы с ног до головы покрыты замысловатыми сплетениями всяческой растительности. Неужели там, в этих скалистых дебрях ещё кто-то живёт? Думаю, никому в таких условиях не будет так комфортно существовать, как молодым дракончикам - пррраправнукам нашего доброго знакомого вахтёра, в животике которого мы только что отурчали.

И ведь каждой горе дядюшка дракон подарил какое-нибудь название. Вот мы обплываем мыс "Диадема Феникса", а за нею возвышается "Колоколообразная гора".

"Волшебное перо", очевидно.

Скала "прыгающего медведя". Йех-ху!

За "Пиком морды Верблюда" открывается вид на небольшую зону развлечений. Сюда вы и плыли. Сигануть с вышки - самая наглядная возможность конечной лодочной остановки. Но содержание её гораздо интересней: Прямо за тренажёром Тарзана, расположился тихонький Бриллиантовый храм (название такое), а над чужеродной прыжковой конструкцией, на одном из пиков очень органично вписался павильон Мечты (ох, и расскажу я вам, дети, сказку про Хранительницу тысячи одеял... Но позже). Также в этих краях найдётся сувенирный рынок и небольшой зоопарк с пятнистыми оленями и павлинами.

На фоне горы с гротом "Монетоплавильная печь" (правильно, какой же дракон без золота), над пропастью катаются велосипедисты.

На тарзанку стоит очередь Тарзанов. Стоимость прыжка 200 юаней с Тарзана, или около 2000 рублей.

С такой высоты, должно быть, открываются прекрасные виды на ущелье.

Малый Гуйлинь, Лунная бухта, Часы-гора...

Эта счастливая тропка ведёт в Павильон Мечты. Нужно проверить, о чём же там люди мечтают?

А снизу, тарзанка казалась высокой. Но волшебная лесенка каждые полчаса открывает вам новые и новые высоты.
Говорят ступенек вней столько, сколько жителей в Китае.
"- Кто говорит?!
- Да, все говорят!
- Кто все?!
- ..Ну, все, кто поднялся!..
- Кто поднялся?!
- ..Ну, туристы..
- Какие туристы?!
- ..Ну, я..."

Поднявшись к павильону мечты, вы присаживаетесь перевести дыхание. Тут-то вам и является образ мифической Хранительницы тысячи одеял! Эта женщина, разумеется сказочный персонаж, которая носит за спиной корзину наполненную тысячью одеялами самых разных цветов. И красными, и синими, и зелёными.. и ласкутные там тоже имеются.. ну это, собственно, не важно. Этот околобожественный персонаж проходит полтора миллиарда ступеней к Павильону тысячу раз в сутки, и тысячам поднявшихся в павильон Мечты туристам исполняет любые их желания! Совершенно любые!!! Представьте только. Но... В июльском Пекине 30 градусов. И поскольку вот уже многие тысячелетия все взошедшие загадывают одно и тоже желание, Хранительница тысячи одеял, вновь и вновь достигая вершины, одним изящным натренированным взмахом чудодейственного перста Немой прохлады выхватывает из хладострастных недр своей воспетой в эпосах котомки "Дарующая жизнь" - мороженое фруктовый лёд на палочке.
Пшшшш...

Бриллиантовый храм обладает исключительной атмосферой задумчивости и усмиряя скорости вечно опаздывающих туристов, благовоняет.

Улыбнись крыше, и крыша улыбнётся тебе.

Примонастырский зоопарк.

Китайская сельская зарисовка.

Монастырь Джоканг ("Дом Господа") является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. В 2000 году монастырь Джоканг включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Согласно легенде, принцесса Бхрикути подбирала место для строительства храма с помощью геомантии (фэншуй). Но все построенные ею разрушались. Тогда, после многих неудачных попыток построить его в округе, она обратились к царю Вэнь Чэн за помощью. Тот сказал, что храм следует построить в центре озера, где обитала демоница. Но сначала, чтобы обезвредить демоницу и пригвоздить ее к земле, необходимо заполнить и выровнять озеро почвой гор, привезенной с помощью тысячи коз. Построенное сооружение назвали Ра-Са-Впрул-Снанг ("ра"- коза, "са" - земля), чтобы увековечить память тех коз.

Правдива ли эта легенда или нет, но принес буддизм в Тибет и стал неотъемлемой частью тибетской истории и культуры. Вокруг него вырос город Ра-Са, с течением времени известный как Лхаса, святая земля.

Монастырь Джоканг - массивное четырехэтажное здание с открытой крышей, на которой возвышаются две золотые лани и колесо дхармы - ранние символы буддизма. Основные постройки VII века были реконструированы в XVII веке во время правления пятого Далай-ламы. Большинство росписей и статуй относятся к XVIII и XIX векам.

Монастырь пострадал во время монгольского вторжения, но наихудшие разрушения постигли Джоканг после оккупации Тибета в 1959 году. Во время китайской культурной революции (1966-1976 гг.) часть храма использовалась в качестве свинарника, в других строениях располагались китайские солдаты, которые грелись у костра, сжигая древние тибетские писания.

Что посмотреть

Сегодня площадь храмового комплекса составляет 25,000 кв. м. Архитектура сочетает в себе слияние стилей Тибета, Китая и Непала. Здание состоит из нескольких залов и алтарей. Темные лабиринты соединяю залы храма с часовнями, посвященными различным богам и Бодхисаттвам.

В центральном зале находится главное сокровище монастыря - Будда Шакьямуни (также называемый "исполняющий желания") - самая почитаемая статуя в тибетском буддизме. Статуя, изображающая в натуральную величину (1.5м) Будду в возрасте 12 лет, вероятно, была доставлена из Индии, как часть приданого китайской принцессы Вэньчэн в 641 году. Самая красивая статуя Тибета, вылитая из драгоценных металлов и богато украшенная драгоценными камнями, стоит в окружении царя Сонгцен Гампо и его двух жен: китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Бхрикути, способствовавших распространению буддизма в Тибете.

На третьем этаже находится статуя Палден Лхамо - единственное женское божество среди группы Восьми Защитников Дхармы и основная защитница Лхасы и Далай-ламы. По легенде, она убила собственного ребенка, чтобы положить конец бесконечной военной кампании своего мужа.

А в пригороде Лхасы находятся , утопающие в изумительно прекрасных садах, и , один из самых крупных буддийских монастырей мира.

Монастырь Джоканг (Jokhang monastery) открыт с 11.30 до 17.30 (с 8.00 до 11.30 открыт только для верующих).
Стоимость: 70 юаней (около 8 €), разрешение для фотографирования - 90 юаней.
Время посещения для групп ограниченно одним часом (20 минут отводится на осмотр галереи тысячи Будд, 10 минут на центральный зал и 20 минут на съемки золотой крыши храма, снаружи).

Храм Джокханг – один из самых известных и почитаемых буддийских храмов в Тибете. Это место посещают паломники и туристы из разных концов света.

Храм построили по приказу царя Сонгцен Гампо в 639 году. Инициатором была императорская жена принцесса Бхрикути, которая считала, что под землей на месте будущего храма сидит тибетская демоница. Чтобы она не смогла восстать, на этой земле и заложили храм.

Изначально храм назывался Раса Труланг – «Магическое проявление Расы», но его переименовали после помещения в здание фигур Будды Акшобья и Джово Ринпоче. Сейчас эти статуи находятся в храме, но неизвестно, являются ли они подлинными.

Храм украшен различными скульптурами и статуями, фресками с божествами, правителями Тибета и ламаистскими святыми. У входа в храм расположена плита с надписью-договором между правителями Китая и Тибета.

Сейчас в храме каждый день проводятся службы. Традиционно с рассвета и до заката паломники обходят весь храмовый комплекс по ритуальному пути (кора), читая мантру.

Тибет находится на юго-западной окраине Китая и занимает площадь 1200000 кв.км. В Китае Тибет именуется как ТАР (Тибетский автономный район). Административный центр Тибета - город Лхаса, который в последние годы бурно развивается и заселяется китайцами. В переводе "лхаса" - "святое место". Город расположен на высоте 3660 м над уровнем моря.

Высокогорное положение обусловило суровые климатические условия и большую разницу температур днем и ночью. Но благодаря сильной инсоляции зимой в Тибете вовсе не так уж холодно, средняя годовая температура в Южном Тибете +8 С, в северных районах -1-2 С, в центральных районах зимой почти не бывает суровых морозов, а летом редко случается сильная жара. Наилучшим сезоном для путешествий является время с марта по октябрь.

Тибет отделен от внешнего мира самыми высокими горными хребтами. Поэтому как только Вы пересечете границу, Вы сразу поймете, почему эту страну называют "Крышей Мира". Весь Ваш путь по Тибету будет пролегать на высоте 4500-5000 м. На такой высоте близость к небу становится реальной и ощутимой.

Тибет - самое таинственное место на земле. Долгое время Тибет был закрытой страной, и попасть туда было почти невозможно. Лишь с 1974 г. эта территория была открыта для посещения иностранцами. И хотя страна кажется пустынной, Вы встретите непрерывный поток тибетцев, посещающих храмы. В Тибете находится более 2000 храмов и монастырей - уникальная сокровищница культуры и традиций Востока.

Вы увидите здесь больше сокровищ, чем в любой другой стране мира! Вы никогда не забудете тибетские песни, глаза тибетцев полные любви и доброжелательности, поскольку это - единственное место в мире, где Вы встретите неподдельную улыбку.

Мировую известность Тибету принесли многочисленные храмы и монастыри, где до сих пор проводятся торжественные ритуалы и церемонии.

Фотогалерея

Jokhang (Дом Будды) - первый буддийский храм Тибета, возведенный в VII, веке находится в километре восточнее дворца Потала на высоте 3655 м. Его возраст насчитывает более 14 веков. Строительство города Лхасы началось именно с этого места и с этого монастыря. Время основания Джокханга предположительно считается с 639 по 647 год.

В Лхасе есть два исторических центра, к которым примыкают жилые кварталы. Один из них находится вокруг священной Поталы, другой – вокруг храма Джоканг. Также известный среди тибетцев как Цуклаканг, Джокханг является самым почитаемым религиозным сооружением в Тибете. Но прежде чем посетить его, паломники должны совершить вторую внутригородскую Кору, маршрут которой идёт по древней улице Баргхор, окружающей этот храм. Улица эта была в прошлом религиозным святилищем, но сейчас стала самым крупным торговым рынком столицы. Закончив кору Баргхор, паломники направляются в священный Джоканг.

У входа в сам храм и рядом у его стен располагается множество людей, непрерывно совершающих обряд простирания, только совершаемый на одном месте. История этого старейшего в Тибете храма довольно необычна. Когда царь Сонгцен Гампо стал укоренять буддизм в Тибете, построив первые 12 монастырей, он столкнулся с тем, что у него не было ни одной священной статуи Будды. Появление самой важной статуи Будды рассказывает древняя буддистская легенда.

В ней говорится о том, что когда Будда Шакьямуни собрался покидать Землю, он согласился оставить людям своё изображение. Но небесный скульптор Вишвакарам никак не мог снять размеры фигуры святого из-за трепетного дрожания рук. Тогда Будда стал у воды и велел снять пропорции с отражения. По ним из священного состава из семи металлов были отлиты четыре прижизненных статуи. Одна затем попала в Непал, другая - в Китай, а две сокрыты в Ашрамах Шамбалы. Чтобы взять в приданное священные статуи Буд¬ды, Сонгцен Гампо женился на непальской и танской царевнах.
Китайская прицесса Венченг, привезшая статую Будды Шакьямуни, вознамерилась построить для неё специальный храм в Лхасе и стала выбирать место. Она была волшебницей и занималась гаданием по пыли, земле и воде. Магические действа показали ей, что всю территорию Тибета покрывает лежащее на спине тело демоницы - синмо. Три холма Лхасы: Марбори, Чакпори и Бонпари - это лобок и груди демоницы, а в центре города, где лежало озеро Отханг, было её сердце, залитое кровью.
Венченг бросила в него волшебное кольцо, и оно вытянуло за собой со дна большой остров. Горный козёл наносил земли из божественной страны нагов и засыпал остатки озера.

Небольшой рельеф, изображающий фигуру козла, можно увидеть в капелле Майтрейи на южной стене нижнего этажа святилища. На этом месте в 653 г.н.э. и был воздвигнут храм Джокханг, куда и поместили священную статую Будды. Непальская же принцесса Бирикути привезла статую Будды Акшобьи. Говорят, что изначально Джоканг строился правителем для размещения в нем изображения Будды Акшобьи. Для прекрасной статуи Джово Шакьямуни был построен храм Ramoche . Но после смерти Сонгцэна Гампо Джово Шакьямуни был перенесен из Рамоче и спрятан в Джоканге. С тех пор изображение так и осталось в Джоканге, и является наиболее почитаемым в Тибете изображением Будды. Кстати, слово «Джоканг» или «Джовокханг» означает на тибетском «капелла Джово».

Двор храма, именуемый Чам-ра, где, по обычаю, в дни праздников, проводятся торжественные богослужения лам со всех тибетских монасты¬рей, так как Джоканг является общим святилищем для всех сект буддизма. Многочисленные камни вдоль стен испещрены текстами священных молитв. Дым от можжевеловых воскуре¬ний, означающих кровь Будды, столбами поднимается в небо.

Сам храм представляет собой прямоугольное здание в три этажа с плоской крышей. Войдя в него, вы вновь попадаете в небольшой тёмный внутренний зал-дворик. Решётчатая перего¬родка отделяет его от стены, образуя коридор, называемый Чилхордин. Это ритуальное сердце Джокханга. По нему все вошедшие в храм должны пройти по часовой стрелке третью священ¬ную Кору Лхасы, называемую Нангкхор, символически двигаясь между двух миров: справа, во дворике, расположена золотая статуя грядущего Будды Майтрейя (по-тибетски «Чжамба»), а по левую сторону, в стене чередой идут двери, освещаемые тусклым пламенем масляных светильников. За каждой из них комната-святилище, посвященная различным богам. Паломники поочерёдно входят туда, чтобы преклониться, оставить дары и поддержать подношениями масла непре¬рывный огонь в лампадах.


Святилище Авалокитешвары. Легенда говорит, что, когда рабочие закончили строительство храма, они положили свои инструменты в одну из ниш стены. Тотчас из них возникла прекрасная статуя одиннадцатиликого Авалокитешвары, стоящая на полу в рост человека. Вокруг неё и было создано свя-тилище. Другая легенда гласит, что статуя эта состоит из пяти слоев. Когда из Индии привезли сандаловое изображение Авалокитешвары, Сонгцен Гампо распорядился покрыть его слоем из смеси тибетских благовонных трав. А в 650 г.н.э. сам царь вместе с непальской и китайской жёнами слились с этой статуей, растворившись в ней навсегда. После этого обе принцессы стали богинями: Белой и Зелёной Тарой. Белая Тара олицетворяет мудрость и сострадание, одаривает верующего счастьем. Зелёная Тара освобождает от негатива, зла, болезней, бедности. Тибетцы называют её Дролма (Освобождающая) и относятся к ней с особой любовью.


Главное святилище Храма. Перед входом в главное святилище, где находится знаменитая статуя Будды Шакьямуни, висят два колокола, в которые надо ударить, сообщая о своём визите. Двухметровый Будда сидит в позе лотоса на высоком троне-киоте, крышу которого под¬держивают резные столбики, увитые телами драконов. Правая рука его опущена к колену, а левая держит чашу нищенствующего монаха. Статуя сделана из позолоченного сандалового дерева и богато украшена. На голове надет тяжелый венец из кованого золота, обильно украшенный драгоценными камнями. Шея и грудь перевиты ожерельями из крупной бирюзы и костяными чётками. На плечи накинута шелковая жёлтая мантия, поверх которой наброшено множество белых шарфов-хадаков.

Перед статуей, на нескольких ступенях, стоит множество золотых жертвенных чаш, доверху заполненных подношениями. Бедные паломники кладут туда зерно, бурдюки с ячьим маслом, люди побогаче - деньги, ювелирные изделия из серебра, золота и драгоценных камней. Монахи, меняющие заполненные чаши на пустые позволяют особо щедрым посетителям подняться по ступе-ням, чтобы поцеловать колено Будды или испить глоток святой воды из серебряных кувшин¬чиков, стоящих рядом со статуей. У ног Будды стоит золотая чаша, с помощью которой проходит обряд жеребьёвки, в ходе которого устанавливается личность мальчика-преемника Далай - и Панчен-Лам в случае их смерти. Он проходит в этом зале, непосредственно перед статуей.

Несмотря на то, что немного осталось от оригинальной постройки VII века, а большинство статуй, украшающих внутренний интерьер храма, созданы после Культурной Революции, Джоканг, переполненный верующими и окутанный тайнами, оставляет ни с чем не сравнимое впечатление.

На протяжении веков Джоканг претерпел множество изменений, однако, изначальная планировка – древняя и сильно отличается от остальных религиозных сооружений Тибета. Основное отличие заключается в расположении здания с запада на восток, в направлении Непала, якобы, в честь непальской принцессы Бирикути. Множество изменений были произведены в течение веков, когда Лхаса оставалась на второстепенной роли в тибетской истории, но, несомненно, самые глубокие изменения Джоканг претерпел в XVII веке во время правления Пятого Далай Ламы. В этот период Лхасе было возвращена её главенствующая роль, а Джоканг был существенно расширен. Только несколько резных колонн и арка главного входа остались такими, как их создали в VII веке неварские художники из долины Катманду.

В начале Культурной Революции большая часть внутреннего содержимого Джоканга была осквернена бойцами Красной Гвардии и считается, что многие предметы были вынесены из храма. На каком то этапе, помещение, служившее жилищем монахов было переименовано в Гостиницу, а часть самого храма была превращена в свинарник. С 1980 года Джоканг начал реставрироваться, и сегодня только глаз специалиста может заметить, что храм пережил невзгоды последних лет.

Выйдя во двор, можно подняться по лестнице на второй этаж. Там находятся покои Далай-Ламы и кельи монахов. А вот на третьем этаже, где расположено множество святилищ самых разнообразных святых, паломников особо интересует комната, в которой установлена статуя богини Бэлхамо. Она считается покровительницей семейного очага, а потому чествуется жи¬телями Лхасы, особенно женщинами. Они несут к ней кувшинчики с ячменным вином, чашки с зерном и прочей едой. Вокруг этих подаяний бегают десятки тибетских мышей. Перед статуей находится большой серебряный поднос, где можно увидеть трупики до-хлых мышек. Они считаются священными и тибетцы убеждены, что мясо мышей из Джогханга полезно при многих заболеваниях. Его даже вывозят за границу!