Все атомные подводные лодки ВМФ России (25 фото). Все подлодки вмф россии в одной инфографике Атомная подводная лодка рф

У какой страны самый большой флот подводных лодок? June 3rd, 2015

Подробнее про это место на фотке

Вот казалось бы можно прикинуть приблизительно и сказать, какая страна будет обладать наибольшим количеством подводных лодок. Но у меня это не получилось. Может у вас получится?

Подумайте и скажите. Какая? А под катом в обратном порядке будет ТОП-10 стран по численности подводного флота …

Каждый год страны тратят миллиарды долларов на свои вооруженные силы. Армии, военно-воздушные силы и флот получают щедрые суммы финансирования для поддержания существующего уровня боеготовности, разрабатывая и закупая все новые образцы вооружения. За последние несколько веков державы мира быстро поняли важность и нужность военно-морского флота. Являясь не только символом власти и богатства, сильный флот может проецировать силу, использоваться в качестве политического инструмента, защитить коммерческие линии и доставить свои войска в любое место мира.

Для многих народов одним из самых важных и универсальных компонентов их флотов является подводная лодка. Первая подводная лодка была построена в 17 -м веке. В течение следующих нескольких сотен лет, подводная лодка прошла большой ряд эволюций, значительно улучшила свою подвижность, практичность, летальность и общие возможности. Сегодня подводные лодки – это грозная сила, которая наводит ужас на вероятного противника. Сегодня мы посмотрим на 10 крупнейших подводных флотов в мире. Этот список построен по общему количеству дизель-электрических и атомных лодок у государства.

10. Южная Корея – 14 подводных лодок.

Начинает этот список подводный флот Южной Кореи. ВМС Республики Корея в настоящее время располагают флотом из 14 дизель-электрических подводных лодок. В настоящее время, 12 из этих подводных лодок являются немецкой подводной лодкой Тип 209 и Тип 214, в то время как две сверхмалые подводные лодки построены в Корее. Небольшая лодка Тип 214 обладает восемью торпедными аппаратами и возможностью вести огонь противокорабельными ракетами и минами.

9. Турция – 14 подводных лодок.

Все подводные лодки ВМС Турции являются дизель-электрическими лодками и принадлежат к немецкому варианту Тип 209. Эти подводные лодки являются одними из наиболее экспортируемых типов. При стоимости около 290 млн. долларов, Тип 209 имеют возможность стрелять противокорабельными ракетами «Гарпун». Со следующего года ВМС Турции планирует заменить Тип 209 более современными немецкими дизель-электрическими подводными лодками Тип 214.

8. Израиль – 14 подводных лодок.

Когда думаешь о морской державе, то уж Израиль точно не приходит на ум. С военной точки зрения, большинство людей видят Израиль как сухопутную державу. И тем не менее известно, что израильский военно-морской флот в настоящее время располагает 14 подводными лодками (хотя большинство интернет-источники сообщают, более низкие цифры). Наиболее известные здесь являются лодки Dolphin. Построенные в Германии с 1998 года, подводные лодки класса Dolphin являются дизель-электрическими, они способны нести и осуществлять стрельбу израильским ядерным оружием.

7. Япония – 16 подводных лодок.

Сегодня подводные силы Японии состоят из дизель-электрических подводных лодок. Самая старая из них была построена в 1994 году. Новейшие подводные лодки Японии относятся к классу Soryu. Они созданы с применением новейших технологий, имеют диапазон действия в 11000 километров и могут стрелять ракетами, торпедами и минами.

6 Индия – 17 подводных лодок.

В настоящее время, подавляющее большинство подводных сил Индии состоит из дизель-электрических подводных лодок, построенных на российских и немецких верфях. Эти суда позволили Индии показать свою мощь в прибрежных водах и в Индийском океане в течение последних 25 лет. Совсем недавно, были приняты меры, чтобы создать индийский ядерный подводный флот. Аренда в России подводной лодки класса Акула и разработки Индией своей ядерной военной программы – явные признаки того, что Индия хотела бы значительно расширить возможности своего подводного флота. Учитывая время и затраты, связанные с созданием атомных подводных лодок, вполне вероятно, дизель-электрические лодки останутся костяком ВМС Индии в течение следующих нескольких лет.

5 Иран – 31 подводная лодка.

Нет, это не опечатка, Иран в настоящее время действительно обладает пятым по величине подводным флотом в мире. За последние несколько лет, Исламская Республика Иран приступила к разработке новых надводных кораблей и подводных лодок. Подводные силы были, и в значительной степени остаются, сосредоточенными на прибрежных операциях и операциях в акватории Персидского залива. Наиболее современные подводные лодки – это три дизель-электрические лодки российского производства класса Кило. Построенные в 1990-е годы, эти подводные лодки обеспечивают Иран возможностью патрулировать более 11000 километров и представляют реальную угрозу для любых военно-морских сил, приближающихся к иранским берегам.

4. Россия – 65 подводные лодки.


Кликабельно 1600 рх

С распадом Советского Союза в начале 1990-х годов, советский ВМФ, как и большинство советских военных сил, получал недостаточное финансирование и техническое обслуживание. За последние несколько лет эта ситуация изменилась, Россия стремится реформировать и модернизировать свои вооруженные силы. Подводный флот ВМФ России является одной из ветвей вооруженных сил, который выиграл от этой реформы. Россия располагает около 30 ядерных подводных лодок. Сейчас активно строятся новые подводные лодки, вероятно, подводные силы ВМФ России скоро смогут улучить свою позицию в этом списке в ближайшие годы.

3 Китай – 69 подводных лодок.

За последние 30 лет, военные силы Китая прошли программу массового расширения и модернизации. В дополнение к наземным и воздушным силам, подводный флот претерпел существенное развитие в целях расширения функциональных возможностей. В настоящее время Китай располагает около 50 дизель-электрическими подводными лодками, которые составляют основу подводного флота. Кроме этого у Китая в качестве сил ядерного сдерживания имеется несколько ядерных подводных лодок с баллистическими ракетами.

2 США – 72 подводные лодки.

Подводные силы ВМС США к удивлению не первые в этом списке. Однако не смотря на то, Америка располагает вторым по величине подводным флотом в мире, тем не менее, пожалуй, они располагают самым мощным подводным флотом. В настоящее время подавляющее большинство подводных лодок США являются атомными, что означает, что при выполнении операций в океане они ограничены только количеством пищи и воды. В настоящее время наиболее многочисленны подводные лодки класса Лос-Анджелес, из из которых около 40 находятся в эксплуатации. Построенные между 1970 и 1990 годами, подводная лодка класса Лос-Анджелес стоит около 1 миллиарда долларов, обладает водоизмещением почти 7000 тонн, может погружаться на глубину более 300 метров. Однако в настоящее время США начали заменять эти лодки времен холодной войны новыми и более современными подводными лодками класса Virginia стоимостью около 2,7 млрд. долларов.

1 Северная Корея – 78 подводных лодок.

Флот Корейскойя Народной армии занимает первое место в этом списке, располагая в своем составе 78 подводных лодок. Все подводные лодки КНДР являются дизель-электрическими и все они водоизмещением менее 1800 тонн. Потенциальная опасность этой силы была продемонстрирована в 2010 году, когда небольшая 130 тонная субмарина класса Yono потопила южнокорейский корвет Чхонан. Тем не менее, подводные лодки КНДР в значительной степени считаются устаревшими. Основное количество подводного флота состоит из старых лодок советской эпохи и малых самодельных прибрежных подводных лодок. Малые северокорейские подводные лодки очень хороши способностью операций в мелководных бассейнах и в руслах рек. Во время войны их можно использовать для минирования, разведки во вражеских гаванях и транспортировки спецназа к вражеским берегам.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Подводные лодки составляют основной костяк морского вооружения России. Они способны выполнять ряд стратегически важных задач. Их используют для уничтожения вражеских кораблей, различных подводных и надводных объектов, а также поражения целей в прибрежной акватории противника. К тому же они способны незаметно выполнять боевые задания и покидать места временной дислокации. Считается, что подводные флоты Российской Федерации и США являются самыми сильными, и эти державы делят пальму первенства в господстве над Мировым океаном.

Как зарождался атомный подводный флот

В середине прошлого столетия, в 1954 году, на воду был спущен «Наутилус», который считается первой атомной подлодкой, выпущенной США. Разработки подводного судна типа SSN 571 велись с 1946-го, и уже в 1949 году началось его строительство. Основой для конструкции послужила немецкая военная подлодка 27-й серии, конструкцию которой американцы изменили до неузнаваемости и установили в ней атомную энергоустановку. До начала 1960 года был налажен выпуск первых АПЛ проекта EB 253-A, более известных как субмарины «Скейт».

Спустя всего лишь 5 лет, в начале 1959 года, появился проект 627, ставший первой атомной подлодкой Советского Союза. Ее сразу же приняли на вооружение ВМФ. Вскоре после этого советскими конструкторами был разработан проект 667-A, который изначально задумывался для применения в качестве подводного крейсера-ракетоносца для выполнения стратегических задач (РПКСН). Собственно, принятие 667-х на вооружение в качестве боевых единиц принято считать началом развития II поколения атомных подлодок СССР.

В 1970 г прошлого столетия в Союзе был принят и одобрен проект 667-Б. Это была АПЛ, носившая название «Мурена». Она была оснащена мощным морским БРК (ракетный баллистический комплекс) «Д-9» межконтинентального использования. Вслед за этой подлодкой появилась «Мурена-М» (проект 667-БД), а уже в 1976 г советский флот получил на вооружение первую серию подводных ракетоносцев ─ проект 667-БДР. Они вооружались ракетами, которые имели разделяющиеся боеголовки.

Дальнейшее развитие подлодок стран-лидеров осуществлялось таким образом, что в основу конструкции легли бесшумные гребные винты и некоторые изменения в корпусе. Так, в 1980 г. появилась первая подлодка ударного типа, которая стала проектом 949 III поколения. Для выполнения ряда стратегических задач на ней использовались торпеды, а также крылатые ракеты.

Немногим позже появился проект 667-АТ, флагманом которого стала атомная подлодка К423. Ее приняли в 1986 г. на вооружение советского флота. Также стоит отметить, что этому проекту удалось дожить до наших дней. Как и другие атомные подводные лодки России, в число действующих боевых единиц флота входит модель К395 проекта 667.

Нельзя не отметить и созданные в 1977 г. советские подлодки. Они стали модификацией проекта 667 ─ 671 РТМ, которых до конца 1991 г. было построено 26 единиц. Вскоре после этого были созданы первые отечественные многоцелевые АПЛ, корпус которых был изготовлен из титана ─ "Барс-971" и 945, известные как «Барракуда».

Полста ─ много или мало?

На вооружении подводного флота РФ числится 76 единиц подлодок различного класса, среди которых РПКСН, АМПЛ (многоцелевые), дизельные, а также суда спецназначения. На вопрос о том, сколько атомных подводных лодок в России, можно ответить таким образом: их 47 единиц. Необходимо отметить, что это очень большое количество, поскольку постройка одной АПЛ обходится сегодня государству свыше 1 миллиарда долларов. Если учитывать суда, находящиеся на переоснащении и в судоремонтных вервях, то количество атомных подводных лодок в России будет равно 49. Для сравнения приведем некоторые данные о подлодках, стоящих на вооружении сверхдержав. Американский подводный флот насчитывает 71 боевую единицу подлодок, а у Великобритании и Франции их числится по 10 единиц.

Атомные тяжелые крейсеры-ракетоносцы

Наиболее крупными и опасными с точки зрения поражения вражеской силы и разрушающей способности считаются тяжелые ракетоносцы. Такие атомные подводные лодки России на вооружении находятся в количестве 3 единиц. Среди них и ракетоносец «Дмитрий Донской» (тяжелый крейсер ТК208), а также «Владимир Мономах». Они были построены по проекту 945. Их вооружение представлено ракетной системой «Булава».

Крейсер ТК-17 типа «Акула», являющийся составной частью проекта 941УМ, находится на вооружении подводного флота и именуется «Архангельском». Лодка ТК-20 имеет название «Северсталь», и она была также построена по этому проекту. Одной из причин вывода их из строя является нехватка баллистических ракет P-39. Отметим также, что эти суда являются одними из самых больших в мире, а их общее водоизмещение составляет около 50 тыс. тонн.

В начале 2013 г. на АПЛ К-535 (проект 955 «Борей»), получившей имя Юрия Долгорукого, был поднят флаг. Эта подлодка стала головным подводным ракетным крейсером Северного флота. Не прошло и года, как уже в декабре Тихоокеанский флот получил на вооружение К-550. Эта АПЛ носит имя Александра Невского. Все лодки представляют собой стратегические ракетоносцы IV поколения.

Стратегические атомные подлодки «Дельфин»

Проект 667-БДРМ представляют атомные подводные лодки ВМФ России в количестве 6 единиц:

  • «Брянск» ─ К117;
  • «Верхотурье» ─ К51;
  • «Екатеринбург» ─ К84;
  • «Карелия» ─ К118;
  • «Новомосковск» ─ К407;
  • «Тула» ─ К114.

В середине 1999 г. атомный крейсер К64 перестал быть действующей единицей ВМФ и его сняли с вооружения. Все атомные подводные лодки России (фото некоторых можно увидеть выше), входящие в состав проекта, состоят на вооружении Северного МФ.

Проект 667-БДР. Атомные лодки «Кальмар»

По своему количеству в составе ВМФ современные атомные подводные лодки России класса «Кальмар» идут сразу за «Дельфинами». Строительство лодок по проекту 667БДР началось еще до начала 1980 г в СССР, поэтому большая часть АПЛ уже списана и пришла в негодность. На сегодняшний день на вооружении российского флота имеется лишь 3 единицы таких подводных крейсеров:

  • «Рязань» ─ К44;
  • «Святой Георгий Победоносец» ─ К433;
  • «Подольск» ─ К223.

Все субмарины состоят на вооружении Тихоокеанского флота РФ. Самой «молодой» из них считается «Рязань», поскольку ее пустили в эксплуатацию позже остальных, в конце 1982 г.

АПЛ многоцелевого назначения

Многоцелевые атомные подводные лодки России, которые были собраны согласно проекту 971, считаются самыми многочисленными в своем классе («Щука-Б»). Они способны уничтожать цели в прибрежной акватории, на берегу, а также поражать подводные сооружения и объекты, находящиеся на поверхности воды. Северный и Тихоокеанский флоты имеют на своем вооружении 11 АПЛ этого типа. Однако 3 из них по различным причинам больше не будут эксплуатироваться. Например, АПЛ «Акула» не используется вообще, а «Барнаул» и «Барс» уже переданы в утилизацию. Подлодка «Нерпа» К152 с 2012 г по контракту была продана в Индию. Позже ее передали на вооружение индийскому ВМФ.

Проект 949А. Многоцелевые АПЛ «Антей»

Атомные подводные лодки России проекта 949А присутствуют в количестве 3 единиц и входят в состав Северного флота. 5 АПЛ «Антей» стоят на вооружении флота Тихого океана. Когда задумывалась эта субмарина, то предполагалось ввести в эксплуатацию 18 единиц. Однако дефицит финансирования дал о себе знать, поэтому их было спущено на воду всего лишь 11.

Сегодня атомные подводные лодки России класса «Антей» находятся на вооружении флота в количестве 8 боевых единиц. Несколько лет назад субмарины «Красноярск» К173 и «Краснодар» К178 были отправлены на разборку и утилизировались. 12.09.2000 г в акватории Баренцева моря произошла трагедия, унесшая жизнь 118 российских моряков. В этот день затонул АПРК проекта «Антей» 949А «Курск» К141.

АПЛ «Кондор», «Барракуда» и «Щука» многоцелевого использования

С начала 80-х до 90-х годов были построены 4 лодки, которые являлись проектами 945 и 945А. Они получили названия «Барракуда» и «Кондор». Согласно 945 проекту, были построены атомные подводные лодки России «Кострома» Б276 и «Карп» Б239. Что касается проекта 945А, то по нему были созданы «Нижний Новгород» Б534, а также «Псков» Б336, изначально поставленные на вооружение Северного флота. Все 4 субмарины несут службу по сей день.

Также на вооружении имеется 4 подлодки многоцелевого проекта «Щука» 671РТМК, среди которых:

  • «Обнинск» ─ Б138;
  • «Петрозаводск» ─ Б338;
  • «Тамбов» ─ Б448;
  • «Даниил Московский» ─ Б414.

Министерство обороны планирует списать эти лодки и заменить их боевыми единицам совершенно нового класса.

АПЛ 885 типа «Ясень»

На сегодняшний день ПЛАРК «Северодвинск» является единственной действующей подлодкой этого класса. 17 июня прошлого года на К-560 состоялось торжественное поднятие флага. В течение ближайших 5 лет планируется создать и спустить на воду еще 7 таких судов. Уже полным ходом идет постройка подлодок «Казань», «Красноярск» и «Новосибирск». Если «Северодвинск» является проектом 885, то остальные лодки будут созданы по проекту улучшенной модификации 885М.

Что касается вооружения, то АПЛ «Ясень» будут оснащаться сверхзвуковыми крылатыми ракетами типа «Калибр». Дальность стрельбы этих ракет может составлять 2.5 тыс. км,и они представляют собой высокоточные снаряды, основной задачей которых будет уничтожение вражеских авианосцев. Также планируется, что АПЛ «Казань» будет оснащаться принципиально новым оборудованием, которое ранее не использовалось при разработке подводных аппаратов. Мало того, по ряду технических характеристик, в первую очередь благодаря минимальному уровню шума, обнаружить такую субмарину будет весьма проблематично. К тому же эта многоцелевая подлодка составит достойную конкуренцию американскому SSN575 Seawolf.

В конце ноября 2012 г осуществлялись испытания ракетного комплекса «Калибр». Стрельба проводилась из погруженной субмарины «Северодвинск» по наземным целям с расстояния 1.4 тыс. км. К тому же была запущена сверхзвуковая ракета типа «Оникс». Произведенные запуски ракет оказались успешными и доказали целесообразность своего применения.

Предлагаю вашему вниманию фотообзор всех АПЛ стоящих на вооружении и строящихся для ВМФ России.


Проект 955 «Борей»

1. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Год вступления во флот — 2012

2. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-550 «Александр Невский» проекта 955 «Борей». Год вступления во флот — 2013.

3. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-551 «Владимир Мономах» проекта 955 «Борей». Год вступления во флот — 2014.

4. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955 «Борей». Заложена — 2012 год.

5. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955 «Борей». Заложена — 2014 год.

6. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Генералиссимус Суворов» проекта 955 «Борей». Заложена — 2014 год.

Проект 885 «Ясень»

7. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» Год вступления во флот — 2013.

8. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-561 «Казань» проекта 885 «Ясень». Заложена — 2009 год.

9. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-573 «Новосибирск» проекта 885 «Ясень». Заложена — 2013 год.

10. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-173 «Красноярск» проекта 885 «Ясень». Заложена — 2014 год.

Проект 941УМ «Акула»

11. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула». Год вступления во флот — 1981

12. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17«Архангельск» проекта 941 «Акула». Год вступления во флот — 1987. Статус — находится на консервации Это сообщение отредактировал Arhyzyk — 30.01.2015 — 20:41

13. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20«Северсталь» проекта 941 «Акула». Год вступления во флот — 1989. Статус — находится на консервации

Проект 667БДР «Кальмар»

14. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск» проекта 667БДР «Кальмар». Год вступления во флот — 1979.

15. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец» проекта 667БДР «Кальмар». Год вступления во флот — 1980.

16. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань» проекта 667БДР «Кальмар». Год вступления во флот — 1982. Статус — находится на ремонте

Проект 667БДРМ «Дельфин"17. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот — 1984

18. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот - 1985

19. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот — 1987. Статус — находится на ремонте

20. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот — 1988

21. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот — 1989

22. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот - 1990

Проект 949А «Антей»

23. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-132 «Иркутск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1988. Статус — находится на ремонте

24. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-119 «Воронеж» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1989.

25. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-410 «Смоленск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1990.

26. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-442 «Челябинск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1990. Статус — находится на ремонте

27. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-456 «Тверь» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1992.

28. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-266 «Орёл» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1992. Статус — находится на ремонте

29. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-186 «Омск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1993.

30. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-150 «Томск» проекта 949А «Антей» «Дельфин». Год вступления во флот — 1996. Статус — находится на ремонте

Проект 671РТМК «Щука»

31. Подводная лодка атомная торпедная Б-388 «Петрозаводск» проекта 671РТМК «Щука». Год вступления во флот — 1988.

32. Подводная лодка атомная торпедная Б-414 «Даниил Московский» проекта 671РТМК «Щука». Год вступления во флот — 1990.

33. Подводная лодка атомная торпедная Б-138 «Обнинск» проекта 671РТМК «Щука». Год вступления во флот — 1990.

34. Подводная лодка атомная торпедная Б-448 «Тамбов» проекта 671РТМК «Щука». Год вступления во флот — 1992. Статус — находится на ремонте

Проект 971 «Щука-Б»

35. Подводная лодка атомная торпедная К-322 «Кашалот» проекта 971 «Щука-Б». Год вступления во флот — 1988. Статус — находится на ремонте

36. Подводная лодка атомная торпедная К-391 «Братск» проекта 971 «Щука-Б». Год вступления во флот — 1989. Статус — находится на ремонте

37. Подводная лодка атомная торпедная К-331 «Магадан» проекта 971 «Щука-Б». Год вступления во флот — 1990.

38. Подводная лодка атомная торпедная К-317 «Пантера» проекта 971 «Щука-Б». Год вступления во флот — 1990.

В последнее время граждане нашей страны все чаще интересуются боеспособностью вооруженных сил РФ. На различных интернет-порталах звучат вопросы, связанные с армией: «Сколько у России подводных лодок и надводных кораблей?», «Сколько танков и ракет?» и т. д. Почему вдруг наши люди стали проявлять подобный интерес, что послужило причиной?

Лирическое отступление

Сегодня уже ни для кого не является секретом, что президент РФ и его команда круто изменили направление внешней политики нашей страны. Они все чаще дают щелчки по носу западным державам. Политика России становится все более твердой, она не прогибается ни под США, ни под Европейский союз, ни под МВФ. Многие западные политики говорят о том, что «Русский медведь» вышел из спячки и скоро заявит о себе в полный голос. Что изменилось в сознании нашего президента и его окружения, сказать трудно. Христиане склонны говорить, о том, что грядет последняя битва Апокалипсиса, и что Россия станет спасителем всего человечества. Поклонники ведического учения утверждают, что закончилась Ночь Сварога, наступил Рассвет, т. е. прошло время лжи и притворства - наступила эпоха воина. Не будем говорить, кто из них прав, а кто заблуждается, возможно, правы все, и говорят об одном и том же, только смотрят на мир каждый со своей колокольни. Вернемся лучше к правительству, которое шаг за шагом укрепляет нашу государственность и суверенитет. Одной из таких программ стала реформа В данной статье мы рассмотрим состояние подводного флота нашего государства, перспективы его развития, узнаем, сколько у России подводных лодок и каковы их боевые возможности. Ведь каждый человек понимает, что сильную политику может вести только тот, у кого за спиной стоит отличная армия.

на сегодняшний день?

Несмотря на экономический кризис, постигший нашу страну в 90-х годах прошлого столетия, и появление случайных людей на должности министра обороны РФ уже в новом веке, всеми силами стремившихся уничтожить оборонную мощь государства, отечественный флот до сих пор считается одним из крупнейших в мире, обладающим мощным потенциалом для выполнения боевых и разведывательных задач. Одним из главных компонентов ВМФ РФ являются субмарины. Вопрос о том, сколько у России подводных лодок, волнует многих, однако ответить на него довольно непросто. Для начала рассмотрим официальную статистику Министерства обороны. Согласно представленным общественности материалам, ВМФ РФ насчитывает 70 субмарин. Из них:

  • 14 атомоходов с баллистическими ракетами: 10 у Северного флота (СФ) и 4 у Тихоокеанского (ТОФ);
  • 9 атомных лодок с крылатыми ракетами: 4 у СФ и 5 у ТОФ;
  • 19 многоцелевых атомоходов: 14 у СФ и 5 у ТОФ;
  • 8 атомных субмарин специального назначения - все у СФ;
  • 1 спецназначения - у СФ.
  • 19 дизельных субмарин: 2 у 2 у Черноморского (ЧФ), 7 у СФ, 8 - у ТОФ.

Реальные цифры существенно разнятся со статистикой

70 единиц подводной техники - это довольно внушительно, однако статистика - статистикой, а реальная жизнь - это совсем другое. Вышеприведенные цифры свидетельствуют о том, что у флота на вооружении 50 атомоходов различных проектов, однако, как оказалось, в состоянии боевой готовности пребывают меньше половины из них. Остальные атомные ВМФ России находятся либо в резерве, либо в ожидании ремонта, и возврат их в строй весьма и весьма сомнителен. Чтобы не быть голословными, давайте рассмотрим состояние подводного флота подробно, так сказать, с переходом на личности.

Наиболее возрастная группа

Самыми «древними» представителями российского подводного флота являются четыре лодки проекта 667БДР. На сегодняшний день две из них (К-223 и К-433) несут службу, К-44 и К-129 находятся в ремонте. Вероятность их возвращения в строй ничтожно мала, ведь даже те, которые задействованы, планируется списать при поступлении новых лодок.

Наиболее многочисленным классом субмарин являются многоцелевые проекты. В общей сложности в ВМФ их 19 единиц пяти направлений. Самые возрастные из них - это четыре лодки 671РТМКК: К-388 и К-414 несут службу, а К-138 и К-448 находятся в ремонте. Списание этих субмарин запланировано на 2015 год.

Основа подводного флота

В составе ВМФ числятся три самые крупные лодки в мире - 941 «Акула»: ТК-17 и ТК-20 поставлены в резерв, а ТК-208 служит для проведения испытаний баллистических ракет типа «Булава». В рядах СФ значатся шесть субмарин проекта 667БДРМ: К-18, К-51, К-114, К-117 и К-407 несут службу, а К-407 должна выйти из ремонтных доков летом этого года.

Кроме того, девять субмарин проекта «Антей» 949А стоят на вооружении СФ и ТОФ, однако всего четыре из них (К-119, К-410, К-186 и К-456) прошли плановый ремонт, а пять числятся либо в резерве, либо в ремонте, и их перспективы весьма туманны.

Основу лодок многоцелевого назначения составляют корабли «Щука-Б» проекта 971. В ВМФ РФ их насчитывается одиннадцать единиц, пять из них (К-154, К-157, К-317, К-335 и К-461) несут боевое дежурство в составе СФ, две - К-295 и К-331 - в ТОФ, а остальные находятся в небоеготовом состоянии, и их ремонт под большим вопросом. Еще четыре лодки относятся к проектам 945 и 945А: «Барракуда» и «Кондор» соответственно. Эти корабли отличаются титановым сверхпрочным корпусом. Два из них - К-336 и К-534 - несут службу в составе СФ, а К-239 и К-276 готовятся к проведению модернизации и ремонта.

Как видите, реальное количество подводных лодок России гораздо меньше, чем предъявлено в отчете МО РФ.

Самые современные субмарины России

Современные России - «Борей» проекта 955 - вошли в состав ВМФ всего лишь в 2013 году. Две из них, К-535 и К-550, несут боевое дежурство где-то в водах мирового океана, К-551 проходит обязательные государственные испытания, а еще одна находится в стадии строительства. Планируется выпустить серию из восьми субмарин этого проекта.

Самой современной субмариной нашего флота является К-560 проекта 885 «Ясень». Она вошла в состав ВМФ 31 декабря 2013 года. Согласно планам МО, будет выпущено десять таких атомоходов. Как видите, новые подводные лодки России продолжают поступать в состав ВМФ, так что есть надежда, что в ближайшие годы ситуация кардинально изменится, причем в лучшую сторону.

Что ждет подводный флот РФ?

Согласно заявлению министра обороны РФ С. Шойгу, ВМФ до 2020 года получит 24 новые субмарины. Подобные корабли разных проектов и классов помогут обновить и поднять на качественно новый уровень боевой потенциал флота. Министерство обороны имеет четкий план на развитие подводного ВМФ на ближайшие десятилетия. Он разделен на три этапа, каждый их которых имеет свои цели и особенности. Первый период уже идет полным ходом и завершится в 2020 г., сразу после него начнется второй, который закончится в 2030 г., и последний продлится с 2031 по 2050 гг.

Несмотря на различные планы каждого из этапов, все они имеют общую цель: обновление технической базы подводного флота России и выведение его на уровень мировых лидеров. Рассмотрим вкратце каждый из периодов.

Первый этап

Основная задача - это строительство новых атомоходов, несущих стратегическое вооружение. Ведь у старых лодок уже подходит к концу срок эксплуатации, и в скором времени их необходимо будет сменить. Их планируется заменять субмаринами проекта 955 и 955А. Как уже упоминалось ранее, до 2020 года планируется выпустить 8 лодок этого класса. После принятия в строй они смогут держать одновременно на дежурстве более 200 ракет класса Р-30 «Булава». Кроме того, командование ВМФ приняло решение отказаться от большого количества разнотипных проектов и заменить их многоцелевыми атомоходами четвертого поколения «Ясень» проекта 885.

Второй этап

По причинам секретности подробности этого периода не предаются огласке, известно только, что планируется полная замена устаревшего парка образцами четвертого поколения и создание новых проектов пятой генерации.

Третий этап

Об этом периоде сведений еще меньше, чем о втором. Известно только о формировании новых требований к субмаринам шестого поколения. Возможно, также будет реализован проект модульной сборки подводного флота, когда, в зависимости от требований заказчика, устанавливается тот или иной модуль, например, с противокорабельными ракетами либо с баллистическими и т. д. В зависимости от поставленной задачи, лодка будет собираться, словно конструктор «Лего».

Историческая справка

Официально история отечественного строительства подводных кораблей ведется со времен Петра Первого (1718 год). Тогда плотник из подмосковного села Ефим Никонов подал челобитную российскому императору, в которой предложил проект так называемого «Потаенного судна». Это и была первая подводная лодка в России. В 1724 году на Неве реке прошли испытания этого творения, однако они закончились провалом, так как у судна при спуске повредилось дно, а автор проекта едва не погиб и был спасен только благодаря личному участию самого Петра. Никонову была поставлена задача исправить недочеты, однако со смертью императора, как это часто бывает, о проекте благополучно забыли. Первая подводная лодка, зачисленная в российский флот, появилась только в начале XX века. Фото миноносца "Дельфин", ставшего основой для последующих отечественных подлодок, представлено ниже.

Заключение

На сегодняшний день подводные лодки России и США являются основой мирового подводного флота. Чтобы сохранить позиции, отечественный подводный флот необходимо развивать и модернизировать. А закончить данную статью хочется цитатой Российского императора Александра III (1881-1894 гг.): «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся против нас».

День моряка-подводника отмечают в России 19 марта . 112 лет назад указом всероссийского императора Николая II в классификацию кораблей были включены подводные лодки, а в боевой состав Российского императорского флота вошли два десятка субмарин

типа "Форель", "Касатка", "Сом" и "Осетр". Исторические "рыбные" названия сохранились в наименованиях проектов советских и российских субмарин.

Первыми звания «офицер подвод­ного плавания » приказом Главного морского штаба были удостоены 68 офицеров, сдавшие специальный экзамен. Россия была одной из первых среди стран, применивших подвод­ные лодки в вооружённой борьбе на море.

Подводные силы как самостоятельный род флота России сформировались к концу Первой мировой войны . К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов страны находилось 218 подводных лодок. За годы войны подводники совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак, выпустили 1542 торпеды, в активных минных заграждениях поставили 1736 мин. В итоге ими было потоплено около 100 боевых кораблей и более 200 транспортов противника.

В середине 50-х годов прошлого столетия в ответ на создание США подводной лодки с атомной энергетической установкой в СССР были развёрнуты работы, направленные на обеспечение паритета в этом направлении. Мы справились с этой грандиозной задачей практически в два раза быстрее. Был точно выбран путь от первого в мире атомного реактора, использованного в Обнинске, к главной энергоустановке подвод­ной лодки, а также за шесть лет проведены огромные исследования и разработки, выполненные 135 организациями. 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой в России атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол». 4 июля 1958 года академик Анатолий Петрович Александров сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта ГЭУ: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар ».

В подводном флоте Советского Союза состояло на вооружении 216 субмарин различных типов и классов, сейчас их - порядка 70 (всего 13 проектов). В настоящее время в России строится серия многоцелевых подлодок четвертого поколения проекта "Ясень" и стратегических ракетоносцев "Борей", идет создание беспилотных подводных аппаратов. В ближайшее время ожидается закладка двух дизель-электрических лодок проекта 636.3, всего для Тихоокеанского флота их построят шесть.

"Борей "

Российские тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" уступили место более скрытным и эффективным атомным ракетоносцам четвертого поколения класса "Борей". Всего в составе ВМФ России - 12 атомных стратегических подводных ракетоносцев, три из которых - проекта 955 "Борей": "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава" (каждая субмарина несет по 16 ракет), лодки способны применяться в любой точке планеты, имеют неограниченную мореходность.

Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) "Борей" (по кодификации НАТО SSBN "Borei", также "Dolgorukiy" - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. Разработан в ЦКБМТ "Рубин" (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. "Борей" создавался, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 "Акула" (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ "Дельфин" (Delta-IV по классификации НАТО).

"Бореи" являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК-650В, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 "Щука-Б", ПЛ "Борей" имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Была проделана огромная работа по снижению шумности лодок и снижению физических полей. Шумность ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта "Борей" в 5 раз ниже по сравнению с многоцелевыми АПЛ "Щука-Б" третьего поколения и в 2 раза ниже, чем у американской "Вирджинии " .

На лодке установлен ядерный энергоблок с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ - «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения - КТМ-6.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ "Мираж" с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с.

До 2020 года предусматривает строительство и вхождение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. В настоящее время пять атомных подлодок модернизированного проекта "Борей-А" находятся в стадии строительства. Последний корабль этой серии - "Князь Пожарский" - был заложен в конце 2016 года.

"Ясень "

В составе ВМФ насчитывается 29 многоцелевых атомных подлодок различных проектов, среди которых субмарина четвертого поколения проекта 885 "Ясень"- К-560 "Северодвинск" (головная подлодка серии в строю на Северном флоте - прим. 24РосИнфо). Следующие лодки строятся по модернизированному проекту 885М "Ясень-М". На "Севмаше" в 2009–2017 годах заложены шесть субмарин этого типа: "Казань" (в этом году ожидается передача флоту), "Новосибирск", "Красноярск" (должна сойти со стапелей в 2019 году), "Архангельск", "Пермь" и "Ульяновск".

На кораблях проекта 885 применена однокорпусная архитектура на части длины прочного корпуса, а торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности, где они обычно находились. В результате была сформирована "акустически чистая" носовая оконечность для размещения крупногабаритных гидроакустических антенн.

Новые АПЛ отличаются оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами. Примечательно, что все компоненты - российского производства. Ранее многие элементы закупались в странах бывшего СССР. Кроме того, сообщается, что на "Казань" установили новый, менее шумный двигатель.

Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов, лодки проекта "Ясень-М" вооружены большим арсеналом ракет. На них установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет "Калибр-ПЛ". В зависимости от выполняемой боевой задачи, они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо "Калибров" субмарины способны нести и более мощные П-800 "Оникс ", специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей.

Благодаря оснащению универсальными пусковыми установками, которые дают возможность комбинировать ракетное вооружение, "Ясень" выполняет функцию, до этого не свойственную отечественным многоцелевым атомным подлодкам, - полноценного неядерного стратегического сдерживания , т.е. произошло превращение таких подводных лодок из преимущественно противолодочных в ударные. "На "Ясенях" размещены универсальные пусковые установки, которые позволяют применять крылатые ракеты различного назначения без каких-либо переделок, без изменений в составе радиоэлектронного вооружения.

Лодки проекта "Ясень" приходят на замену знаменитой на весь мир «звериной» дивизии многоцелевых атомных подводных лодок. Свое имя дивизия получила благодаря названиям лодок: «Пантера», «Гепард», «Тигр», «Волк», «Вепрь», «Леопард». Все они построены по проекту 971 и являются одними из самых «зубастых» подводных кораблей ВМФ России. Их задача - охранять наши стратегические подводные ракетоносцы от иностранных субмарин и кораблей.

" Черная дыра "

"Черные дыры в океане" - так на Западе прозвали новые российские (по кодификации НАТО - Improved Kilo) за беспрецедентную малошумность. Даже зная, что многоцелевая субмарина рыскает где-то рядом, эсминцы НАТО часто не в силах нащупать ее своими сверхчувствительными сонарами.

Подлодки проекта "Варшавянка" относятся к третьему поколению, имеют водоизмещение 3,95 тысячи тонн, скорость подводного хода - 20 узлов, глубину погружения - 300 метров, экипаж - 52 человека. У лодок модифицированного 636-го проекта выше боевая эффективность. Подводные лодки этого проекта объединяют в себе сочетание характеристик акустической скрытности и дальности обнаружения целей. Они оснащены новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой, высокоточным ракетным оружием, мощным торпедным вооружением.

На вооружении подлодок находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов), мины, ударный ракетный комплекс "Калибр". Они могут обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может обнаружить противник. Они более компактны, могут действовать на мелководье, близко подходить к берегу, выпускать боевых пловцов-диверсантов, ложиться на грунт, скрытно ставить мины на узких фарватерах. Современные системы жизнеобеспечения позволяют находиться под водой до пяти суток, а общая автономность выросла до 45.

"Новороссийск" - первая из шести построенных лодок этого проекта. Спущена на воду в июне 2014-го, базируется в Новороссийске. Вслед за ней в состав Черноморского флота вошли однотипные "Ростов-на-Дону", "Старый Оскол ", "Краснодар","Великий Новгород " и "Колпино ". "Ростов-на-Дону" - первая подлодка в истории ВМФ России, ударившая ракетами по реальному противнику. В декабре 2015-го все выпущенные "Калибры" нашли свои цели в Сирии.

Лодки получились настолько удачными, что решено построить еще шесть для Тихоокеанского флота. 28 июля 2017 года были заложены первые две подводные лодки этого проекта - "Петропавловск-Камчатский" и "Волхов". Подлодка "Петропавловск-Камчатский" будет спущена на воду в 2019 году и в том же году будет сдана. "Волхов" спустят на воду весной 2020-го и до конца года сдадут флоту. Третья подводная лодка называется "Магадан", четвертая – "Уфа". Сдаваться они будут одновременно в 2021 году, с небольшим разрывом. Их заложат в 2019 году. Соответственно, одна будет спущена в 2020 году, другая – в 2021 году. Пятая лодка называется "Можайск", шестой лодке Военно-морской флот еще имя не дал. Обе лодки будут сдаваться в 2022 году. Соответственно, одна будет спущена в 2021 году, другая – в 2022 году.

"Лада" - "Калина"

Российские ДЭПЛ проекта 677 типа "Лада" относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Надводное водоизмещение составляет порядка 1,75 тыс. т (против 2,3 тыс. т у "Варшавянок"). Скорость подводного хода достигает 21 узла. Глубина погружения - до 350 метров. Численность экипажа подводного корабля составляет немногим более 30 человек.

Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники они обладают непревзойденной скрытностью. Предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.

Субмарины проекта 677 отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться крылатыми ракетами комплекса "Калибр-ПЛ", торпедами, ракето-торпедами, зенитными ракетами "Игла".

Головная субмарина серии - "Санкт-Петербург" - была заложена на "Адмиралтейских верфях" в 1997 году; после передачи ВМФ России в 2010 году она находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Второй корабль проекта 677 - "Кронштадт" - заложен в 2005 году, третий - "Великие Луки" - в 2006 году. Затем строительство этих подлодок в Санкт-Петербурге было заморожено и возобновлено в 2013 году.

Подлодки типа "Лада" первыми из российских неатомных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых - увеличение скрытности лодки. Субмарина получит возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 класса "Варшавянка" вынуждены всплывать ежесуточно.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных: в самой установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.

В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно увеличивающих продолжительность подводного плавания неатомных субмарин без всплытия, наиболее продуктивно занимается Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", где создают модернизированный вариант подводной лодки типа "Лада" - проект "Калина".

Эти неатомные субмарины пятого поколения первыми начнут строить для Северного и Балтийского флотов. В "Калине" будут реализованы лучшие качества проектов 636.3 "Варшавянка" и 677 "Лада", которые сейчас строятся для флота. Субмарина получит ВНЭУ, главное преимущество которой - увеличение скрытности. Лодка сможет находиться под водой без всплытия для зарядки батарей более длительный срок - до трех недель.

"Хаски"

Новейшие технологические решения должны найти воплощение в проекте "Хаски" - атомной подводной лодке пятого поколения. Пока проект существует только в виде предварительных расчетов. Формирование облика лодки и научно-исследовательские работы по созданию эскизного проекта планируется завершить в этом году. Разработка многоцелевой лодки ведется в конструкторском бюро "Малахит" в Санкт-Петербурге.

При создании субмарины пятого поколения планируется широко использовать композитные материалы, отличающиеся малым удельным весом, высокой прочностью и устойчивостью к условиям агрессивной морской среды. Благодаря продвинутой электронно-компонентной начинке, а также автоматизации многих алгоритмов управления кораблем и оружием, "Хаски" получится довольно компактной и сможет одновременно сопровождать большое количество целей. По словам начальника сектора робототехники "Малахита" Олега Власова, субмарину планируется начинить робототехническими комплексами военного, специального и гражданского назначения, которые смогут работать как в воде, так и в воздухе. Известно, что субмарину оснастят гиперзвуковыми крылатыми ракетами "Циркон", которые вскоре начнут поступать в войска.

"Совершенно секретно"

Информация по подлодкам спецназначения практически закрыта. Эти корабли создаются в интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны России.

В 2016 году ВМФ получил атомную подводную лодку специального назначения БС-64 "Подмосковье" после завершения ремонта и модернизации по проекту 09787. Субмарина переоборудована из ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ "Дельфин" в носитель подводных аппаратов.

В составе флота находится еще один подобный атомоход - БС-136 "Оренбург", который в начале 2000-х годов был переоборудован также из ракетоносца проекта 667БДР "Кальмар". Мир узнал об этой уникальной субмарине только в конце 2012 года, когда состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой подана в комиссию ООН по морскому праву заявка на расширение подконтрольной России арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 "Калитка". Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км на протяжении порядка 20 дней.

ВМФ планирует получить еще одну лодку спецназначения - К-139 "Белгород" проекта 949А. О ее достройке было объявлено в начале 2012 года. Создается она в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных аппаратов. В 2014 году на "Севмаше" была заложена атомная субмарина специального назначения проекта 09851 "Хабаровск".

1 марта 2018 года, во время выступления перед Федеральным собранием, Владимир Путин продемонстрировал видеоролик об океанской многоцелевой системе с беспилотными подводными аппаратами, оснащенными ядерной энергетической установкой, носителями которых возможно станут "Белгород" и "Хабаровск".

Президент уточнил, что ядерная установка имеет малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооруженность, при объеме в 100 раз меньше, чем у современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в двести раз меньшее время выхода на боевой режим.

"Результаты проведенных испытаний дали нам возможность приступить к созданию принципиально нового вида стратегического оружия, оснащенного ядерными боеприпасами большой мощности ", - заключил президент.

"Могу сказать, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине, на очень большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающую скорость подводных лодок, торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей - это просто фантастика. Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует ", - сказал верховный главнокомандующий Вооруженными силами России.