Роль научных обществ в развитии экскурсионного дела. Экскурсионное дело экскурсия и ее основные признаки. Теоретические основы экскурсоведения

Обязательные признаки экскурсии: Ø Ø Ø Протяженность по времени, обычно от академического часа до одного дня; Наличие экскурсионной группы (15 -30 человек); Наличие квалифицированного специалистаэкскурсовода; Осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений; Знакомство с объектами в движении и на остановках в частности, с выходом из автобуса; Четко определенная тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направление.

Технологическая карта экскурсии Тема экскурсии __________________ Продолжительность (час) __________________ Автор-разработчик __________________ (Автор, коллектив авторов, предприятие) Содержание экскурсии __________________ Маршрут экскурсии, в т. ч. варианты маршрута (летний, зимний) __________________

Технологическая карта экскурсии У ч а с т к и (э т а пы) пе р е м е щ е ни я по м ар ш р ут у М е с т а о с т а но в о к О б ъе к т по к а з а П р о д о л ж и т е л ь но с т ь О с но в но е с о д е р ж а ни е информации У к а з а ни я по о р г а ни з а ц и и Ме т о д и ч е с к и е у к а з а ни я 1 2 3 4 5 6 7

Этапы подготовки экскурсии: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Определение цели и задачи экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников, материалов. Изучение источников – литературных, архивных, статистических и др. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Составление маршрута экскурсии.

Этапы подготовки экскурсии (продолжение): 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Объезд или обход маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование « портфеля экскурсовода» . Выбор методических приемов проведения экскурсии. Составление методической разработки. Заключение методиста о тексте методической разработки. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.

Методика проведения экскурсий. Экскурсионная методика состоит: Ø Методики подготовки для данного бюро темы для него лично; Ø Методики подготовки экскурсоводов к проведению очередной экскурсий; Ø Методики после экскурсионной работы с экскурсантами. Экскурсионная методика, естественно, неразрывно связана с показом и рассказом.

Экскурсия – педагогический процесс Деятельность экскурсовода как педагога объединяет три этапа: Ø подготовку руководителя к экскурсии, а также группы к экскурсии; Ø проведение самой экскурсии; Ø послеэкскурсионная работа, т. е. обработка экскурсионного материала. Для экскурсовода, как и для педагога, характерны четыре компонента его деятельности: Ø Конструктивный; Ø Организаторский; Ø Коммуникативный; Ø Познавательный.

Экскурсионная аудитория Во время проведения экскурсии возникают объединяющие и разъединяющие признаки. Объединяющие признаки: ü наличие непосредственного контакта (слухового и зрительного) с экскурсоводом, объектами показа, друг с другом. ü чувство общности. ü наличие общего центра внимания ü гомогенность аудитории ü предварительный настрой ü организация и порядок проведения

Экскурсионная аудитория На каком уровне понимания экскурсанты находятся? 1. уровень (понимание только основного предмета – о чем?) 2. уровень (понимание смыслового содержания – о чем и что?) 3. уровень (уяснение предмета, смысла и средств – о чем, что и как?) 4. уровень (уяснение предмета, смысла, средств и целей – о чем, что, как и зачем?)

Условия активизации мышления: Ø Предметная наглядность (карты, схемы, рисунки, гербарии, натуральные предметы, коллекции и т. д.); Ø Эмоциональное восприятие, связанное с живой речью; Ø «Эффект соучастия» ; Ø Проблемное изложение материала; Ø Переключение внимания.

Использование памятников истории и культуры в экскурсионном деле В соответствии с Законом об охране и использовании памятников истории и культуры все памятники делятся на: 1. Исторические; 2. Археологические; 3. Архитектурные и градостроительные; 4. Искусства; 5. Документальные (памятники письменности).

Карточка прослушивания экскурсии Ø Ø Ø Ø Ø Название экскурсии. Вид экскурсии. Продолжительность экскурсии. Содержание экскурсии: соответствие поставленной цели, полнота изложения материала, соотношение общего и местного материала, обобщение по подтемам. Методика проведения экскурсии: структура экскурсии (вступление, основная часть, заключение), умение правильно распределить время на объектах и по подтемам, контакт экскурсовода с группой, логические переходы, методические экскурсионные приемы показа и рассказа, наглядные пособия, использованные в экскурсии. Техника проведения экскурсии: выбор места для осмотра объектов, расстановка группы у объекта, использование микрофона, ответы на вопросы, контакт экскурсовода с водителем автобуса. Культура речи экскурсовода: грамотность, точность, логичность, доходчивость, образность, эмоциональность. Выводы по прослушиванию: соответствие содержания экскурсии контрольному тексту бюро и технологической карте, оценка экскурсии в целом. Советы экскурсоводу.

Признаки экскурсии Протяженность во времени проведения от одного академического часа до одних суток; Ø Наличие экскурсионной группы; Ø Наличие квалифицированного руководителя; Ø Показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений, обязательный выход экскурсантов из автобуса для осмотра объектов; Ø Передвижение участников мероприятия по заранее составленному маршруту; Ø Целенаправленность осмотра, наличие определенной темы. И все признаки, как один, должны присутствовать всегда и везде вместе! Ø

Требования экскурсионной методики Ø Ø отбирать для наблюдения только те объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; отказаться от тех объектов, которые хоть и раскрывают темы, расположены неудобно (далеко, плохая видимость) и. т. д. логическая последовательность в показе объектов; обеспечение мах экономий во времени в передвижений экс. группы между объектами; -избегать однообразия, например, вегообразную экскурсию строить на памятниках монументального иск-ва, и наоборот.

Ø Ø Методика использует различные средства усиления внимания экскурсантов Обращение экскурсоводов в группе. Неожиданный вопрос, выявление интересной детали в памятнике. Ø Методика проведения экскурсий, уровень эмоциональности, жесты и мимика экскурсовода, расстановка группы у объекта, использование звука усилительных устройств – все это должно быть направлено на преодоление уличного шума, на нейтрализацию посторонних раздражителей. Ø Можно рассказ начинать с описания события, в других случаях с показа; Ø Почти в каждой экскурсий есть такие места, когда нет показа, идет рассказ об эпохе, о деятелях культуры, характеристика научных трудов, литературных произведений.

Логика в экскурсионной работе Ø Логика- наука о законах и формах правильного построения мыслей. Отсюда и логическое мышление. Ø К числу логических законов относят: определенность, отсутствие противоречие, последовательность, обоснованность. Ø Логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Логика в экскурсионной работе Необходимо учитывать 4 закона мышления: Ø Закон тожества: в процессе расклада экскурсовода данный ответ не должен подменяться другим. Ø Закон противоречия: рассказ об объекте, событии, явлении не рассматривается как нечто отличное от того, что он собой передает. Ø Закон третьего: между отрицанием или утверждением чего-либо, нет ничего третьего; если одна мысль утверждает, другая- отрицает, то истинной является одна из этих двух мнении, а не какая-либо третья мысль. Ø Закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснованной, только при этом условии она может быть признана истинной.

Логика В логике выделяются следующие законы: А) законы тождества; Б) закон противоречия; В) закон исключенного третьего Г) закон достаточного основания; Как формулируется закон тождества? «а» есть «а» , или «всяки предмет есть то, что он есть» Какие предписания для правильного мышления содержит в себе этот закон? 4 предписания: А) требование сохранения мысленного содержания предмета рассуждения. Так, если в одной из посылок рассуждения сформирован какой-либо термин, то упомянутый закон обязывает нас при использовании данного термина в других посылках сохранить тождество между ними; Б) требование достигать определенность мысли в термине (слове, выражение). Это значит, что употребленный в речи термин д. б. определен, причем, корректным образом; В) требование различать формальное и содержательное тождество: Г) требование проводить различие или устанавливать сходство между словами ивыражениями; их значением и смыслами. Сюда включаются характеристики синонимы, омонимы…………. (сходство слов по значению, различию по значению одинаковых слов и многозначность слов).

Профессиональное мастерство экскурсовода Требования к экскурсоводу определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации» , утверждённой в 1977 г. Среди них Ø Склонность к участию в культурно-воспитательной работе Ø Понимания значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания Ø Наличие хорошей лекции Ø Непрерывное пополнение совершенствование своих знаний Ø Чувство нового, инициатива и творческий поиск в работе Ø Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения Ø Воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами Ø Владение методикой проведения экскурсий Ø Любовь к своей профессии. Ø Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: Ø Собрать необходимый фактический материал Ø Изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определённую тему Ø Составить методическую разработку Ø Применять методические приемы на практике Ø Использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода» Ø Участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.

Жесты и мимика неразрывно связаны с движением мыслей и чувств оратора. Они возникают как бы сами собой, исходя из содержания речи, ее эмоционального накала. Ритмические согласованные с интонацией, ударениями и паузами, жесты помогают сосредоточить внимание аудитории на тех или иных «ударных» частях выступления, выразить эмоциональное отношение оратора к высказываемым мыслям, заразить аудиторию этим отношением. Жест экскурсовода вызывает аналогичные скрытые движения у слушателей, настраивая их соответствующим образом. Ø В теории ораторского искусства существуют достаточно глубоко разработанные классификации жестов, используемых выступающими. Выделяются жесты ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические и др. В экскурсионной практике нужно уметь пользоваться в первую очередь жестами указательными, реконструирующими и побудительными. Ø

Подготовка и повышение квалификации экскурсовода. Этапы становления экскурсовода: Ø формирование склонностей; Ø овладение суммой знаний в этой области – во время учебы в ВУЗе; Ø изучение методики подготовки и проведение экскурсии; овладение практическими навыками; Ø закрепление знаний и совершенствования мастерства в ходе повседневной практики, во время работы в качестве экскурсовода.

Список основной литературы Ø Ø Емельянов Б. В. «Основы экскурсоведения» - Москва, 1981 г. Емельянов Б. В. «Профессиональное мастерство экскурсовода» Ердавлетов С. Р. «Казахстан туристский» - Кайнар, 1989 г. Омельченко Б. Ф. «Экскурсионное общение: познание, воспитание, отдых» - Москва: Наука, 1991 г.

Дополнительная литература Ø Ø Ø Ø Агапов П. , Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. Памятники материальной культуры. – Алма-Ата: Жалын, 1979 г. Акишев К. А. Курган-Иссык: искусство саков Казахстана. – Алма-Ата: Искусство, 1978 г. Курлат Ф. Л. и др. Экскурсии по памятникам истории и культуры. В кн. : Вопросы массовой научно-просветительской работы. Труды НИИ культуры. – М. , 1972 г. Митропольская Т. Б. Из истории семиреченского казачества. - Алма-Ата: Адилет, 1997 г. Максимова А. Г. , Ермолаева А. С. , Марьяшев А. Н. Наскальные изображения урочища Тамгалы. – Алма-Ата: Онер, 1985 г. Маляр И. И. – Алма-Ата. Путеводитель. – М. : Планета, 1990 г. Методические рекомендации по использованию путевой информации в экскурсиях и путешествиях. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1978 г. Методические рекомендации по использованию элементов психологии в экскурсиях. – М. , 1980 г. Методические рекомендации по подготовке новой экскурсии. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1986 г. Методические рекомендации по подготовке и проведению экскурсии на исторические темы. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1974 г. Методические рекомендации по применению технических средств пропаганда в экскурсионной работе. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1977 г. Методические рекомендации по проведению краеведческих экскурсии. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1973 г. Методические рекомендации по проведению природоведческих экскурсий. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1973 г. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы. – М. , 1984 г. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода. Учебное пособие. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1986 г.

Ø Ø Ø Ø Ø Ø Методические рекомендации по проведению экскурсий со школьниками. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1974 г. Наглядность в экскурсии. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1976 г. О дифференцированном подходе к экскурсионному обслуживанию. Методические рекомендации. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1974 г. Организация и методика экскурсионной работы. Под ред. А. В. Даринского. – Л. , 1983 г. Особенности и средства показа на экскурсии. – М. , 1980 г. Особенности показа и рассказа на экскурсии. Методические рекомендации. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1980 г. Памятники истории и культуры Казахстана. Сборник. Вып. 2, 3. – Алма-Ата: Казахстан, 1986, 1988 г. Пасечный П. С. , Емельянов Б. В. Экскурсия. – М. : Знание, 1972 г. Популярная художественная энциклопедия. – М. : Советская энциклопедия, 1986. Книги I, III. Природа Казахстана. – Алма-Ата, 1978 г. Прогрессивные психологические процессы и методы обслуживания в туризме и экскурсиях. – М. , 1988 г. Родин А. Ф. , Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории. – М. : Просвещение, 1974 г. Сарсекеев М. Каныш ели. Родина Сатпаева. – Алматы: Жибек-Жолы, 1999 г. Головин Б. Н. Основы культуры речи. Учебник для студентов вузов. - М. : Высшая школа, 1988 г. Джусупбеков С. Город Верный. – Алма-Ата: Казахстан, 1980 г. Дублицкий Н. , Степанова В. Путешествие по Казахстану. – М. , 1976 г. Дькова Р. А. , Емельянова Б. В. , Пасечный П. С. Основы экскурсоведения. Учебное пособие. – М. : Просвещение, 1985 г. Дьякова Р. А. История экскурсионного дела в СССР. – М. : Турист, 1981 г. Емельянов Б. В. Методика подготовки и провидения экскурсии. Учебное пособие. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1980 г. Емельянов Б. В. Организация экскурсионного обслуживания местного населения. Материалы совещания. – М. , 1974 г. Емельянов Б. В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. Учебное пособие. – М. , 1989 г.

Ø Ø Ø Ø Ø История Казахской ССР в пяти томах. – Алма-Ата: Наука, 1977 г. Кадырбаев М. К. , Марьяшев А. Н. Наскальные изображения хребта Каратау. – Алма-Ата, 1977 г. Каратаев М. М. Кочевники. Эстетика: Познание традиционным казахским искусством. – Алматы: Гылым, 1993 г. Квартальнов В. А. , Сенин В. С. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. – М. , 1987 г. Кляшторный С. Г. , Султанов Т. И. Казахстан: летопись трех тысячилетии. – Алма-Ата: Руан, 1992 г. Соколовский Ю. Е. Пути активизации познавательной деятельности на экскурсиях. Автореферат диссертации канд. пед. Наук – М. , 1968 г. Туризм и экскурсии. Справочный материал. Сост. П. С. Пасечный. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1977 г. Филиппов В. А. Заповедные сокровища природы Алтая. – Алма-Ата, 1986 г. Хобенко В. Г. Подготовка и повышение квалификации экскурсоводов. – М. : Профиздат, 1988 г. Чигаркин А. В. Памятники природы Казахстана. – Алма-Ата, 1980 г. Экскурсии по архитектуре. Методические рекомендации. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1975 г. Экскурсионный вестник. Книга 1. – М. , 1912 г. Экскурсия как педагогический процесс. – М. , 1983 г. Элементы педагогики в экскурсионной работе. Методические рекомендации. Сост. А. Е. Иванов и др. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1976 г. Организация и формы контроля за работой экскурсовода. Методические рекомендации. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1976 г. Эстетическое воспитание на экскурсиях. – М. , 1986 г. Поздеев А. Г. Горные тропы. Алматы: Справочник, 1998 г. Ильина Е. И. Основы туристской деятельности. – М. , 1992 г.

Ø Емельянов Б. В. Экскурсионное обслуживание населения. Учебное пособие. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1983 г. Ø Емельянов Б. В. Экскурсионное обслуживание на транспортных маршрутах. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1982 г. Ø Ердавлетов С. Р. Достопримечательные места Казахстана. – Алма-Ата, 1988 г. Ø Использование памятников истории и культуры в экскурсиях. Сост. Б. В. Емельянов. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1976 г.

История экскурсионного дела

В Европе путешествие как форма отдыха, развлечения и установления коммуникативных связей, развивается с античных времён. Мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение. Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки-экскурсии – Олимпиады. В Средние века усиливается религиозный фактор путешествия – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Петровские реформы в России ознаменовались обязательными “гранд-турами” для молодых дворян, имеющими целью образование и повышение культурного уровня, предваряющими вступление на профессиональное или политическое поприще. Путешествия способствовали расширению кругозора, однако являлись элитарными в связи с примитивизмом средств передвижения. Бурное развитие экскурсионных туров началось во второй половине XX столетия и связано с экономическими, транспортными, социально-политическими тенденциями развития. Становятся более разнообразными цели и мотивы путешествий:

· курортные, с целью отдыха и лечения;
· экскурсионные, с целью знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями;
· деловые – для проведения деловых переговоров;
· научные – для знакомства с достижениями науки.
Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.
Термин “экскурсия” происходит от латинского “excursio”-поездка.

Дореволюционный период

Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мериево, В. Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я. А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания. Благодаря деятельности педагогов, рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли отражение в «Уставе народных училищ» (1786 г.), а в «Школьном уставе» (1804 г.) указывалось, что следует проводить не только «прогулки в природу», но и совершать экскурсии на мануфактуры, в мастерские ремесленников и на другие предприятия. Однако такие экскурсии в то время проводились крайне редко.

Идею применения экскурсии как активного метода обучения поддержал выдающийся русский педагог и ученый К. Д. Ушинский. А со временем экскурсию как передовой элемент обучения стали использовать педагоги отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений.

Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. Учителя и методисты при подготовке и проведении экскурсий исходили из задач и требований общеобразовательной школы; классификации, признаки, функции экскурсий также определялись в расчете на экскурсии для школьников. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике.

Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века, которая отмечена развитием буржуазных отношений в России. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия и экскурсии в основном в Крым и на Кавказ.

В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно-промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В музейных экскурсиях впервые делалась попытка осуществить экскурсионное общение не только с детьми, но и со взрослыми, то есть всей массой экскурсантов. Так, в 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, где проводились первые внешкольные экскурсии – бесплатные «воскресные объяснения коллекций».

В это же время расширились слои населения, которые приобщались к литературе, просвещению и науке.

Наиболее образованные и передовые люди путешествовали и совершали экскурсии с познавательной целью. Для этого они создавали небольшие по составу организации – общества и клубы, существовавшие на их личные средства или на средства крупных меценатов. Так, в 1877 г. в Тифлисе было основано «Общество любителей естествознания», члены которого совершали экскурсии в целях изучения географии, этнографии, флоры и фауны. Они не только сами познавали природу и культуру края, но и проводили экскурсии для тех, кто интересовался данными вопросами.

В 1890 г. в Одессе появился Крымский горный клуб, который в первые годы открыл филиалы в Ялте, Севастополе, а затем и в Екатеринославе.

В 1895 г. создается Российское общество туристов (РОТ), объединившее несколько немногочисленных клубов и распространившее свое влияние на отдаленные территории России. РОТ ставило своей целью распространение всех видов туризма, содействие физическим упражнениям, имеющим отношение к туризму, а также осуществление научных исследований в области географии, истории, этнографии, естествознания. Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам России и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. Позднее РОТ усилило свою деятельность в развитии. В основном РОТ было популярно в аристократических кругах.

Развитию экскурсионного дела в России способствовала организация в 1900 г. в Москве и деятельность Русского горного общества. Его учредителями стали такие ученые, как Д. И. Анучин, В. И. Вернадский, И. В. Мушкетов, П. П. Семенов-Тяньшанский, а членами являлись писатель В. А. Гиляровский, географы Ю. М. Шокальский, В. Е. Шуровский и другие ученые–энтузиасты. Общество издавало журнал «Ежегодник Русского горного общества», в котором освещалась его исследовательская и просветительская работа.

С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске функционировало «Кавказское горное общество». Одним из направлений его деятельности было проведение экскурсий, которые проходили под руководством членов общества. В связи с ростом числа экскурсантов общество подготовило специальных руководителей экскурсий, которые осуществляли общее руководство группой и давали пояснения об объектах, интересующих участников экскурсии. Появление подготовленных руководителей экскурсий явилось шагом вперед в развитии экскурсионного дела в России.

Еще в 1896 г. Министерство просвещения России высказало положительное отношение к «дальним поездкам учащихся», а в 1902 г. оно издало распоряжение о желательности введения в практику средних учебных заведений местных экскурсий. Чтобы оказывать помощь школьникам–экскурсантам, в 1910 г. была образована Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Впоследствии она была преобразована в постоянную Центральную экскурсионную комиссию под руководством В. И. Комарницкого, которая выпускала также серию небольших иллюстрированных пособий-путеводителей «Спутник экскурсанта» для проведения учебных экскурсий-прогулок по Москве и Подмосковью и занималась организацией лекций для экскурсоводов.

В 1907 г. при РОТ была создана организация «Экскурсии по России», в задачу которой входило проведение экскурсионной работы среди учителей и преподавателей. С 1910 г. В Москве работала Комиссия по организации образовательных экскурсий, которая ведала поездками за границу русских учителей.

Интерес к экскурсионной работе и ее методике нашел отражение и в появлении соответствующих периодических изданий. Так, с 1889 г. по 1913 г. РОТ ежемесячно выпускало журнал «Русский турист». В 1914–1916 гг. выходили журналы «Экскурсионный вестник» (Москва), который издавал также путеводители по различным маршрутам, «Русский экскурсант» (Ярославль), «Школьные экскурсии и школьные музеи в Одессе».

Вопросы методики проведения экскурсий были предметом обсуждения на Всероссийских учительских съездах (1906–1916 гг.). Наряду с увеличением числа путешествий и экскурсий и расширением их географии, наблюдается заметное увеличение числа экскурсантов, интересующихся осмотром частных собраний произведений искусства известных художников и скульпторов, геологических коллекций. Как самостоятельный вид формируется городская экскурсия. На городских экскурсиях группы экскурсантов знакомились с памятниками и архитектурными сооружениями городов, прежде всего Москвы.

В начале XX века известные педагоги и методисты Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.

Наиболее значительным событием в развитии методики экскурсионного дела в этот период явился выход в 1910 г. книги Б. Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация». В работе впервые были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий преимущественно по естественнонаучной тематике, а также по другим предметным экскурсиям с учетом программных требований школы того времени.

Подводя итоги дореволюционного периода развития экскурсионного дела в России, можно отметить следующее.

До 1907 г. экскурсионное дело развивалось главным образом как метод обучения и проведения сначала учебно-программных, музейных а затем внемузейных и дальних экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились первые экскурсионные организации и началась научная разработка теории экскурсионного дела в России.

Несмотря на очевидный подъем туристско-экскурсионной деятельности в конце XIX - начале XX века, она не получила широкого распространения и не стала общедоступной, другими словами, не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной, продолжая держаться на энтузиазме отдельных лиц.

Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе.

История развития экскурсионного дела в России.

Советский и постсоветский период (1917-1990-е гг.)

В первые годы Советской власти экскурсиям отводилась значительная роль в осуществлении программы культурной революции, в ликвидации безграмотности народных масс. В ноябре 1917 г. при Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Н. К. Крупская. Этот отдел руководил всей политической и культурно-просветительной работой среди взрослых, в том числе и экскурсионной: организовывал экскурсионные станции, курсы подготовки экскурсоводов, разрабатывал для школ экскурсионные планы и маршруты, издавал литературу. По его инициативе было приняло решение о включении экскурсий в школьные планы. Рекомендовалось использовать экскурсии при преподавании естествознания, географии, физики, истории, литературы, проводить их в учебное время, выделяя для этого специальные средства.

В ноябре 1920 г. внешкольный отдел Наркомпроса был преобразован в Главный политико-просветительный комитет – Главполитпросвет, в котором работала экскурсионная секция. Летом 1920 г. в Москве начало работать Центральное бюро школьных экскурсий. Наряду с организацией экскурсий, оно проводило и научные исследования. Через год на базе бюро образовался Центральный музейно-экскурсионный институт, который разрабатывал главным образом вопросы организации и методику проведения школьных экскурсий. Одновременно в различных городах России институт создавал экскурсионные базы.

Осенью 1922 г. при Московском университете была образована кафедра экскурсионного дела и краеведения.

В ноябре 1920 г. по инициативе экскурсионной секции Петроградского губернского отдела народного образования был организован Научно-исследовательский экскурсионный институт. По замыслу основателей он должен был вести не только исследовательскую, но и педагогическую работу. В институте была развернута подготовка руководителей экскурсий, проводились показательные экскурсии.

Таким образом, в 20-е гг. в стране образовались два центра, две школы по разработке вопросов теории, методики и практики экскурсионного дела – московская и петроградская. Между обеими школами существовали определенные различия в понимании сущности и целей экскурсионной работы: московская школа большое значение придавала воспитательному аспекту, петроградская – познавательному.

Вопросы теории и методики экскурсионного дела обсуждались на конференциях, в которых активное участие принимали ученые Петроградского экскурсионного и Московского музейно-экскурсионного институтов (Петроград, 1921, 1923 гг.).

Уже в первые годы Советской власти экскурсии стали не только способом проведения досуга людей, но и средством развития общественной активности и идеологического воспитания человека. Другими словами, с момента своего возникновения советские экскурсии были связаны с пропагандой социалистического строя и социалистического строительства. С 1924 г. появились первые экскурсии, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина. Основной трудностью данного периода была начавшаяся массовая идеологизация всех сфер жизни советского народа, в том числе и сферы использования культурно-исторического наследия. Идеологические перегибы привели к признанию ряда памятников как чуждых новой культуре и к обоснованию массовых разрушений архитектурных и скульптурных памятников.

К разработке проблем экскурсионного дела были привлечены многие известные ученые, педагоги, специалисты в области музейного дела, внешкольной и культурно-просветительной работы. В 1926 г. вышла книга Н. П. Анциферова «Теория и практика экскурсий по обществоведению», а в 1928 г. – В. А. Герда «Экскурсионное дело». В это же время вышли труды и других энтузиастов экскурсионной работы: Б. Е. Райкова, И. М. Гревса, Д. А. Жарикова, В. В. Згуры, А. В. Родина.

В 1929 г. Российское общество туристов (РОТ) было реорганизовано в Общество пролетарского туризма (ОПТ). В марте 1930 г. постановлением Совнаркома было создано единое Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Его появление знаменовало начало массовой организации туристско-экскурсионной работы в Советском Союзе. Все очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация туристско-экскурсионной работы, обеспечение необходимых услуг (транспорт, размещение, питание, выбор объектов посещение), подготовка кадров, осуществляющих туристско-экскурсионную деятельность, издание литературы.

Уже в первый год своего существования ОПТЭ располагало 300 базами на территории страны на 14 тыс. мест и охватывало туристско-экскурсионным обслуживанием почти 11 млн. человек. Таким образом, первые десятилетия Советской власти для экскурсионного дела были годами накопления опыта, поиска нового содержания, методов и форм организации и проведения экскурсий. В эти же годы происходило зарождение экскурсионной теории. Из индивидуальных и элитарных экскурсии превратилась в групповые и массовые, стали доступным и оперативным средством организации досуга и других видов деятельности населения. В апреле 1936 г. в целях расширения массового туризма и экскурсий непосредственное руководство этой работой в стране было возложено на Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) было организовано Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ), имевшее 34 республиканских, краевых и областных отделения.

После 30-х гг. значительно расширилась география туристских маршрутов и тематика экскурсий. Первостепенное значение придавалось производственным экскурсиям, которые рассматривались не только как метод общественно-политического и трудового воспитания, но и как средство обмена передовым опытом. Экскурсии проводились дифференцированно, с учетом возрастного состава, образовательного уровня, профессий, культурных запросов экскурсантов. Популярными стали экскурсии на новостройки страны – Днепрогэс, Магнитку, Турксиб. Объектами показа являлись также первые колхозы, совхозы, новые города. В послевоенный период в экскурсионной программе большое место занимает военно-историческая тематика. Объектами посещения экскурсантов стали памятники боевой славы, мемориальные комплексы и памятники, посвященные героям войны, места сражений, места массовых захоронений воинов и мирных жителей. В эти же годы получаем дальнейшее развитие и другая тематика экскурсий, в частности литературная и производственная. В это же время экскурсионная работа все больше перемещается в профессиональную туристско-экскурсионную сферу. Основная форма приобщения к ней учащихся – заказ автобусной экскурсии с профессиональным экскурсоводом, а учитель при этом выступает лишь в роли организатора. В 1956 г. некоторые экскурсионные организации из ведения профсоюзов были переданы Министерству культуры и обществу «Знание». Однако в 1969 г. было признано целесообразным, чтобы руководство туристско-экскурсионным делом, организацией путешествий в стране продолжало осуществляться профсоюзами. Тем не менее за Министерством культуры сохранились экскурсионные учреждения, существовавшие в основном при музеях, картинных галереях, художественных выставках.

В 1971 г. постановление Президиума ВЦСПС «О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы» давало право профсоюзным комитетам оплачивать 70 % стоимости экскурсий и путешествий за счет средств профсоюзного бюджета, предусмотренных на культурную работу.

Эти и другие меры дали возможность участвовать в экскурсиях гораздо более широкому, чем прежде, кругу людей. В результате с 1970 г. по 1980 г. на плановых маршрутах количество туристов возросло с 9,3 млн. до 30 млн., а экскурсантов – с 40,2 млн. до 173 млн. В 1985 г. статистика зарегистрировала 208,7 млн. экскурсантов.

Дальнейшее развитие туристско-экскурсионного дела вызвало необходимость решение многих его проблем на научной основе. С этой целью с 1969 г. по 1975 г. в Сухуми работала Центральная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий. В 1975 г. организована Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий. К решению вопросов экскурсионного обслуживания привлечены специалисты ряда НИИ, вузов, проектных организаций. Кроме того, 70-е гг. XX века создано Главное Экскурсионное управление и открыты Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Подводя итоги советской эпохи в развитии экскурсионного дела, следует отметить, что 1970-80-е гг. были временем наивысшего подъема экскурсионной работы в СССР. В данный период гармонично сосуществовали детские и взрослые, учебные и досуговые, транспортные пешеходные, городские и музейные экскурсии, которые посещали месячные, иногородние и зарубежные экскурсанты. Большое внимание уделялось организации и поддержанию учреждений, в том числе и научных, занимающихся вопросами экскурсионного обслуживания. Наконец, в тот же период был разработан значительный объем экскурсионной тематики, которая и сейчас востребована на российском рынке экскурсионных услуг.

В начале постсоветского периода, после 1991 г., экскурсионная сфера переживала глубокий кризис. Во-первых, распалась преобладавшая в отрасли система профсоюзного туризма. Если раньше существовали крупные специализированные экскурсионные учреждение-бюро путешествий и экскурсий (бюро международного молодежного туризма «Спутник», бюро «Интурист», городские экскурсионные бюро), то после падения советской власти состояние рынка услуг в стране изменилось и основную роль в организации экскурсионной деятельности стали играть туристские фирмы. Во-вторых, с развалом советской идеологии экскурсия перестала быть средством пропаганды коммунистических идеалов. Стала неактуальной историко-революционная и советская тематика экскурсий, составлявшая значительную долю всей экскурсионной тематики в прежние годы. С точки зрения ценностного аспекта экскурсионной работы было неясно, на какие темы обращать внимание и в каком свете их преподносить.

В-третьих, была разрушена система подготовки экскурсионных кадров и методического обеспечения экскурсионной работы. Произошли качественные изменения в профессиональной деятельности экскурсовода, в роли которого стали выступать люди, не имеющие ни специального образования, ни хорошей практики экскурсионной работы.

Наконец, изменился контингент экскурсантов. Резко сократилось количество взрослых экскурсий, их место заняли школьные экскурсии. Общий спад первой половины девяностых годов сменился некоторой стабилизацией на рынке экскурсионных услуг в последнее время. Сегодня уже можно говорить об определенном росте интереса к городским и загородным экскурсантам у взрослого населения, но пока только в больших городах. Дальнейший процесс тормозится в основном ростом цен на услуги, главным образом транспортные.

К перспективным направлениям развития экскурсионного дела в России можно отнести разработку авторских экскурсий, составление тематических экскурсионных туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания, развитие экскурсионного дела на региональном уровне.

Начальные этапы подготовки экскурсии

Методика в широком смысле слова – это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого - либо мероприятия.

Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой изучения многих наук. Частная методика связна с конкретной наукой и служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика представляет собой частную методику, которая связана с процессом распространения разного рода знаний (научных, культурных, политических и др.) на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом, экскурсионная методика – это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для групп людей (Емельянов, 1998, С. 107).

Поскольку любая методика заключается в умении производить определенную деятельность в четком соответствии с утвержденными правилами, требованиями и рекомендациями, то на практике применение экскурсионной методики - это сумма определенных умений и навыков вести экскурсионную работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии и др. На основании этого экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, однако связанных друг с другом частей:

· методика разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном экскурсионном учреждении;

· методики разработки новой для данного экскурсионного учреждения темы;

· методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;

· методики после экскурсионной работы.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности, которые обусловлены темой, целью, видом экскурсии, составом группы экскурсантов, средством передвижения на экскурсии и многими другими факторами.

К настоящему времени наиболее глубоко и полно разработана методика подготовки и проведения экскурсии. Методика подготовки экскурсии состоит из ряда этапов, расположенных в определенной последовательности, и будет рассмотрена ниже. Методика проведения экскурсии складывается из методики показа и методики рассказа. Методика показа – это большая по объему и сложности подготовки осуществления часть экскурсионной методики. Методика рассказа – это меньшая часть, носящая по отношению к первой части подчиненный характер.

В своей деятельности работники экскурсионного учреждения должны руководствоваться требованиями экскурсионной методики. Помимо требований, предъявляемых к конкретным этапом подготовки и проведения экскурсии (к отбору экскурсионных объектов, к необходимости учитывать особенности восприятия материала на экскурсии и т. п.), предъявляются требования к экскурсионному процессу в целом: 1) объединить подтемы экскурсии в единое логическое связанное целое; 2) обеспечить непрерывность экскурсии, а непрерывность воздействия экскурсионного материала на экскурсантов; 3) обеспечить формирование интереса экскурсантов к теме экскурсии до начала показа и рассказа и поддержание интереса в процессе экскурсии; 4) правильно сочетать экскурсионный показ и рассказ, обеспечив преобладание показа в экскурсии; 5) выполнить все рекомендации, изложенные в методических документах; 6) тщательно отбирать и выверять приемы показа и рассказа и добиваться того, чтобы они применялись свободно и естественно, чтобы экскурсанты не «видели» самого приема, воспринимая только информацию, передаваемую с помощью этих приемов.

В заключение отметим, что экскурсионная методика в целом выступает как основа профессионального мастерства экскурсовода; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.

Создание новой экскурсии – сложный и длительный процесс, часто требующий участие нескольких человек. В процессе подготовки новой экскурсии выделяют ряд этапов, расположенных в определенном порядке. Впервые термин «этапы подготовки экскурсии» появился в 1976 году, тогда же было названо пятнадцать этапов:

1) определение цели и задач экскурсии;

2) выбор темы;

3) отбор литературы и составление библиографии;

4) определение источников экскурсионного материала;

5) отбор и изучение экскурсионных объектов;

6) составление маршрута экскурсии;

7) объезд или обход маршрута;

8) подготовка контрольного текста экскурсии;

9) комплектование «портфеля экскурсовода»;

10) определение методических приемов проведения экскурсии;

11) определение техники ведения экскурсии;

12) составление методической разработки;

13) составление индивидуального текста экскурсии;

14) прием (сдача) экскурсии;

15) утверждение экскурсии.

Рассмотрим перечисленные этапы подготовки экскурсии по порядку.

Каждая экскурсия должна иметь целевую установку. Цель экскурсии – это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п. Для достижения конечной цели необходимо решить ряд конкретных задач.

Выбор темы зависит от потенциального спроса на определенные экскурсии, конкретного заказа, реализации дифференциального подхода к обслуживанию разных групп населения, целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь четко определенную тему, которая является предметом показа и рассказа и содержательным стержнем экскурсии, так как именно тема обуславливает отбор экскурсионных объектов и объединяет подтемы экскурсии в единое целое. Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки об обществе или природе и лежит в основе классификации экскурсий по содержанию. Тема содержит указание на то, какому кругу явлений посвящается данное произведение, к чему стремиться автор привлечь внимание аудитории, что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.

Тема регулирует экскурсионный рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый. Темой регулируется и показ экскурсионных объектов: по пути следования группы могут быть расположены многочисленные объекты, однако показывать следует только те, которые относятся к теме данной экскурсии.

Каждая тема представляет собой совокупность нескольких подтем, которые должны характеризоваться полнотой и логической завершенностью. Композиционным центром экскурсии, вокруг которого строится показ и рассказ, является ведущая подтема. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся. В многотемных обзорных экскурсиях нет возможности глубоко раскрыть содержание каждой подтемы. В таких экскурсиях обычно бывает больше факторов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, поскольку почти каждая ее подтема может стать темой для самостоятельной экскурсии.

Выбрав тему нужно подумать о ее формулировке. Следовательно, тема экскурсии и ее название – не одно и то же. Название экскурсии – это ее визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающимся, адекватным содержанию экскурсии, по возможности кратким. Другими словами, в названии необходимо наиболее точно передать содержание экскурсии, ее тему, сделав его при этом привлекательным для потенциальных экскурсантов. Следует избегать общих названий («Мир волшебной сказки»), длинных формулировок, названий, содержащих непонятные слова, а также неточных названий, допускающих возможность двоякого толкования.

У экскурсии на одну и ту же тему может быть несколько названий в зависимости от состава участников экскурсии и поставленной цели.

В ходе разработки новой экскурсии информация по ее теме может черпаться из литературных источников: книг, брошюр, статей. Чрезвычайно много полезных сведений по истории края, области или города можно получить из местной периодической прессы. Из отобранных источников составляется библиографический список, назначение которого – определить примерных объем работы по изучению литературных источников. В списке указываются автор, название, выходные данные, номера страниц, которые имеют отношение к теме экскурсии. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».

Помимо литературы материалы по теме экскурсии могут находиться и в других источниках, к которым относятся государственные и личные архивы, экспозиции и фонды музеев, хроникально-документальные, научно-популярные, художественные, компьютерные энциклопедии, фотодокументы и т. п. В качестве источников экскурсионного материала могут выступать воспоминание участников и очевидцев исторических событий, консультации специалистов и научных работников, так как каждая область науки и искусства имеет свою терминологию, без знания которой невозможна подготовка экскурсии на научных основах.

Поскольку фактическая сторона любой экскурсии имеет огромное значение, то в экскурсионном рассказе должны быть использованы только достоверные, тщательно выверенные факты и сведения, имеющие отношение к теме.

Лекция 8

Ключевые этапы подготовки экскурсии

В качестве экскурсионных объектов могут выступать:

памятники архитектуры и градостроительства – архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни); архитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей;

памятники археологии – городища, курганы, земляные валы, остатки древних поселений, дорог, горных выработок, каналов, курганы с захоронениями, каменные изваяния, наскальные изображения;

памятники искусства – произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и других видов искусства;

памятники природы – леса, рощи, сады, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, отдельные деревья, реликтовые растения и т. п.

экспозиции – государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

памятные места – места связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства.

Статус памятника присваивается наиболее ценным с эстетической или исторической стороны объектам, после чего их охраной занимаются государственные или местные инспекции по охране памятников. В конце ХХ века на государственном учете находилось более 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны, хранилось около 40 млн. экспонатов.

Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности.

По содержанию выделяют одноплановые (произведения живописи, растения, здание) и многоплановые (архитектурные сооружения, одновременно являющееся историческим памятником) памятники. По функциональному назначению – основные, на базе которых раскрываются подтемы, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами и в ходе логических переходов в рассказе. По степени сохранности экскурсионные объекты бывают полностью сохранившимися, значительными изменениями (перестроение и реконструированные), частично сохранившимися и утраченными.

При подготовке экскурсии перед экскурсионными работниками стояла задача – из множества памятников, соответствующих теме экскурсии, отобрать самые интересные по внешнему облику и по той информации, которую они несут, поскольку правильный отбор объектов, их количества, последовательность показа влияют на качество и эффективность экскурсии.

В практике подготовки экскурсии используются методика отбора экскурсионных объектов на основе определения ценности и значимости данного объекта для раскрытия темы. Ее применение особенно важно, когда на маршруте разложено несколько объектов, сходных по содержанию, и необходимо выбросить те из них, которые наиболее актуальны для данной темы.

Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включены в экскурсию, рекомендуется применить следующие критерии.

Познавательная ценность, то есть связь объекта с конкретным историческим событиям, жизнью и деятельностью выдающейся личностью, а также художественные достоинства памятника.

Известность , то есть популярность памятника среди населения.

Необычность (экзотичность) объекта, то есть особенность, неповторимость памятника. Необычность может быть архитектурного характера, связанная с особенностями конкуренции содержания, природного характера, например сталактито-сталогмитовые кастовые пещеры. Наконец, экзотичность объекта может быть связана с историческим событием, которое произошло в данном здании или на месте установки данного памятника.

Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность памятника, его взаимодействие с окружающей средой – другими знаниями, сооружениями, природой. Предпочтение отдается тому объекту, который оптимальным образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами.

Сохранность объекта, то есть состояние памятника в данный момент, его подготовленность к показу экскурсантам и способность своим внешним видом вызвать у них положительные эмоции.

Месторасположение объекта оценивается с точки зрения расстояния до памятника, удобства подъезда (подхода) к нему, пригодности дороги для автотранспорта или пешеходов, наличие наблюдательной площадки.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, месяцам, сезонам) имеет места, когда посещение и осмотр объекта невозможны по причине плохой видимости, плохой погоды, сезонности и других преходящих явлений.

Правильный отбор памятников как экскурсионных объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсии и глубокое раскрытие ее темы.

Необходимо следить за тем чтобы объекты одной экскурсии не дублировались другой. При невозможности этого избежать при показе таких объектов и в рассказе о них каждый раз рекомендуется использовать иной фактический материал, применять другие методические приемы показа и рассказа, одним словом, должен иметь место новый поворот в подаче материала в соответствии с темой экскурсии и экскурсионной аудиторией.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, поскольку это увеличивает ее длительность, повышает утомляемость экскурсантов, приводит к поверхностному освещению темы, так как о большинстве объектов даются лишь справки. Для городской обзорной экскурсии, рассчитанной на 4-5 академических часов, рекомендуется отбирать 15-20 объектов. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Число объектов в экскурсии зависит от ее цели, темы и экскурсионной аудитории.

Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики.

Идею применения экскурсии как активного метода обучения поддержал выдающийся русский педагог и ученый К. Д. Ушинский. А со временем экскурсию как передовой элемент обучения стали использовать педагоги отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений.

Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. Учителя и методисты при подготовке и проведении экскурсий исходили из задач и требований общеобразовательной школы; классификации, признаки, функции экскурсий также определялись в расчете на экскурсии для школьников. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике.

Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века, которая отмечена развитием буржуазных отношений в России. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия и экскурсии в основном в Крым и на Кавказ.

В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно-промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В музейных экскурсиях впервые делалась попытка осуществить экскурсионное общение не только с детьми, но и со взрослыми, то есть всей массой экскурсантов. Так, в 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, где проводились первые внешкольные экскурсии - бесплатные «воскресные объяснения коллекций».

В 1895 г. создается Российское общество туристов (РОТ), объединившее несколько немногочисленных клубов и распространившее свое влияние на отдаленные территории России. РОТ ставило своей целью распространение всех видов туризма, содействие физическим упражнениям, имеющим отношение к туризму, а также осуществление научных исследований в области географии, истории, этнографии, естествознания. Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам России и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. Позднее РОТ усилило свою деятельность в развитии путешествий с образовательными целями. В основном РОТ было популярно в аристократических кругах.

Развитию экскурсионного дела в России способствовала организация в 1900 г. в Москве и деятельность Русского горного общества. Его учредителями стали такие ученые, как Д. И. Анучин, В. И. Вернадский, И. В. Мушкетов, П. П. Семенов-Тяньшанский, а членами являлись писатель В. А. Гиляровский, географы Ю. М. Шокальский, В. Е. Шуровский и другие ученые-энтузиасты. Общество издавало журнал «Ежегодник Русского горного общества», в котором освещалась его исследовательская и просветительская работа.

С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске функционировало «Кавказское горное общество». Одним из направлений его деятельности было проведение экскурсий, которые проходили под руководством членов общества. В связи с ростом числа экскурсантов общество подготовило специальных руководителей экскурсий, которые осуществляли общее руководство группой и давали пояснения об объектах, интересующих участников экскурсии. Появление подготовленных руководителей экскурсий явилось шагом вперед в развитии экскурсионного дела в России.

Еще в 1896 г. Министерство просвещения России высказало положительное отношение к «дальним поездкам учащихся», а в 1902 г. оно издало распоряжение о желательности введения в практику средних учебных заведений местных экскурсий. Чтобы оказывать помощь школьникам-экскурсантам, в 1910 г. была образована Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Впоследствии она была преобразована в постоянную Центральную экскурсионную комиссию под руководством В. И. Комарницкого, которая выпускала также серию небольших иллюстрированных пособий-путеводителей «Спутник экскурсанта» для проведения учебных экскурсий-прогулок по Москве и Подмосковью и занималась организацией лекций для экскурсоводов.

В 1907 г. при РОТ была создана организация «Экскурсии по России», в задачу которой входило проведение экскурсионной работы среди учителей и преподавателей. С 1910 г. В Москве работала Комиссия по организации образовательных экскурсий, которая ведала поездками за границу русских учителей.

Интерес к экскурсионной работе и ее методике нашел отражение и в появлении соответствующих периодических изданий. Так, с 1889 г. по 1913 г. РОТ ежемесячно выпускало журнал «Русский турист». В 1914-1916 гг. выходили журналы «Экскурсионный вестник» (Москва), который издавал также путеводители по различным маршрутам, «Русский экскурсант» (Ярославль), «Школьные экскурсии и школьные музеи в Одессе».

Вопросы методики проведения экскурсий были предметом обсуждения на Всероссийских учительских съездах (1906-1916 гг.). Наряду с увеличением числа путешествий и экскурсий и расширением их географии, наблюдается заметное увеличение числа экскурсантов, интересующихся осмотром частных собраний произведений искусства известных художников и скульпторов, геологических коллекций. Как самостоятельный вид формируется городская экскурсия. На городских экскурсиях группы экскурсантов знакомились с памятниками и архитектурными сооружениями городов, прежде всего Москвы.

Подводя итоги дореволюционного периода развития экскурсионного дела в России, можно отметить следующее.

До 1907 г. экскурсионное дело развивалось главным образом как метод обучения и проведения сначала учебно-программных, музейных а затем внемузейных и дальних экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились первые экскурсионные организации и началась научная разработка теории экскурсионного дела в России.

Несмотря на очевидный подъем туристско-экскурсионной деятельности в конце XIX - начале XX века, она не получила широкого распространения и не стала общедоступной, другими словами, не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной, продолжая держаться на энтузиазме отдельных лиц.

Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе.

В первые годы Советской власти экскурсиям отводилась значительная роль в осуществлении программы культурной революции, в ликвидации безграмотности народных масс. В ноябре 1917 г. при Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Н. К. Крупская. Этот отдел руководил всей политической и культурно-просветительной работой среди взрослых, в том числе и экскурсионной: организовывал экскурсионные станции, курсы подготовки экскурсоводов, разрабатывал для школ экскурсионные планы и маршруты, издавал литературу. По его инициативе было приняло решение о включении экскурсий в школьные планы. Рекомендовалось использовать экскурсии при преподавании естествознания, географии, физики, истории, литературы, проводить их в учебное время, выделяя для этого специальные средства.

В 20-е гг. в стране образовались два центра, две школы по разработке вопросов теории, методики и практики экскурсионного дела - московская и петроградская. Между обеими школами существовали определенные различия в понимании сущности и целей экскурсионной работы: московская школа большое значение придавала воспитательному аспекту, петроградская - познавательному.

Уже в первые годы Советской власти экскурсии стали не только способом проведения досуга людей, но и средством развития общественной активности и идеологического воспитания человека. Другими словами, с момента своего возникновения советские экскурсии были связаны с пропагандой социалистического строя и социалистического строительства. С 1924 г. появились первые экскурсии, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина.

После 30-х гг. значительно расширилась география туристских маршрутов и тематика экскурсий. Первостепенное значение придавалось производственным экскурсиям, которые рассматривались не только как метод общественно-политического и трудового воспитания, но и как средство обмена передовым опытом. Экскурсии проводились дифференцированно, с учетом возрастного состава, образовательного уровня, профессий, культурных запросов экскурсантов. Популярными стали экскурсии на новостройки страны - Днепрогэс, Магнитку, Турксиб. Объектами показа являлись также первые колхозы, совхозы, новые города.

В послевоенный период в экскурсионной программе большое место занимает военно-историческая тематика. Объектами посещения экскурсантов стали памятники боевой славы, мемориальные комплексы и памятники, посвященные героям войны, места сражений, места массовых захоронений воинов и мирных жителей. В эти же годы получает дальнейшее развитие и другая тематика экскурсий, в частности литературная и производственная.

Подводя итоги советской эпохи в развитии экскурсионного дела, следует отметить, что 1970 - 80-е гг. были временем наивысшего подъема экскурсионной работы в СССР. В данный период гармонично сосуществовали детские и взрослые, учебные и досуговые, транспортные и пешеходные, городские и музейные экскурсии, которые посещали месячные, иногородние и зарубежные экскурсанты. Большое внимание уделялось организации и поддержанию учреждений, в том числе и научных, занимающихся вопросами экскурсионного обслуживания. Наконец, в тот же период был разработан значительный объем экскурсионной тематики, которая и сейчас востребована на российском рынке экскурсионных услуг.

В начале постсоветского периода, после 1991 г., экскурсионная сфера переживала глубокий кризис. Во-первых, распалась преобладавшая в отрасли система профсоюзного туризма. Если раньше существовали крупные специализированные экскурсионные учреждения-бюро путешествий и экскурсий (бюро международного молодежного туризма «Спутник», бюро «Интурист», городские экскурсионные бюро), то после падения советской власти состояние рынка услуг в стране изменилось и основную роль в организации экскурсионной деятельности стали играть туристские фирмы. Во-вторых, с развалом советской идеологии экскурсия перестала быть средством пропаганды коммунистических идеалов. Стала неактуальной историко-революционная и советская тематика экскурсий, составлявшая значительную долю всей экскурсионной тематики в прежние годы. С точки зрения ценностного аспекта экскурсионной работы было неясно, на какие темы обращать внимание и в каком свете их преподносить.

В-третьих, была разрушена система подготовки экскурсионных кадров и методического обеспечения экскурсионной работы. Произошли качественные изменения в профессиональной деятельности экскурсовода, в роли которого стали выступать люди, не имеющие ни специального образования, ни хорошей практики экскурсионной работы.

Наконец, изменился контингент экскурсантов. Резко сократилось количество взрослых экскурсий, их место заняли школьные экскурсии. Общий спад первой половины девяностых годов сменился некоторой стабилизацией на рынке экскурсионных услуг в последнее время. Сегодня уже можно говорить об определенном росте интереса к городским и загородным экскурсиям у взрослого населения, но пока только в больших городах. Дальнейший процесс тормозится в основном ростом цен на услуги, главным образом транспортные.

К перспективным направлениям развития экскурсионного дела в России можно отнести разработку авторских экскурсий, составление тематических экскурсионных туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания, развитие экскурсионного дела на региональном уровне /2/.

Экскурсионное дело в России - одна из первых форм туристического обслуживания, туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:

I) конец XVIII - начало XX вв. - возникновение и становление экскурсионного дела в России;

II) 20-е - 30-е гг. XX в. - становление экскурсионного дела в CCCР;

III) 50-е-80-е гг. XX в.- развитие и совершенствование экскурсионного дела в СССР;

IV) конец XX - начало XXI вв. - развитие экскурсионного дела в Российской Федерации .

Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мериево высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Со временем экскурсию как передовой элемент обучения стали использовать педагоги отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений.

Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике. экскурсия туристский маршрут путешествие

Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века, которая отмечена развитием буржуазных отношений в России. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия и экскурсии в основном в Крым и на Кавказ.

В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно-промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий.

В 1890 г. в Одессе появился Крымский горный клуб (рис. 1.2.1). В 1895 г. создается Российское общество туристов (РОТ). Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам России и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. Позднее РОТ усилило свою деятельность в развитии путешествий с образовательными целями. В основном РОТ было популярно в аристократических кругах .

Рис. 1.2.1. Крымский горный клуб

С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске функционировало «Кавказское горное общество». В связи с ростом числа экскурсантов общество подготовило специальных руководителей экскурсий, которые осуществляли общее руководство группой и давали пояснения об объектах, интересующих участников экскурсии. Появление подготовленных руководителей экскурсий явилось шагом вперед в развитии экскурсионного дела в России.

Еще в 1896 г. Министерство просвещения России высказало положительное отношение к «дальним поездкам учащихся», а в 1902 г. оно издало распоряжение о желательности введения в практику средних учебных заведений местных экскурсий .

Вопросы методики проведения экскурсий были предметом обсуждения на Всероссийских учительских съездах (1906-1916 гг.). Как самостоятельный вид формируется городская экскурсия. На городских экскурсиях группы экскурсантов знакомились с памятниками и архитектурными сооружениями городов, прежде всего Москвы.

В начале XX века известные педагоги и методисты Д. Н. Кайгородов, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, Б. Е. Райков и другие стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.

Наиболее значительным событием в развитии методики экскурсионного дела в этот период явился выход в 1910 г. книги Б. Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация». В работе впервые были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий.

Подводя итоги дореволюционного периода развития экскурсионного дела в России, можно отметить следующее. До 1907 г. экскурсионное дело развивалось главным образом как метод обучения и проведения сначала учебно-программных, музейных а затем внемузейных и дальних экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились первые экскурсионные организации и началась научная разработка теории экскурсионного дела в России.

Несмотря на очевидный подъем туристско-экскурсионной деятельности в конце XIX - начале XX века, она не получила широкого распространения и не стала общедоступной, другими словами, не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной, продолжая держаться на энтузиазме отдельных лиц.

Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе .