Из европы в америку. Что привезла из америки колумбова «пинта Что колумб привез из америки

02.10.2013 13:21

Cigar Clan 1 2003

История не знала второго такого счастливца, как Христофор Колумб. История не знала второго такого неудачника, как Христофор Колумб.

С одной стороны, ему удалось совершить величайшее географическое открытие, с другой – он о нем так никогда и не узнал, а открытый им материк назван в честь Америго Веспуччи. Колумб принес Испании славу владычицы Нового Света, испанская корона отплатила ему лишением всех титулов и привилегий и доставила из Америки в Мадрид в кандалах. Правда, среди испанцев появление знаменитого путешественника, закованного, словно преступник, в цепи, вызвало такое возмущение, что правительство было вынуждено немедленно освободить его. Кандалы были сняты, но смертельно оскорбленный адмирал до конца своих дней с ними не расставался и распорядился положить их с собой в гроб.

Человек из ниоткуда

О первооткрывателе Нового Света доподлинно известно немногое – например то, что 3 августа 1492 года он покинул берега Испании и направился на юго-запад, к Канарским островам. Семь месяцев спустя его эскадра из трех каравелл приблизилась к землям, которые он принял за Вест-Индию. Если бы не эти несколько неоспоримых фактов, можно было бы сказать, что жизнь человека, известного как Христофор Колумб, – не более чем красивая легенда. Нет никаких точных сведений ни о месте и дате его рождения, никто не знает его точного имени, ничего не известно о его национальности, семье, образовании и месте захоронения.

Ни одного прижизненного портрета Колумба не существует. Известны только словесные описания современников: высок ростом, строен, силен. Лицо продолговатое, ни полное, но и не худое, покрыто веснушками, нос – орлиный, глаза – светло-серые, скулы – немного выступающие. Каким на самом деле был первооткрыватель Америки, мы так никогда и не узнаем

Четырнадцать городов в трех странах (Италия, Испания и Португалия) утверждают, что именно они подарили миру гения мореплавания. Помнится, за право считаться родиной легендарного Гомера боролись всего пять греческих городов. Официальные биографы Колумба сходятся на том, что родился он все-таки в Генуе. Бывшая морская держава, Италия вот уже несколько сотен лет эксплуатирует красивую легенду о том, что к дальним плаваниям Колумб пристрастился, наблюдая за кораблями в генуэзской гавани. Генуя приводит и более веские доказательства, нежели романтические предположения: в пригороде Порта Сопрано туристам показывают «домик Колумба», где прошло его детство. Остальные тринадцать претендентов похвастать «вещественными» доказательствами не могут. Так что «домик Колумба» существует в единственном экземпляре, чего не скажешь о могилах Колумба – их насчитывается ровно пять. Дело в том, что тело великого мореплавателя подвергалось неоднократным перезахоронениям. Сначала он был погребен в одном из монастырей в Вальядолиде, но через три года его сын Диего распорядился перенести гроб в монастырь Санта-Мария де Лас Куэвас в Севилье. Еще через тридцать лет по случаю 50-летия открытия Америки решили исполнить завещание самого Колумба, и он совершил свое последнее путешествие в Новый Свет, где и был захоронен на острове Гаити в склепе городского собора Санто-Доминго. Но и там прах Колумба не обрел покоя. Когда в 1795 году остров отошел французам, испанский адмирал Артисабель велел перевезти гроб с телом в Гавану. Впрочем, в Санто-Доминго утверждают, что в столицу Кубы ошибочно перевезли... сына Колумба Диего. В 1877 году это подтвердила и специальная комиссия, но другая комиссия – Испанской академии наук – признала подлинным именно кубинское захоронение. Однозначного ответа нет до сих пор, однако последняя версия, по крайней мере, выглядит красиво: с Кубы же началось освоение Колумбом Нового Света, на Кубе же и нашел успокоение мятежный дух вице-короля Индии.

Да что там место рождения и место захоронения, когда не известно даже точное имя первопроходца! По-итальянски (если признать за Генуей пальму первенства) его фамилия звучала бы как Коломбо, в историю Испании он вошел как Кристобаль Колон, а сохранившиеся до наших дней письма мореплавателя подписаны на латинский манер – «Колумбус». Стоит ли тогда удивляться тому, что нам не известно ни одного прижизненного портрета Колумба, разве что только словесные описания современников. По их словам, он был высок ростом, строен и силен. Лицо его было продолговато, ни полное, но и не худое, отличалось свежим, слегка красноватым цветом и было покрыто веснушками, нос – орлиный, глаза – светло-серые, скулы – немного выступающие. В молодости Колумб был светловолосым, но к тридцати годам совершенно поседел. Весь его вид говорил о властности и твердости этого человека.

Примерно так представлял себе Христофор Колумб маршрут экспедиции

Один шанс из тысячи

При дворах разных королей Колумба считали либо сумасшедшим, либо аферистом, что неудивительно. Даже несмотря на всеобщий интерес к географическим исследованиям, идеи Колумба были слишком революционными: он собирался достичь берегов Индии западным путем. Свои предположения он основывал на двух предпосылках: первая – Земля есть шар; вторая – большая часть поверхности Земли занята сушей, единым массивом трех материков – Азии, Европы и Африки, а меньшая – морем. Значит, расстояние между западными берегами Европы и восточной оконечностью Азии невелико, и за короткое время, следуя западным путем, можно достичь Индии, Японии и Китая.

Предприятие хоть и обещало большие прибыли, но его осуществление, исходя из представлений, существовавших в XV веке, рисовалось чем-то фантастическим. Это все равно что в наше время появился бы человек, утверждающий, что до ближайшей планеты можно добраться на воздушном шаре всего лишь за пару астрономических часов.

Современники Колумба еще ничего не знали о солнечной системе Коперника и были убеждены, что все планеты вращаются вокруг Земли. Даже самые просвещенные считали, что попасть из Северного полушария в Южное невозможно по причине нестерпимого зноя на экваторе, что обитаемым может быть только Северное полушарие как единственное место земного шара, покрытое небесным сводом. Другое же полушарие есть не что иное, как хаос, смесь жизни и смерти, света и тьмы. Наконец, утверждали, что если бы кораблю и удалось западным путем достичь берегов Индии, то он никогда бы уже не смог возвратиться назад, потому что выпуклость шара явилась бы для него непреодолимой горой, через которую невозможно перебраться даже при самом благоприятном ветре.

Мореплаватели боялись отправляться в продолжительные путешествия, редкий капитан решался удалиться в море так далеко, чтобы надолго потерять из вида землю. Любая экспедиция, устремляющаяся на запад, в середину безграничного водного пространства, воспринималась как экспедиция на тот свет: рискнувшего ждала либо встреча с людьми с песьими головами, либо гибель в океанской пучине. Ученые и опытнейшие мореходы изучали карты Колумба, но только единицы соглашались с его гипотезой несмотря на то, что она была основана на точных расчетах, личном опыте Колумба и других мореплавателей.

Его предположения приобрели четкие очертания после 1470 года, когда Колумб перебрался из Генуи в Лиссабон. В столице Португалии он встретил девицу Фелипу Мониз да Перестрелдо, дочь покойного губернатора острова Санто-Порто. Женившись на ней, Колумб породнился с людьми, которые принимали самое непосредственное участие в заморских походах принца Генриха Мореплавателя и его преемников. Мать Фелипы передала зятю все бумаги, карты и журналы своего покойного мужа. Интерес к географии позволил Колумбу общаться со многими учеными своего времени. Постоянно сравнивая карты и анализируя маршруты известных ему мореплавателей, он утвердился во мнении, что еще огромная часть земного шара остается неизведанной. Это привело его к поиску средств, необходимых для исследования новых земель.

Реализовать его замысел могли только три морские державы, и он последовательно обратился к королям Португалии, Англии и Испании. Из Англии Колумб не получил никакого ответа, португальский король Жуан II был слишком увлечен борьбой за испанское наследство, а его придворные ученые сочли теорию генуэзца бредовой. Несколько иначе сложились отношения с Испанией – вечной морской соперницей Португалии. Фердинанду и Изабелле не давали покоя африканские открытия Генриха Мореплавателя и господство Португалии на море, поэтому несмотря на многочисленных противников Колумба и длительную войну с маврами испанские монархи дали согласие на экспедицию в Индию. Однако ждать своего звездного часа в Испании великому исследователю пришлось больше шести лет. Когда он отправлялся в свое первое «американское» путешествие, ему было около шестидесяти лет.

Бороться и искать, найти и не сдаваться

Ни одна победа не давалась Колумбу легко, за все приходилось бороться, но часто бывало так, что, сделав шаг вперед, он был вынужден отступать на два шага назад. В свое первое появление в Испании Колумб напоминал скорее нищего, нежели будущего вице-короля Индии.

Однажды у ворот монастыря Святой Марии Равидской остановился пеший странник с мальчиком и попросил у привратника немного хлеба и воды для своего сына. В это время мимо проходил настоятель монастыря Хуан Перес де Марчена, который обратил внимание на незнакомца. Они разговорились, и вскоре Хуан Перес знал многие подробности жизни Колумба. Будущий первооткрыватель Нового Света произвел на монаха неизгладимое впечатление – не каждый день можно было встретить человека, уверенного в осуществлении столь великих замыслов и при этом просящего в монастыре хлеб и воду. Настоятель был высокообразованным и увлекающимся географией и навигацией человеком. Он заинтересовался идеей Колумба, но, не доверяя собственному мнению, обратился за советом к своим ученым приятелям из соседнего городка Палоса, жители которого считались самыми отважными и опытными моряками во всей Испании.

Убедившись, что предполагаемое предприятие может принести славу его отечеству, Хуан Перес пообещал Колумбу составить протекцию при кастильском дворе – некогда он был в дружеских отношениях с Фернандо Талаберой, духовником королевы Изабеллы. Он написал рекомендательное письмо к Талабере, и Колумб, окрыленный надеждой, отправился в Кордову, где Фердинанд и Изабелла готовились к походу против гранадских мавров.

В Кордове его ждало жестокое разочарование. Талабера, вместо того чтобы помочь, счел грандиозные планы бедно одетого иностранца, все рекомендации которого состояли из одного письма францисканского монаха, бредом.

Колумб уже привык к такому отношению придворных, а потому продолжал самостоятельно искать способ получить аудиенцию у монархов. Наконец-то до Фердинанда и Изабеллы дошли сведения о чужестранце, предлагающем новый путь в Индию, они даже несколько раз встретились с Колумбом и заинтересовались его предложением. Но война с маврами занимала слишком много времени и на нее уходили все деньги казны. Почти шесть лет ожиданий и унижений при кастильском дворе закончились в 1491 году согласием монархов на экспедицию – Фердинанду и Изабелле, только что изгнавшим мавров с Иберийского полуострова, хотелось еще и потеснить Португалию на морских пространствах. Отсутствие средств на столь значительное предприятие уже не останавливало испанскую корону – Изабелла готова была заложить свои бриллианты. Снаряжение экспедиции было поручено маленькому городу Палос-де-ла-Фронтера. Когда его жители узнали о цели путешествия, по городу расползлись страх и удивление – люди были недовольны тем, что от них требуют корабли и экипажи на верную гибель. Ни королевские указы, ни поддержка городских властей, ни суровые наказания саботажников не могли заставить самых отважных моряков Испании выполнять волю «сумасшедшего». В подготовке к путешествию невозможно было сдвинуться ни на шаг, не прибегая к самым суровым мерам, чтобы преодолеть всеобщие предрассудки и сопротивление. Грандиозная затея, средства на которую Колумб искал почти двадцать лет, могла почить в бозе, так и не начавшись, если бы не Мартин Алонсо Пинсон – богатый мореплаватель, располагавший собственными кораблями и матросами и пользовавшийся в городе большим уважением. Он согласился поддержать начинание Колумба, и его пример оказался заразительным для жителей города. Но добровольцев все равно было недостаточно, и в результате большая часть матросов была набрана силой.

В начале августа 1492 года три каравеллы – «Санта Мария», «Пинта» и «Нинья» – были готовы к отплытию. Когда суда подняли паруса, Палос погрузился в печаль: почти каждый житель расставался с родственником или другом, которого уже и не надеялся увидеть.

По мере удаления от суши матросы теряли силу духа. Они были убеждены, что навсегда простились с землей. Позади оставались родина, семья и жизнь, впереди их ждали тайна, хаос и гибель. Рассказы адмирала об ожидающих их индийских богатствах не производили никакого впечатления. Любое явление – сильный ветер или, наоборот, полный штиль – повергало их в отчаяние. В любой момент недовольные экипажи могли взбунтоваться и потребовать повернуть корабли назад. Некоторые даже предлагали выбросить адмирала за борт и вернуться в Испанию, списав его гибель на несчастный случай. Колумб находился в открытом противостоянии с командой, но упорно продолжал путь на запад. И хотя матросы каждый день видели признаки приближающейся земли – стаи воробьев кружили над мачтами, в воде плавали терновые ветви со свежими сломами, во всех этих предвестниках суши в страхе они видели признаки собственной гибели.

Наконец с «Пинты» раздался пушечный выстрел – условный сигнал, говорящий о близости земли. Новый Свет предстал перед изумленными мореплавателями утром 12 октября 1492 года. Радости матросов не было предела. Те, кто еще накануне предлагал избавиться от Колумба, толпились вокруг адмирала, обнимали его, целовали ему руки и просили не забыть их участия в экспедиции. Сойдя на берег, Колумб упал на колени, поцеловал землю и поблагодарил Бога – его мечта исполнилась: он нашел путь в Индию.

Собрание заблуждений

Когда-то Колумба поразила книга Марко Поло, в которой рассказывалось о крытых золотом дворцах Сипангу в Японии, о пышности и блеске двора Великого Хана, о родине пряностей – Индии. Рассказы Марко Поло преследовали Колумба на протяжении всего путешествия – что бы ни встречалось на его пути, всему он находил подтверждение в путевых записках знаменитого венецианца.

Будучи уверенным, что пристал к одному из островов, лежащих у пределов Индии, Колумб назвал туземцев общим именем «индейцы». Испанцы вскоре заметили, что они чрезвычайно просты, бесхитростны и гостеприимны и воспринимают спутников Колумба как сошедших с небес богов: почтительно приближались к белым бородатым пришельцам, осторожно дотрагивались до их лиц и рук. Колумб дарил индейцам разноцветные шапочки, бисер и погремушки, а они в ответ несли хлопок, тонкие ткани, немногочисленные золотые украшения. На вопрос, откуда туземцы берут золото, они отвечали знаками, показывая на юг. Их рассказы все больше вселяли в Колумба уверенность в близости Индии. Он был убежден, что находится среди островов, которые, по описанию Марко Поло, лежат против Кафая (Китая) в Китайском море. Таким образом, неприятели, о которых говорили туземцы, были подданными Великого Хана Татарии, а страна, изобилующая золотом, – знаменитым островом Сипангу.

Каравеллы Колумба продолжили свое плавание и отправились в страну царя, чей дворец, по словам Марко Поло, был покрыт золотыми черепицами. Поиски цивилизованной Азии привели экспедицию к берегам Гаити (испанцы назвали остров Эспаньолой). Здесь потерпела крушение каравелла «Санта Мария», но доброта местного правителя и жителей, множество золота показались испанцам волшебным сном и многие с радостью согласились остаться в новопостроенном форте Ла Навидад (Рождество). «Пинта» и «Нинья» вернулись в Испанию. Второе прибытие Колумба в Новый Свет развеяло миф о дружелюбии и доброте индейцев: по пути к Эспаньоле экспедиция пережила несколько серьезных стычек с карибами, а прибыв на место, Колумб обнаружил разрушенный форт и убитых испанцев.

Но, пожалуй, самым большим заблуждением Колумба была вера в безграничную милость испанских монархов. Второе плавание к берегам Америки оказалось не таким удачным, как первое: открытия были незначительными, золота нашли мало, во вновь построенной колонии Изабелла свирепствовали болезни. 10 марта 1496 года Колумб отправился в Испанию, и 11 июня 1496 года его корабли вошли в гавань Кадис. Адмирал был принят очень холодно и лишен многих привилегий. Лишь после долгих и унизительных хлопот ему удалось летом 1498 года снарядить корабли для третьего плавания.

Интриги, которые давно велись против Колумба при испанском дворе, возымели наконец свое действие: в августе 1500 года на остров Эспаньола прибыл новый уполномоченный правительства. Он разжаловал губернатора и, заковав его и его брата Бартоломео в кандалы, отправил в Испанию. У Колумба были отняты почти все привилегии, и в Америку стали снаряжать экспедиции без его участия.

Перед смертью Колумб все еще считал себя вице-королем Индии и давал советы, как лучше править заморскими землями... Благодаря Колумбу испанцы были первыми европейцами, приобщившимися к удовольствию курения табака. Но они же были первыми, кто пострадал за свою новоприобретенную привычку. Первой табачной жертвой пал Родриго де Херес, один из соратников и единомышленников Христофора Колумба. Его сочли одержимым дьяволом и за публичное курение табака предали в руки инквизиции.

Что Колумб привез из Америки

Табак, красный стручковый перец и каучук оказались в числе американских трофеев Колумба, которым европейцы сразу нашли применение. Остальным находкам повезло меньше.

Первые томаты были желто-оранжевого цвета, и европейцы назвали их «золотыми яблоками». Они думали, что это фрукт – вроде абрикоса или малины. Но, попробовав, отказались от идеи подавать его на десерт. В результате помидоры долгое время разводили в садах как декоративное растение.

Примерно такая же история произошла и с картофелем. Колумб доставил его семена еще из первого путешествия, но испанцы не сразу догадались, что самое главное у картофеля – клубни, а потому отправили «второй хлеб» в сад, к томатам.

Початки кукурузы Колумб привез в подарок Фердинанду и Изабелле. При королевском дворе все подивились крупным зернам, каких никто раньше не видывал. Завоевание маисом Старого Света произошло лишь несколько десятков лет спустя.

Какао-бобы появились в Европе после четвертой экспедиции в Новый Свет, но никто не обратил на них особого внимания: по сравнению с золотом они казались сущим пустяком. Понадобилось сто лет, чтобы какао-бобы уравнялись в цене с бесценным металлом – за сто семян какао-бобов можно было купить хорошего раба.

Инки использовали арахис во время религиозных обрядов в качестве священной дани богам, готовили из него напитки и блюда. Арахис рос и в Испании, но пока Колумб не познакомил всех с индейскими рецептами, никто не обращал внимания на невзрачный земляной орех. Попугаи появились в Европе тоже благодаря Колумбу. Индейцы, которые с давних времен приручали этих птиц, охотно дарили их адмиралу.

Cigar Clan 1"2003. Юлия Зорина

Три корабля-каравеллы отправились в 1492 году в историческую экспедицию Христофора Колумба. «Пинта» с водоизмещением 100 тонн –одна из каравелл. На судне был экипаж из 40 человек под командованием капитана Мартина Алонсо Пинсона.
Прошло не более трех дней с выхода в море, как у «Пинты» неожиданно сорвало руль и его ремонт потребовал остановки на Канарских островах. Существовало предположение о саботаже со стороны команды, не желавшей плыть в неизведанные края. Примечательно, что руль срывало в течение плавания не единожды, а корабль порой давал течь.
Тем не менее, отличные судоходные качества «Пинты» позволили ей выстоять под ураганными атлантическими штормами и вернуться из плавания. Каравелла больше не принимала участия в путешествиях Колумба, сведения о ее дальнейшей участи не сохранились.
В наши дни точная копия «Пинты» находится на вечной стоянке в курортном городе Байона, что находится на юге Галисии. Именно сюда каравелла прибыла из своего путешествия в Америку. Каравелла-музей доступна для посетителей. На ней, к примеру, можно познакомиться со всем, что Колумб привез из своего первого путешествия. А привез он шестерых индейцев, гамак, листья табака, ананас и индейку, а также попугая, перья других экзотических птиц и так далее.
Гамак – одно из немногих слов коренных жителей Багамских островов, сохранившееся до наших дней. После того, как с помощью Колумба гамак попал в Европу, его стали использовать во флотах европейских держав – многие века он служил для сна и отдыха моряков.

Что касается индейцев, то их приняли в Испании хорошо. Поглазеть на пленников во время их представления королевской чете собрались толпы. Что думали сами индейцы обо всем этом, нам никогда не узнать. Обращение их в христианство было самой первостепенной задачей. Тех шестерых, которых Колумб привез в Испанию, тут же крестили и назвали христианскими именами.
Когда Колумб отправился во второе плавание к берегам Нового Света в сентябре 1493 года, пятеро из индейцев вернулись с ним. Шестой, по имени Дон Хуан, остался при испанском королевском дворе. Примерно через два года он умер.
Во время пребывания на острове Сан-Сальвадор и затем на Кубе испанцы были удивлены обычаем местных жителей зажигать какие-то листья, свернутые в трубочку, и вдыхать от них дым. Таким образом, европейцы впервые столкнулись с употреблением табака. Листья табака тоже были привезены в Испанию на каравелле «Пинта».

Считается, что Колумб привез из своего первого путешествия не только ананас, но и другие растения: кукурузу, батат, помидоры, сладкий и горький перец, душистый перец, какао, ваниль, бобы, кабачок, тыкву, маниоку, авокадо, земляной орех, орех кешью, подсолнечник, петунию и так далее.
Также из Нового Света испанцами был привезен картофель, но он попал в Европу из Южной Америки только в 1551 году.

Подготовил Николай Илларионов

Из Европы в Америку

Конкистадоры в Новом Свете. Гравюра из книги «История Америки». Франкфурт-на-Майне, 1602

Однажды Микеле да Кунео написал Джеронимо Аймари, представителю лигурийской семьи, пустившей корни в Севилье и в других испанских городах, письмо. Однако по ошибке писца, переписывавшего это письмо, адресат Микеле да Кунео превратился в Аннари, из-за чего в течение долгого времени никто не мог найти каких-либо других упоминаний об этом самом синьоре Джеронимо, в том числе и я, пока не обратился к оригиналу письма. Джеронимо Аймари был купцом, лично знавшим Христофора Колумба и вызвавшимся «спонсировать» путешествие Микеле да Кунео с Колумбом в обмен на то, что Микеле да Кунео будет присылать ему интересные и желательно правдивые сведения об Америке. Эти сведения и были отправлены купцу 28 октября 1495 года.

Отчет Микеле да Кунео лишен привычной риторики, восхваляющей мероприятие Колумба, и не представляет Америку раем на земле. Автор описывает только то, что видит, при этом его взгляд не взгляд гуманиста, а взгляд купца. Я приведу здесь кое-какие сведения из письма-отчета савонца Микеле да Кунео, а также из записок Франческо Карлетти, другого купца-писателя, приехавшего в Америку через сто лет после ее открытия, - те сведения, которые будут мне необходимы для подтверждения моих тезисов.

Импорт европейских товаров на Антильские острова и на американский континент был больше, чем импорт американских товаров в Европу, а главное - он был налажен гораздо быстрее. Христофор Колумб уже в своем первом путешествии обнаружил, что только что открытые им острова изобилуют рыбой и птицей, зато почти совсем лишены млекопитающих. Злаки, например кукуруза, тогда еще ни во что не ставились, и стало понятно, что создать в Новом Свете условия питания, сопоставимые с европейскими, не удастся, «...по моему мнению, это холодные люди, не чувственные, и причина этого, возможно, в том, что они плохо питаются...» - пишет Микеле да Кунео. Я еще обращусь здесь к некоторым очень значимым для меня наблюдениям Микеле да Кунео, значимым еще и потому, что они противоречили восхищенным запискам тех, кто писал об Америке по слухам, или тех, кто просто обязан был восхвалять предприятие Колумба. Сейчас я приведу для сравнения письмо Микеле да Кунео и письмо Анджело Тревизана, который хотя писал очень старательно, но отчасти по слухам, а отчасти списывал с книги Пьетро Мартире д’Ангьера, написанной тем в Испании.

Анджело Тревизан

Эта равнина настолько плодородна, что в некоторых садах на берегу реки растут многочисленные овощи - редис, салат-латук, капуста и брюква, - и все они созревают через шестнадцать дней после посадки, а дыни, арбузы, тыквы и другие подобные растения - через тридцать шесть дней, и при этом они вкусны, как нигде в мире, а сахарный тростник созревает через пятнадцать дней. Еще говорят, что если посадить виноградную лозу, то она уже на второй год даст отличный виноград. А один крестьянин решил проверить, можно ли здесь выращивать пшеницу, и, посадив немного в начале февраля, уже в середине марта получил спелые колосья. При этом солома у этой пшеницы была толще, колосья - длиннее, а зерна - больше, чем у нас или где бы то ни было еще.

Микеле да Кунео

По Вашему совету мы привезли с собой из Испании все виды семян, чтобы посадить их и посмотреть, какие из растений хорошо будут здесь расти, а какие плохо. В результате мы обнаружили, что хорошо здесь вызревают дыни, арбузы и тыквы. А вот другие растения - например, лук, салат-латук и прочие овощи, которые кладут в салат, переносят местные условия очень плохо - вырастают очень маленького размера. Так же пшеница и бобы: за десять дней они выросли, но сразу же стали клониться к земле и скоро засохли.

Мне кажется, эти два отрывка говорят сами за себя, но Микеле да Кунео прибавляет еще одно интересное наблюдение: «...хотя земля там отличная и черная, они пока еще не нашли способа и времени, чтобы что-нибудь сеять, а причина состоит в том, что никто не хочет жить в тех краях».

Заслуживает внимания и то, что он пишет о животных: «Поскольку, как уже говорилось, животных на этих островах мало, господин Адмирал привез из Испании самых необходимых, и мы обнаружили, что свиньи, куры, собаки и кошки размножаются здесь с чрезвычайной скоростью, особенно свиньи, ибо здешние края изобилуют полезными для них плодами. А вот коровы, лошади, овцы и козы ведут себя тут так же, как у нас».

Во второе свое путешествие Колумб действительно привез с собой в Америку растения и животных из Европы, но не потому, что стремился унифицировать мировую экономику (он ведь даже не понимал, что находится не в Азии), а просто из-за того, что на этих островах было очень мало питательной еды. Разве что рыба, но она рассматривалась как пища постная, а значит, не очень питательная. В общем, нужно было обеспечить европейцам, высадившимся на Карибских островах, питание сходное с тем, к которому они привыкли, ведь хотя европейцы и были более жестокими и беспощадными, чем жители Карибов, они с незапамятных времен перестали практиковать каннибализм (случаи людоедства на Карибах были нередко местью европейцам за их злоупотребления).

Работа на плантации. Гравюра конца XVIII в.

Завоевав Мексику и Перу, европейцы встретились с обществом, в культурном отношении гораздо более развитым, чем жители Карибов и араваки. Европейцы обнаружили там несколько видов оленей, кошачьих, тапиров и множеств во других животных, например, ламу, альпака и гуанако. В те же годы Кабрал завоевал для португальцев Бразилию, и уже через несколько лет завезенный туда сахарный тростник, который сначала, казалось, не хотел приживаться (может быть, от него просто слишком многого ждали), был распространен повсюду, где только было возможно. Из Европы завозились целые сахарные фабрики, что, в свою очередь, способствовало развитию работорговли. Это яркий (и устрашающий) пример экономической унификации. Но пример практически единственный: к нему можно добавить разве что культуру какао и более позднюю культуру кофе, да и то масштабы здесь были совершенно другие.

Европейцы пытались воспроизвести в Новом Свете не только традиционную для своих стран кухню, но даже ее терминологию. В Америку везли свиней, быков, овец, коз, лошадей, ослов, кур и все остальное, что выращивалось в Старом Свете.

Быстрая акклиматизация пшеницы, винограда и маслины (в Перу) позволила воссоздать в Америке старинные кулинарные традиции Средиземноморья, с невероятной легкостью отвергнув традиции местные. Тем не менее европейцы освоили некоторые продукты, например какао, из которого они стали делать то, что сейчас называется шоколадом, добавляя масло самого какао и сахар из завезенного в Америку тростника. Это касается и жгучего красного перца (который входил почти во все блюда испанцев, живших в Мексике), а также фасоли, сладкого перца, ананасов и других плодов.

Кроме продуктов европейцы привезли в Америку железо и колесо. Это невероятно увеличило производительность: урожай кукурузы, например, которую раньше выращивали с помощью вспахивания и удобрения, теперь увеличился в разы, как и урожай картофеля.

Приход европейцев в Америку для местного населения был настоящей катастрофой. Ведь люди, которые пришли к ним с другого континента, обладали не только более эффективным оружием и общественным устройством, но и вообще совершенно непонятной для американских аборигенов культурой. Они несли с собой болезни, которые для местных жителей, лишенных иммунной защиты, становились смертельными, и проповедовали религию, которая, хотя и называлась религией любви, тем не менее не подразумевала никакой толерантности. Мало того, во имя этой религии сжигались люди и целые деревни, то есть происходил настоящий геноцид, по крайней мере в отношении араваков и карибов. Через двести лет та же судьба постигнет и народы Северной Америки. Впрочем, европейцы тоже заболевали непривычными для них болезнями аборигенов, а затем разносили их по всему миру.

Когда, примерно через сто лет после Микеле да Кунео, Новый Свет посетил Франческо Карлетти (флорентийский работорговец), там уже прочно господствовали испанцы со своим укладом, слегка смешанным, впрочем, с местными привычками. Большая часть продуктов, которые Карлетти там обнаружил, носила европейские названия, иногда даже диалектные.

Когда Карлетти пришлось есть кукурузу из-за отсутствия хлеба, он записал: «...тут все очень неудобно и всего не хватает, даже самых необходимых для жизни вещей, - особенно хлеба, его здесь не могут достать даже самые знатные люди, а вместо хлеба они едят то, что индейцы делают из кукурузы, то есть из того злака, который у нас называется турецким зерном». Это красноречивое свидетельство того, что в Тоскане в конце XVI века кукуруза была хорошо известна и имела в народе название «грантурко». Из другой записи Карлетти мы можем сделать вывод о том, что картошка, например, была для европейца еще в новинку: «...еще тут едят какие-то коренья, которые называются «пататас»; они белого цвета и, будучи сваренными или же печенными в золе, приобретают приятный вкус, почти как наши каштаны, и их даже можно есть вместо хлеба».

Карлетти вспоминает также, что из Европы привозили железное оружие. Он описывает с многими подробностями и покупку рабов в Африке, и их продажу в Америку, перечисляя все пошлины и предлагая читателю сравнить цены на рабов в Мексике и в Перу.

То, как Карлетти описывает альпака, показывает, что он был очень внимательным: он признал в этом животном родственника верблюда, тогда как испанцы вообще путали его с бараном: «В этой стране есть животные, на которых возят грузы и которых испанцы, что, по-моему, очень неправильно, называют carneros, то есть бараны, а вот индейцы зовут их pacchi, и из того, что я сам видел, могу сказать, что они очень похожи на маленьких верблюдов, разве что горба у них нету, зато ноги, шея и голова точно как у верблюда, правда, туловище меньше размером и, соответственно, они менее сильные. Их мясо вполне съедобно, а из их шерсти индейцы делают себе одежду». Книгу Карлетти так и хочется бесконечно цитировать, но я попытаюсь все-таки подытожить все вышесказанное и опровергнуть тем самым гипотезу так называемого «экономического проекта».

Понятно, что, когда мы смотрим из сегодняшнего дня, то есть через пятьсот лет, нам очень хочется думать, что все происходившее в те времена на американском континенте было частью некоего проекта. Но ведь на самом деле полного объединения не произошло даже в наши дни. Случилось всего лишь то, что европейцы обосновались в Америке, многие из них там разбогатели, некоторые разбогатели очень сильно и стали выписывать себе из Европы не только обычные продукты, но и привычные для них предметы роскоши. Золото и серебро, сахар, какао, хлопок и рабы были объектом обмена между европейцами из Европы и европейцами из Америки.

Во времена Эрнана Кортесакастильская корона запретила посадку виноградников и оливковых деревьев в «Новой Кастилии». Цель запрета очевидна и так, но посмотрим все же, что пишет по этому поводу Ф. Карлетти: «...в этой стране [в Мексике] нет вина, то есть виноградного вина, а также масла. Все потому, что Король не разрешает и не хочет, чтобы там обрабатывали землю и выращивали виноград и оливки, как в наших странах, потому что он желает, чтобы вино и масло поставлялись туда из Испании, что приносит его таможенной службе и его вассалам бесконечную прибыль». Однако на Перу этот закон не распространялся, и там масло и вино и производились и экспортировались, поскольку «...там собирали столько винограда, что хватало не только для того, чтобы удовлетворить потребность жителей Перу, но также чтобы снабдить Мексику и другие места... И нет нужды, чтобы все это привозили из Испании, что требует огромных расходов и очень неудобно, - ведь от одного моря до другого надо везти все это на спинах животных в глиняных сосудах».

Там, где это было возможно, например, в Лиме, испанцы не просто воспроизводили привычную для них жизнь, но даже делали ее более роскошной по сравнению с прежней жизнью в Испании. В Лиму поступало все серебро, добытое в Потоси, где на рудниках работали тысячи индейцев и где стремление испанцев бахвалиться своим богатством проявлялось даже в одежде их рабынь: «...а вот в праздничный день - удивительное дело - можно увидеть этих негритянок, очень гордых, в шелковых одеждах, в жемчугах и золоте... Но самое большое чудо - это роскошество той одежды, в которую одеты жены самих испанцев, и вообще все, что бы они ни делали, показывает их тщеславие».

Это упоение богатством иногда заставляло испанцев, как раз из соображений тщеславия, демонстрировать его и с помощью африканских рабов. Этому поддавалась, вероятно, и небольшая часть местных жителей, которые, освободившись от ацтекского ига, немедленно перешли под иго европейцев. Были, конечно, и такие индейцы, которые не хотели подчиняться и прятались в лесах или же пытались как-то выжить, оставаясь маргиналами в этом европейском обществе изобилия, где жить было очень дорого и где аборигенам полагалось выполнять всякую работу, которой не желали заниматься испанцы. Прежде всего это касалось рыбной ловли, «...потому что испанцы ужасно боятся этого презреннейшего занятия». Такое отношение к рыбной ловле сильно повредило гастрономической культуре стран, находившихся некогда в подчинении Испании, - ведь там рыба до сих пор не пользуется большой симпатией.

В Перу и Мексику завозились товары из Китая, из всех областей Америки, а также рабы из Анголы. За то, что ввозилось в Перу, платили серебром, добытым в Потоси: «Все эти товары, а также те, которые прибывают с испанским флотом, предназначены для удовлетворения нужд самих испанцев, а не индейцев, как, возможно, многие думают. Это ведь уже не те времена, что прежде, когда испанцы старались сочетать богатство и простоту: когда первые испанцы приезжали сюда, они добывали местное серебро и золото в обмен на всякие безделушки - колокольчики, скобяные товары, зеркала, разные ножички, стеклянные четки и прочее. А потом они просто завладели всеми здешними благами, вместе со всей страной и всеми людьми, силой оружия, и до сих пор этим наслаждаются».

Индейцам доставались разве что новые болезни, губительные для них: «В этой стране население быстро уменьшается в количестве... очень много народу умирает... в результате долгой болезни аборигены гибнут; это несчастье постигает только их, а испанцев нет, при этом сами испанцы так ужасно обращаются с аборигенами, что часто сами бывают виноваты в их смерти... И вместо того, чтобы платить им за работу (ведь те добывают для них еду), испанцы только говорят им плохие слова и плохо с ними поступают. Из-за этого и прочего бесчеловечного обращения индейцы умирают и вскоре, возможно, исчезнут вовсе, как уже случилось на острове Сан-Доменико и на нескольких других островах, где, когда их открыл Колумб, жило много народу, а теперь они пустынны и необитаемы».

Менее чем за сто лет шахты Потоси поглотили десятки тысяч людей, а из-за болезней умерло еще больше. С несчастными жителями Центральной Америки обходились ужасно, их лишали не только земли, но и достоинства, к тому же они осуждались инквизицией за свои верования. Все это вынуждало их скрываться в лесах, и они сопротивлялись испанцам сколько могли, но в конце концов неизменно бывали вынуждены сдаться. Индейцев Северной Америки, которых судьба избавила от нашествия испанцев, постигла не лучшая участь. Они тоже были лишены земли и обречены на голод «героями» вроде Буффало Билла, самоотверженно посвятившего себя систематическому и искусному уничтожению бизонов, которые, между прочим, были единственным богатством тамошних индейцев и главным источником их питания. Понадобилось пятьсот лет, чтобы идеи Лас Касаса получили наконец хоть какое-то распространение, тем не менее злоупотребления и разрушения продолжаются и в наши дни: достаточно привести пример Амазонии или Чьапаса.

Как бы то ни было, европейцы познакомили Америку с различными видами мяса, колесом, плугом и железом, что несколько облегчило голод и тяжкий труд тех индейцев, которым удалось выжить в условиях геноцида. В первую очередь именно труд - ведь до этого людям приходилось переносить грузы на плечах по труднопроходимым путям. Понадобится еще много времени, прежде чем эти народы, которые снова стали развиваться, смогут рассчитывать на реальную интеграцию и на восстановление своего попранного достоинства.

Настоящая экономическая интеграция между Европой и Америкой стала возможна прежде всего благодаря индустриальной революции - ведь только изобретение кораблей-рефрижераторов позволило привозить в Европу аргентинское мясо, американский хлопок, канадское зерно и даже ананасы и бананы. А вот после Второй мировой войны американская техника стала поступать в Европу в таком количестве, что создались предпосылки для культурной экспансии: и только теперь представляется уместным говорить о попытке такой интеграции, которую европейская культура может повернуть и в свою пользу.

Из книги Каменный век был иным… [с иллюстрациями] автора Дэникен Эрих фон

Мост в Южную Америку Некогда на землях нынешней Аргентины, Колумбии, Перу и Чили жили люди эпохи мегалита, оставившие последующим поколениям каменные круги, менгиры, дольмены и настоящие жемчужины искусства, поражающие тщательностью отделки. В этом отношении они ничуть

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Кризисы в истории цивилизации [Вчера, сегодня и всегда] автора Никонов Александр Петрович

Из книги Сексуальная культура в России. Клубничка на березке автора Кон Игорь Семёнович

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Закрыть Америку! У синего моря урядник стоит, А синее море шумит и шумит. И злоба урядника гложет, Что шума унять он не может. Максим Горький Изменения сексуальной морали и поведения ставят перед российским обществом множество новых и придают дополнительную остроту

Из книги От Руси к России [Очерки этнической истории] автора Гумилев Лев Николаевич

Из книги Гоа. Для тех, кто устал... жить по инструкциям автора Станович Игорь О.

Две Европы Попробуем посмотреть с точки зрения сказанного выше на этническую историю нашей страны. В те века, когда начиналась история нашей Родины и ее народов, человечество населяло Землю крайне неравномерно. При этом одни народы жили в горах, другие - в степях или

Из книги Цивилизации автора Фернандес-Арместо Фелипе

Тур «Роди в Гоа», не пугайтесь, рожать ездят не только в Америку и Европу Человеку цивилизованному может показаться диким то, что в Гоа специально едут семейные пары рожать в натуральных условиях. Не скажу, что является первичным, приезды к нам отца и основоположника этого

Из книги Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

16. Переплывая Атлантический океан Возникновение атлантической цивилизации Распространение культуры из Европы в Америку и наоборот Ведь по свидетельству наших записей, государство ваше положило предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

В честь кого назвали Америку? Вовсе НЕ в честь итальянского торговца, мореплавателя и картографа Америго Веспуччи. Америка названа по имени уэльсца Ричарда Америка, зажиточного купца из Бристоля.Америк финансировал вторую трансатлантическую экспедицию Джона Кабота –

Из книги С мольбертом по земному шару автора Демин Лев Михайлович

Из книги Происхождение вилки. История правильной еды автора Ребора Джованни

Из книги Художественная культура русского зарубежья, 1917–1939 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги автора

Глава XIV Вновь в Америку Лишь несколько месяцев провел Верещагин в кругу семьи, в своем московском доме за Серпуховской заставой. В ноябре 1901 года он вновь отправился на Американский континент. Цель новой поездки была двоякой: во-первых, художник намеревался устроить

Из книги автора

Из Испании в далекую Америку: сахарный путь Если португальцы интересовались специями, а кастильские идальго мечтали об Эльдорадо и о благородных званиях, итальянских купцов прежде всего волновала земля и ее производительность, хотя они тоже не были равнодушны к

Из книги автора

И. С. Кардаш Игорь Стравинский: из Европы в Америку – от балета до балета Игорь Стравинский покинул Россию накануне Первой мировой войны: с 1913 года он попеременно живет то во Франции, то в Швейцарии. Уже с конца 1920-х – начала 1930-х Америка незаметно, но настойчиво

В нашем обзоре поговорим, о том что привез из Америки в Европу Колумб после своего первого путешествия, а также о влиянии продуктов и богатств из Нового Света на Европу, Африку и Азию.

В первой части о конкретных продуктах и вещах, которые, насколько известно, привез из Америки на своих двух кораблях непосредственно Колумб и его команда, после завершения своей первой экспедиции в Новый Свет (а точнее на нынешние Багамские острова, Кубу и Гаити) в 1492 г., когда он, собственно и открыл Америку.

Во второй части обзора о том, как повлияли новые продукты и богатства из Нового Света на тогдашнюю Европу, Азию и Африку.

Также мы приведем карту продуктов, которые попали из Нового Света в Старый, и наоборот. В обзоре используются, среди прочего, материалы из двух юбилейных выпусков издававшегося правительством США на русском языке журнала «Америка» к 500-летней годовщине открытия Колумбом Америки (№ 6 за 1991 г. и №10 за 1992 г).

Что привез из Америки Колумб

Христофор Колумб (исп.

Христофор Колумб (исп. Cristobal Colon).

Со старинной гравюры.

Колумб привез из своего первого путешествия в Америку шестеро индейцев, а также подвесной гамак, увиденный у индейцев, а еще листья табака, ананас и птицу индейку, а также перья птиц .

Колумб привез из Америки гамак

Сети их хлопковой ткани, на которых спали индейцы, назывались у них гамаками. Гамак — одно из немногих слов коренных жителей Багамских островов, сохранившееся до наших дней .

Через несколько десятилетий после открытия Америки от коренного населения не только Багамских островов, но всех островов Вест-Индии не осталось в живых ни одного человека, меланхолично отмечает в примечаниях русское издание 1993 г. документального труда «История великих путешествий» (создавался в 1870-1880 гг.), написанного небезызвестным Жюль Верном, и рассказывающего в т.ч. и о путешествиях Колумба. При том, что индейцы карибы остались в континентальной части Южной Америки. Возвращаясь же к вопросу гамака, заметим, что на испанском слово гамак звучит как hamaca (примерно так оно звучало и у индейцев таино — т.е. индейцев Вест-Индии и Гаити), hamaca значит в переводе «рыбная сеть».

Колумб, как пишет Жюль Верн в своем упомянутом выше документальном труде, увидел гамак на открытом и наименованном им острове Фернандина (Fernandina, ныне Лонг-Айленд (Long Island) в составе государства Содружество Багамских островов) .

«Подстилки, на которых индейцы спят, похожи на сети и сплетены из хлопковой пряжи», цитирует Жюль Верн испанские заметки того времени о гамаке.

После того, как с помощью Колумба гамак попал в Европу, он быстро распространился во флотах европейских держав . Так в 1590 г. гамак был официально принят в Королевском флоте Великобритании.

Колумб привез из Америки шестерых индейцев

Кроме гамака, Колумб привез из Америки, после своего открытия Нового Света в 1492 году, шестерых индейцев .

Напомним, что во время своего первого путешествия, когда Колумб и открыл Америку, он посетил только Багамские острова, Кубу и Гаити, а затем вернулся назад, чтобы вскоре отправится снова из Испании в Америку. О судьбе шестерых индейцев, привезенных Колумбом в Испанию из первого путешествия, издававшийся правительством США на русском языке журнал «Америка» писал в своей статье «Христофор Колумб и его время», вышедшей к 500-летней годовщине открытия Колумбом Америки (№ 10 за 1992 г.):

«Что случилось с шестью индейцами, которых Колумб привез в Испанию? Их приняли торжественно. Колумб организовал величественное шествие к королевскому дворцу, и поглазеть на индейцев, шествовавших через всю Барселону в экзотических одеждах, собрались толпы . Что думали индейцы обо всем этом, нам никогда не узнать.

В последующие годы Колумб жестко правил жителями Нового Света, но его первое записанное впечатление о них полно теплоты:

«Что бы вы ни попросили у них из того, что у них есть, они никогда не ответят отказом, а скорее поделятся с вами и выкажут так много любви, будто дарят свои сердца, и независимо от ценности вещи они неизменно довольствуются безделушкой, которую им преподносят в ответ... Я раздал им тысячу приятных вещиц, которые я закупил, чтобы они полюбили нас и в дальнейшем были бы обращены в христианство и были бы склонны служить Вашим Величествам и Кастилии, и стараться помочь нам, и делиться с нами тем. что у них в избытке и что нам необходимо».

Обращение их в христианство было самой первостепенной задачей. Тех шестерых, которых Колумб привез в Испанию, тут же крестили и назвали христианскими именами, причем король Фердинанд, королева Изабелла и инфант (наследник) Дон Хуан были их восприемниками .

К огда Колумб отправился во второе плавание к берегам Нового Света в сентябре 1493 года, пятеро из них вернулись с ним. Шестой, по имени Дон Хуан, остался при испанском королевском дворе . Примерно через два года он умер», — отмечал журнал «Америка».

Как пишут источники, все шестеро индейцев, привезенных Колумбом из первого путешествия в Америку, принадлежали к таино . Таино — это введенное позднее собирательное название аборигенских аравакских племен, населявших к моменту открытия Америки острова Гаити, Пуэрто-Рико, Куба, Ямайка, Багамские острова и северные из Малых Антильских островов, до острова Гваделупа. Однако в различных источниках по-разному описывается, все ли эти индейцы были из Эспаньолы (Española, так первоначально остров, ныне известный как Гаити, назвал Колумб) или же некоторые из них были с Багамских островов, Жюль Верн в своем упомянутом документальном труде «История великих путешествий» пишет, что «индейцы были из Эспаньолы». Отметим, что таино считались более миролюбивыми индейцами, чем их соседи с Малых Антильских островов (например, с Гваделупы) — карибы. Тем не менее, таино были все в шрамах из-за войн .

Колумб писал в своем дневнике о первой встрече с индейцами (они были из народности таино) при открытии Америки (считается, что эта встреча произошла на острове Сан-Сальвадор (San Salvador Island), также известный как Остров Уотлинга, ныне в государстве Содружество Багамских островов (Commonwealth of The Bahamas, подробнее здесь):

«У многих я видел рубцы на теле; объясняясь знаками, я спросил их, отчего у них эти рубцы, и они таким же образом растолковали мне, что сюда приходили люди с других, лежащих рядом островов, и хотели эти люди захватить их всех, они же оборонялись . И я думаю, и иные думают, что сюда те люди пришли с материковой земли, чтобы захватить всех живущих здесь в плен».

Как напоминает Жюль Верн в своем документальном труде об открытии Колумбо Америки: «к асик (вождь) на острове Эспаньола (Гаити) попросил Колумба защитить испанским (огнестрельным) оружием его соплеменников от людоедов-карибов, которые часто совершают набеги на близлежащие острова и увозит к себе индейцев. Колумб обещал касику свое покровительство (но отказался стрелять в индейцев)». Как отмечает в примечаниях уже упоминавшееся русское издание 1993 г. документального труда «История великих путешествий», написанное Жюль Верном: «Испанцы исказили это непривычное для них слово «кариб» и говорили вместо «кариб» — «каниб». Отсюда произошло слово «каннибал» — людоед». Близко с племенем карибов Колумб познакомился во время второго своего путешествия осенью 1493 г ., при открытии острова Гвадалупе (Гваделупа , названного так в честь одного из испанских монастырей).

«Испанский летописец XVI века Бартоломе Лас Касас в своей «Истории Индий» так говорит об этом острове: «Адмирал приказал направить к берегу две лодки, чтобы попытаться захватить на острове местных жителей и выведать от них, что возможно, об этой земле и о людях, ее населяющих, и о том, как далеко она находится от Гаити (Эспаньолы).

Адмиралу привели двух юношей, и они знаками дали ему понять, что живут не на этом острове, а на другом, который называется Борикен (Пуэрто-Рико). Всеми способами, какие только возможны — руками, глазами и жестами, выражавшими душевную горечь, — о ни убеждали адмирала, что этот остров населен карибами, которые взяли их в плен и привезли с Борикена (ныне о. Пуэрто-Рико, США), чтобы, по своему обычаю, их съесть ».

Испанцы увидели на берегу поселок из тридцати круглых деревянных хижин, покрытых пальмовыми листьями. Внутри хижин висели плетеные постели, которые индейцы Гаити (Эспаньолы) называли гамаками. При приближении чужеземцев дикари убежали в лес, бросив нескольких пленников, предназначавшихся для очередного людоедского пиршества. Матросы нашли в жилищах обглоданные человеческие кости, отрубленные руки, ноги и головы. По-видимому, жители Гвадалупе и были теми самыми карибами, о которых с ужасом раннее говорили туземцы Гаити (Эспаньолы)... »

Также в ходе второго путешествия Колумба 14 ноября 1493 г. эскадра пристала к острову Санта-Крус (Santa Cruz, ныне относится к Американским Виргинским островам, США). Там произошла первая встреча лицом к лицу испанцев с карибами (караибами), которую подробно описывает лекарь второй экспедиции Колумба — Диего Альварес Чанка (Diego Álvarez Chanca):

«Из лодки, отправленной к берегу, высадилось несколько человек; они направились к селению, жители которого уже успели скрыться. Там испанцы захватили пять или шесть женщин и несколько мальчиков. Почти все они, по их словам, были пленниками карибов, как и на острове Гваделупа.

Как раз в тот момент, когда наша лодка с добычей собиралась в обратный путь к кораблям, у берега показалось каноэ (пирога), в котором было четверо мужчин, две женщины и мальчик. Увидев флотилию, они (карибы. Прим. сайт), пораженные этим зрелищем, оцепенели от удивления и в течение долгого времени не в состоянии были двинуться с места, оставаясь от нее на расстоянии почти двух выстрелов из (пушки) бомбарды. Тут-то их заметили из лодки и с кораблей. Тотчас же лодка направилась к ним, близко держась берега, а они все еще находились в оцепенении, глядя на корабли, удивляясь им и прикидывая в уме, что это за странная штука. Заметили же они лодку только тогда, когда она вплотную подошла к ним, и поэтому они уже не смогли уйти от преследования, хоть и пытались это сделать. Наши же кинулись на них так стремительно, что не дали им возможности уйти.

Видя, что бежать им не удастся, карибы с большой отвагой натянули свои луки, причем женщины не отставали от мужчин. Я говорю «с большой отвагой», потому что их было всего шестеро — четверо мужчин и две женщины — против двадцати пяти наших. Они ранили двух моряков, одного два раза в грудь, другого — в бок. И они поразили бы своими стрелами большую часть наших людей, не будь у последних кожаных и деревянных щитов и не подойди наша лодка вплотную к каноэ и не опрокинь его. Но даже и после того, как каноэ опрокинулось, они пустились вплавь и вброд — в этом месте было мелко, — и пришлось немало потрудиться, чтобы захватить карибов, так как они продолжали стрелять из луков. Несмотря на все это, удалось взять только одного из них, смертельно ранив его ударом копья. Раненого доставили на корабль».

Этот эпизод показывает, что индейцы карибы дорого ценили свою свободу и готовы были сражаться за нее до последней капли крови.

Карибы показались испанцам «весьма свирепыми». В отличие от других индейцев, они носили длинные волосы и обводили глаза черной краской. Все тело они покрывали татуировкой и перетягивали жгутами мускулы рук и ног, отчего они становились необыкновенно упругими», — пишет Жюль Верн в документальном труде «История великих путешествий».

Таким образом, таино и карибы — были первыми индейским народностями, с которыми ознакомился Колумб при открытии Нового Света. Карибы теперь проживают только в континентальной части Южной Америки, но не на Карибских островах, а таино полностью вымерли.

Колумб привез из Америки листья табака

В октябре-ноябре 1423 г. во время пребывания Колумба на острове Сан-Сальвадор (напомним, San Salvador Island, также известный как Остров Уотлинга, ныне в государстве Содружество Багамских островов (Commonwealth of The Bahamas), и затем на Кубе во время продолжения первого путешествия Колумба при открытии Америки «испанцы были удивлены обычаем местных жителей зажигать какие-то листья, свернутые в трубочку, и вдыхать от них дым. Таким образом испанцы впервые столкнулись с употреблением табака, а затем переняли этот обычай, и курение табака распространилось по всей Европе». Как считается первым человеком из Старого света, который перенял привычку к курению был матрос флагманского корабля Колумба Родриго де Херес (Rodrigo de Jerez). Он, наряду с другими испанцами поучил от индейцев листья в дар, предположительно на острове Сан-Сальвадор 12 октября 1492 года.

В те месяцы Родриго де Херес, единственным из всей команды первой экспедиции Колумба, пристрастился к курению табака. Однако в 1493 году святая инквизиция городка Аямонте (Ayamonte, ныне в провинции Уэльва автономного сообщества Андалусия, в Испании) арестовала Родриго де Хереса по обвинению в колдовстве, так как только «дьявол может дать человеку силу, чтобы испускать дым изо рта». Родриго де Херес находился в заключении до 1500 года. К тому времени, курение табака стало привычным.

Колумб привез из Америки ананас

По одним данным, Колумб привез ананас уже из своего первого путешествия при открытии Америки в 1492 году — а именно с Кубы. По другим, это произошло по окончанию второго плавания Колумба, т.е. в 1494 году, после того как Колумб впервые познакомился с ананасом подробнее, попробовал этот фрукт в Гваделупе . Колумб называл ананас piña («сосновая шишка»), из-за сходства ананаса с сосновой шишкой.

Также говорят, что во время возвращения из первой экспедиции по открытию Америки 1492 г . Колумб привез живую птицу индейку, а также перья птиц . Но не только

Команда Колумба привезла из Америки сифилис

Отметим, что Колумб не брал на корабль ни одной женщины во время своих первых двух экспедиций, соответственно 1492 и 1493 гг. . Издававшийся правительством США на русском языке журнал «Америка» писал в своей статье «Христофор Колумб и его время», вышедшей к 500-летней годовщине открытия Колумбом Америки (№ 10 за 1992 г.), по этой щекотливой теме сифилиса, привезенного из Америки командой Колумба, следующее. Цитируем:

«Правда ли, что моряки из флотилии Колумба (после его первой экспедиции и открытия Нового света) занесли в Европу сифилис из Нового Света?

Действительно, в Европе эта болезнь впервые приняла характер эпидемии после первой экспедиции Колумба, когда маркитантки, следуя за армией французского короля Карла VII, заразили его солдат во время кампании 1494 года по захвату Неаполлитанского королевства. Несколько трактатов этого периода обсуждают вспышку этой эпидемии и указывают, что до того времени заболевание «морбус галликум» (французская болезнь) не было известно в Европе. Многие ученые полагают, что сифилис сперва распространился среди женщин, зараженных ими матросами из экипажа Колумба, плававшего в Новый Свет .

В своей переписке Колумб не затрагивал этой темы. Да она была бы и неуместной в его письмах, адресованных королеве Изабелле и королю Фердинанду. Но испанский историк Гонсало Фернандес де Овиедо-и-Вальдес (Gonzalo Fernández de Oviedo y Valdés) писал о занесении сифилиса из Нового Света как о неоспоримом факте. В «Общей истории Индии», опубликованной в 1535 году, он рассуждает об этом довольно пространно, утверждая, что «вплоть дo того, как король Карл прошел через ту страну (Италию), эта зараза была невиданна в тех землях. Но истина заключается в том, что с острова Гаити, или Эспаньолы, эта болезнь, как говорилось выше, распространилась на Европу ; она очень часто встречается среди индейцев, и они знают, как от нее лечиться. и у них отличнейшие травы, деревья и растения, пригодные для лечения этого и других недугов».

Эта болезнь стала известна в Европе под многими названиями, причем большая часть из них приписывает вину за ее распространение какой-нибудь национальности: «французская оспа», «немецкая болезнь», «польская болезнь» . Около 1512 года Джироламо Фракасторо, итальянский врач и поэт, сочинил латинское стихотворение, красочно описав занесение этой болезни из Нового Света. Он назвал свое произведение «Сифилис, или Морбус галликус», по имени героя поэмы, молодого пастуха Сифилиса, который навлек на себя гнев богов, что и побудило автора назвать это заболевание сифилисом, под которым оно известно и по сей день«, отмечал журнал «Америка».

Пока мы говорили, в основном, что привез непосредственно Колумб и его команда в Европу после открытия Америки в результате первого путешествия 1492 г , а о том, как повлияли, в целом, новые продукты и богатства из Нового Света на тогдашнюю Европу, Азию и Африку. Также далее мы приведем карту продуктов, которые попали из Нового Света в Старый, и наоборот .

Как первый же в истории отпуск на Карибах обернулся эпидемией, повлиявшей на ход европейской истории

Как первый же в истории отпуск на Карибах обернулся эпидемией сифилиса

В 1493 году Колумб и его друзья вернулись из первого в мире тура по Карибам и привезли гостинцы: новый путь в Индию (на самом деле нет), земельные приобретения для короны, табак, кокосы, сифилис и тропические плоды. Разумеется, сифилис был незапланированным подарком. Хотя не исключено, что индейцы-араваки намеренно подсовывали белокожим подпорченный товар.

Вернувшись из путешествия, зараженные, но все еще верящие в то, что «почешется и пройдет» моряки и солдаты принялись делать то, что подобает морякам и солдатам. Они начали прожигать полученные дублоны в борделях и быстро пришли к банкротству. После этого беднягам (и тем, кто заразился посредством них) не оставалось ничего, кроме как снова пойти работать наемниками.

Если верить кастильскому доктору Раю Диасу де Исле, первым в мире пациентом с сифилисом стал Винсент Пинзон, который, если что, был капитаном «Ниньи» - одного из трех кораблей, на котором команда Колумба открыла Америку.

Карл VIII пытается оттяпать Неаполь, а сифилис готовится оттяпать нос Карлу VIII

В Европе как раз разгорелась очередная серьезная буча, так что наемники были в цене. Французский король Карл VIII, женившийся на 15-летней Марии Анжуйской, мечтал завоевать ее сердце и заодно прославиться как великий завоеватель. Однако ничего из этого не вышло, все получилось даже хуже, чем «хуже не бывает».

У Карла VIII было не только смешное лицо, но и некие права на итальянские земли, поэтому он снарядил поход и отправился завоевывать Неаполитанское королевство и все, что попадется по дороге. Кроме армии солдат, состоявшей из 30 тысяч человек, он снарядил армию полковых проституток, которых было не меньше восьми сотен. Позаботившись о своих бойцах, Его Величество не забыл и про себя, забрав с собой целый гарем фрейлин, которые должны были «помогать по хозяйству». Хозяйство великого полководца не оставалось бездеятельным, так что он подавал заразительный пример войскам.

Сначала кампания шла преотлично. Неаполь быстро пал к ногам Карла, и он провозгласил себя королем Неаполитанского и Иерусалимского королевств, а также императором Востока. Чего еще желать мужчине в 24 года? По случаю невероятной победы король и его войска устроили грандиозную двухмесячную оргию, на которую стеклись тысячи проституток со всей Италии. В такой обстановке даже пары больных сифилисом маркитанток и солдат хватило бы, чтобы устроить эпидемию. Зараженных было явно больше и вскоре едва ли не каждый третий боец в славной армии был покрыт язвами.

Причиной сифилиса посчитали каннибализм и секс с конями

Поветрие грянуло как гром среди ясного неба. Это была словно чума, но гораздо уродливее и ужаснее. Она распространялась неведомым образом и немедленно породила массу кривотолков.

Современники этого поветрия рассуждали так: если чуму Господь послал за смертные грехи, то новую, еще более подлую болезнь, - за что-то намного более отвратительное. Отсюда пошли две первых теории происхождения сифилиса. Первая гласила, что это - кара за каннибализм, которым занимались солдаты Карла. Вторая говорила о том, что причиной стали массовые сношения с лошадьми. Хотя мы-то понимаем: кому нужны лошади, если Его Величество позвал на вечеринку тысячи самых горячих итальянских дев?

Карл VIII терпит поражение и умирает как подобает королю-неудачнику

Удача отвернулась от французов, объединенные силы итальянцев и испанцев выгнали армию сифилитиков обратно во Францию. Карл был посрамлен и в довершение переболел оспой, которая изуродовала его лицо. Было бы логично и иронично, если бы на самом деле это был сифилис, но, скорее всего, это не так. Приехав домой, король настрогал потомство, и ни у кого не было проблем с венерической болезнью, так что ему действительно хватило ума уберечься от этой хвори.

Карл, потерпевший унизительное поражение, распустил войска, а вместе с ними и наемников, которые хлынули во все уголки Европы, разнося «любовную чуму». Цунами эпидемии было таким мощным, что всего за полтора десятка лет сифилис разнесся по всей Евразии и Севрной Африке. В 1512 году с ней столкнулись даже японцы, которые, казалось бы, всеми силами пытались отгородиться от остального мира.

Как сказал Вольтер: «В своем легковерном походе на Италию французы приобрели Геную, Неаполь и сифилис. Потом они были отброшены и потеряли Неаполь и Геную, но сифилис остался при них».

Кстати, король Карл VIII вскоре после провальной экспедиции в Италию погиб слегка неестественной смертью: нечаянно ударился головой об косяк двери и разбил голову, словно перезрелую тыкву. Видимо, придворные были настолько недовольны тем, что с подачи их монарха сифилис стали называть «французской болезнью», что даже не стали придумывать ему смерть с фантазией, как, например, в случае с тезкой короля, Карлом Злым.

Сифилис изменил ход истории

Сифилис изменил мир гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Это была не просто очередная инфекция - он стал рычагом, который сдвинул горы истории. Во многом благодаря сифилису состоялся раскол церкви и к успеху пришли протестанты. Пуританство не нашло бы такого отклика в сердцах паствы, если бы у нее не было живого (а иногда уже и нет) подтверждения того, как Господь карает за разгульную жизнь.

Именно из-за того, что сифилис, прежде всего, пагубным образом влияет на волосы, появились парики, ставшие визитной карточкой Нового времени. Неудивительно и то, что человечество вспомнило и начало активно использовать еще одно прекрасное изобретение - презервативы.

Точно также необходимость лечить провалившиеся носы дала толчок европейской хирургии. Операция по восстановлению носа делалась причудливым образом: у пациента вырезался кусок кожи с руки, но не полностью - должен был оставаться лоскут, соединенный с телом, чтобы кровеносные сосуды продолжали снабжать этот кусок кожи кровью. Затем лоскут прикладывали к носу, и пациент был вынужден ходить с привязанной к голове рукой до тех пор, пока кусок кожи не приживется на месте носа. Человек, который придумал это, был или гением или безумцем.

Именно сифилис помог Нидерландам обрести независимость от Испании. Болезнь была одной из основ антииспанской пропаганды: голландские протестанты утверждали, что источником заразы являются католики и, избавившись от их гнета, можно будет победить и болезнь.

Как бы там ни было, ни религиозная пропаганда, ни страх перед ужасающей болезнью не победили сифилис. Люди продолжали блудить направо и налево, несмотря ни на что. Достаточно сказать, что в Европе эпохи Возрождения он вообще стал основной причиной смерти. Грубо говоря, у среднестатистического европейца было больше шансов умереть от сифилиса, чем от войн, голода, иных болезней и уж тем более старости. На этом фоне тот факт, что у трех из Римских Пап предположительно была эта постыдная хворь, не кажется таким уж удивительным.

Эвфемизмы для сифилиса
(которыми можно блеснуть в компании)

Слово «Сифилис» имеет любопытную (и довольно скабрезную) историю происхождения. Его придумал врач и поэт Джироламо Фракасторо, который дал имя «Сифилус» (то есть «друг свиней») герою своей поэмы. В ней автор иносказательно рассказывал о симптомах болезни и представил свою версию ее происхождения: пастух Сифилус, истосковавшийся по женщинам, возлежал со своими свиньями и за это был наказан брезгливыми богами.

История всем понравилась и заразу начали называть «Сифилис». Хотя до этого у нее было много других звучных прозвищ: Черный Лев, Купидонова болезнь, Великая оспа, Венерическая чума, а шотландцы дали ей суровое название Грандгор, которое больше подходит этой болезни, чем легкомысленный «Сифилис».