Что делать пассажирам отмененных рейсов “Вим-Авиа” – советы от AviaSales. Вим-авиа постоянная задержка рейсов и отзывы туристов Какие рейсы задерживает вим авиа

Вообще задержки в работе компании ВИМ-авиа лично меня не удивляют совершенно. Они были в 2015 году, были в 2016, не успело начаться лето, как Vim снова на слуху. О том, что компанию пора закрывать было понятно еще в 2016 году после почти суточных задержек сперва в Сочи, а потом в Симферополе – между прочим, ключевых курортах страны. Фактически такое отношение Вим-авиа к перевозкам пассажиров подрывает репутацию российского туризма . А я ещё не вспоминал Магадан. Но давайте обо всем по порядку, сначала разберемся кем летать не стоит и почему.

Итак, с чего все началось. Для начала, прошлый 2016 год, в первой половине которого наблюдался полнейший провал взятых Вим-авиа обязательств по перевозке пассажиров : рейсы задерживались по мере входа в сезон, пока не достигли критической отметки в сутки. Тогда же был инцидент с трещиной в лобовом стекле одного из бортов летящих в Сочи, потом экстренный ремонт, повлекший задержку больше чем на сутки. Задумываться о смещении всех рейсов в Вим-авиа не стали, просто пассажиры вынуждены были ждать в аэропорту. Ни каких компенсаций не последовало. Похожая ситуация чуть позже приключилась в Симферополе, где пассажиров Вим-авиа оставили без еды, воды и положенного отдыха – только за свой счет по желанию. Дело не осталось без внимания со стороны РосАвиации, компания ВИМ-авиа получила очередное предупреждение и административный штраф.

Казалось бы после стольких предупреждений стоило бы задуматься о повышении качества сервиса: закупки новых бортов, ремонту имеющихся, распределению сил. Однако практически отделавшись легким испугом, что происходит не первый год подряд, Вим-авиа вновь откусила кусок, который не смогла прожевать . Начала ценовые манипуляции вытесняя конкурентов и по свойственной традиции забывая о качестве сервиса. Только в январе-марте 2017 года она увеличила пассажиропоток на 11%, а потому не удивительно, что к сезону подошла снова не подготовленной.

В январе–марте пассажиропоток «ВИМ-авиа» увеличился на 11,2% и составил 336,9 тыс. человек. По итогам всего прошлого года перевозчик занимал девятую строчку по объему пассажиропотока, который составил 2,076 млн человек. (+30,2%).

Пишет деловой авиационный портал

Что произошло в 2017 году с Вим-Авиа

А началось все как обычно, задержки сразу по всем направлениям. Сотни пассажиров в аэропортах Москвы, Питера, Болгарии, Турции. Отдельно хочется сказать о Магадане, где компания Вим-Авиа заняла не малую долю рынка и сейчас отказ от нее не возможен, как уверяет председатель региональной общественной палаты Яков Радченко в своих комментариях для ИА REGNUM:

«Сейчас их и не выгонишь. Если они уйдут с линии, то у нас останется только группа «Аэрофлот», надо их кем-то заменять. Но мы понимаем, что летнее расписание у всех авиакомпаний забито, пустых самолётов нигде нет, во всём северном полушарии пиковые перевозки. Если бы они ушли год назад, был Икар, они не занимались никакими играми ценовыми, они как поставили 30−36 тыс на всё лето на любые рейсы, так их и выдерживали, за счёт чего авиабилеты были прошлым летом доступны. А теперь Икар ушёл, полетел по своему основному профилю международные рейсы, чартеры, когда у нас стал возвращаться иностранный туризм».

Ситуация с Магаданом стала уже почти привычной, прошу заметить, я не считаю её нормальной, просто ситуация вообще не меняется из года в год, на что упорно закрываются глаза. Рейсы Вим-авиа летают с опазданием, отменяются и задерживаются, люди не успевают на стыковки . Куда хуже обстоят дела весной, в конце мая 2017 по всем направлениям. Еще не успело наступить лето, как сеть наполнилась криками о помощи, призывами к действиям, а виной тому задержки Вим-Авиа, о которых пишут различные информагентства:

…В настоящее время в Пулково вылета ожидают около 300 пассажиров авиакомпании. Кроме того, только ночью, после восьмичасовой задержки, был отправлен самолет «Вим-Авиа» с детьми из Пулково в Варну…

…Застрявшие в Болгарии пассажиры опасаются банкротства «Вим-Авиа» и задержки вылета…

Ранее сегодня российские СМИ сообщили, что пассажиры «ВИМ-Авиа», недовольные длительными задержками рейсов, устроили бунт в московском аэропорту «Домодедово». Они заблокировали один из залов ожидания аэровокзала и стойки регистрации…

…задержки внутренних и международных рейсов авиакомпании, которые были наиболее критическими в направлениях Турции и Кипра. Авиакомпания выдала клиентам талоны на питание и воду, некоторым пассажирам были предоставлены номера в гостинице аэропорта. При этом СМИ утверждали, что части пассажиров пришлось ночевать в аэропорту…

Знакомый сценарий? Прямо как в пик сезона 2016 года, когда компания Вим-авиа не справлялась с туристами летящими на отдых в направлениях Сочи и Крым. Разница лишь в том, что сейчас сезон отпусков едва стартовал, и максимальный пассажиропоток будет лишь в период июль-август, страшно представить какие сюрпризы ждут пассажиров. По мнению Якова Радченко высказанному в интервью для REGNUM, компания Вим-Авиа не имеет достаточного количества бортов, те которые есть находятся в плачевном состоянии и требуют ремонта , но сотрудники Вим-авиа совершенно не подготовлены к ситуациям с выходом из строя самолетов, не умеют решать задачи по перераспределению потоков. Впрочем, это видно из пояснений самой авиакомпании, сообщившей о причинах задержек рейсов в мае 2017 года:

Задержки рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» связаны с поздним возвратом с планового технического обслуживания трех широкофюзеляжных воздушных судов, который наложился на начало сезона отпусков. Об этом сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе авиаперевозчика.

…проблема с пилотами, которые в конце мая не могли выполнять свою работу из-за «вылетанной» санитарной нормы. Санитарная норма распределяется на месяц, поэтому сегодня она обнулилась, то есть пошел новый отсчет…

Пассажирам уже купившим билеты остается с ужасом ожидать окончания первого месяца лета 2017, когда у пилотов Вим-авиа вновь закончатся санитарные нормы . Кроме того неизвестно сколько еще бортов вовремя не вернутся из «планового» технического обслуживания, ведь вместо подготовки к новому сезону Вим-авиа занималась захватом доли на рынке, главное откусить, а там уж как-нибудь прожуем. Компанией занимается транспортная прокуратура Татарстана проверяющая авиакомпанию из-за задержки рейсов. Отношение компании к своим клиентам видно из их сообщения пресс-службы:

Всем пассажирам авиакомпания предоставляет напитки, питание и размещение в гостинице, в полном соответствии с ФАП. Авиакомпания гарантирует, что все обязательства перед пассажирами и туроператорами будут выполнены

Однако, как сообщают журналисты многим пассажирам пришлось ночевать в аэропортах , поэтому слова остаются лишь словами. А реальные отзывы и проблемы Вим-Авиа можно посмотреть в сети.

От себя добавлю, лучше летать надёжным Аэрофлотом, пусть чуть дороже, но спокойней, или дешевой Победой, главное знать все хитрости и нюансы перевозок багажа, тогда такой полет окажется быстрым и дешевым.

Отзывы пассажиров и туристов Вим-Авиа май 2017

А теперь предлагаю прочитать настоящие отзывы туристов, о том, как с ними обошлась компания Вим-авиа . О том как люди сидели без гостиниц, без еды и воды. Пресс-центр может сколь угодно много говорить о соблюдении ФАП, но все слова разбиваются о суровую действительность. Я не буду приводить большого количества отзывов о Вим-Авиа, только несколько, передающих эмоции, остальные легко найти в Интернете по запросу «Отзывы Вим-Авиа».

я в шоке…. давно про такие чудеса не слышал. В целом перелет видимо называется так — ну слава Богу, долетели.

В общем, от компании ВИМ-авиа остались только неприятные ощущения : дорогие билеты, старый, скрипящий самолет, отсутствие каких-либо удобств, неприветливый персонал, огромная задержка рейсов. Полет прошел ужасно, очень неприятно. Теперь мы сто раз подумаем, прежде, чем выбирать ту или иную авиакомпанию и ВИМ-авиа будем обходить стороной. В итоге мы были в аэропорту примерно в 19-20 часов вечера.

…Я только мысленно молилась, чтобы мы быстрее долетели…

10 часов без еды и отдыха . Вылетали в Турцию из Москвы рейсом 5721вылет должен быть 26 мая в 04:00. Фактически полетели 14: 00. Мы голодные, не отдохнувшие. Компания Вим-авиа ни еды,ни питья, ни гостиницы не предоставила. Спали на стульях, Ели за свой счёт. Сели в самолёт и что же? Голодным людям дали по 2 пирожка и все! Шок!

Задержан на трое суток. С мужем возвращаемся с отпуска в Певек вылет по плану был 29 мая 2017 задержали до 31 мая. Мы с Хабаровска прилетели 29 мая добрались до Домодедово и узнали что мы не куда не летим сегодня. 5 часов нас футбол или от стойки к стойке. В итоге погрузили в автобус и поселили в гостинице. Должны сегодня были вылететь в 20:05 но нас » обрадовали» что перенесли вылет на 2.06!!! Мы в шоке…

В итоге рейс радерживается уже на 20 часов!!! Должны были вылететь 29.05 в 3:20 Рейсом NN-9105 из Уфы в Анталию. Переносили 4 раза (10:05; 22:20; 23:00) и это еще не предел! Сидим на чемоданах с ребёнком!Мы мониторим расписание на онлайн табло, а как же бедные люди, ждущие своих рейсов в аэропортах! Никаких объяснений от этой шарашкиной конторы не поступает! Как и компенсации от них!

Я думаю тут всё понятно. Если возникают вопросы о полетах с компанией Вим-Авиа сразу отказывайтесь от таких идей. Это не только долго, но часто и не безопасно. Каждый, кто узнал себя в описанных историях, связанных с Вим-Авиа, не поленитесь подписать петицию о закрытии недобросовестной компании. Если есть о чем рассказать пишите в комментариях или на почту, указанную внизу сайта.

Хотите сберечь нервы, научитесь искать подходящие по цене билеты, и избегайте компании Вим-Авиа, если государство не планирует её закрывать, то компания закроется сама, когда потеряет клиентов. Кстати по России можно путешествовать и на автомобиле:

Не поленитесь распространить информацию о компании Вим-авиа, лето 2017 года только началось, страшно представить сколько отпусков будет испорченно по их вине. Счастливого отдыха и берегите себя!

В авиакомпании сообщили о сокращении чартерной программы рейсов до 15 июня. Как поступить туристам, которые бронировали билеты на эти даты?

«ВИМ-Авиа» до 15 июня сокращает чартеры. Авиакомпания приняла такое решение, чтобы минимизировать веерные задержки рейсов из-за позднего прибытия трех воздушных судов с планового ремонта, говорится в сообщении перевозчика.

Проблема с вылетами у «ВИМ-Авиа» началась в конце мая, причем сложности возникли как у чартерных рейсов, так и у регулярных: какие-то отменялись, какие-то задерживались на несколько часов. 1 июня самолет, который должен был вылететь из Уфы в Сочи, был задержан на 15 часов. Вылеты отложены также в Магадане. Власти области пообещали разорвать отношения с авиакомпанией, если ситуация повторится.

В четверг руководство «ВИМ-Авиа» вызвали в Росавиацию. После беседы в ведомстве заявили, что перевозчику понадобятся еще несколько суток, чтобы полностью войти в расписание. О возможных последствиях для авиакомпании рассуждает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» «С учетом достаточно напряженного графика полетов, который был сформирован перевозчиком, несвоевременный приход после технического обслуживания трех широкофюзеляжных бортов не мог не сказаться достаточно драматическим образом на целостности программы полетов. Говорить о том, что двухнедельный перерыв приведет авиакомпанию к краху, не приходится, по крайней мере объем недополученной выручки не выглядит на фоне годовой выручки компании невосполнимой потерей. С другой стороны, если подобные прецеденты будут повторяться, то возможные риски для перевозчика увеличатся и со стороны заказчиков туристических чартерных программ, и со стороны авиационных властей, которые, мягко говоря, не в восторге от ситуации, если какой-нибудь из перевозчиков допускает длительные задержки рейсов. Мы видим, что в предыдущие годы Росавиация достаточно жестко реагировала на подобные прецеденты, если люди застревали в аэропортах на сутки и подобного рода сбои продолжались длительное время».

Причиной проблем с рейсами стали не только запоздавшие с ремонта самолеты. В конце мая сообщалось, что у «ВИМ-Авиа» не хватает экипажей: у многих пилотов к 20 мая закончилась санитарная норма, и они не могли летать до наступления следующего месяца.

Впрочем, в прошлом году авиакомпания тоже испытывала проблемы, и Росавиация даже предупреждала ее о возможности ограничить сертификат эксплуатанта из-за массовых задержек рейсов. Глава туристической компании «Гауди-тур» Евгений Потапов говорит, что с этим перевозчиком не сотрудничает:

Евгений Потапов глава туристической компании «Гауди-тур» «В прошлом году один из туроператоров имел блоки на «ВИМ-Авиа», и практически каждый рейс был либо с задержкой, либо с отменой. Был скандал, все лето барахлило. Поэтому в этом сезоне, хоть они обещали, что пришли новые самолеты, пополнился парк, но, как видите, то же самое. Я немножко попал с регулярным рейсом. У туристки был рейс в Сочи, и они за сутки позвонили, сказали, что он отменен. Компенсировали полную стоимость, тем не менее такой прецедент был».

Минтранс будет повышать уровни компенсаций пассажирам за задержки рейсов, чтобы повысить ответственность авиакомпаний в подобных ситуациях, сообщил РИА Новости глава министерства Максим Соколов.

На рейсах «ВИМ-Авиа» этим летом чартеры организовали такие крупные туроператоры, как Anex Tour, «НТК Интурист», Coral Travel, Mouzenidis Travel, TUI и другие, заявила «Интерфаксу» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Сейчас проблема перевозчика ляжет на их плечи, сказал Business FM советник руководителя Федерального агентства по туризму Дмитрий Горин:

вице-президент Ассоциации туроператоров России, советник руководителя Федерального агентства по туризму «Сейчас основную нагрузку по разрешению ситуации операторы взяли на себя. Увы, свободных самолетов нет, и, конечно, будет крайне сложно в течение двух недель найти замену этим рейсам, которые отменяет «ВИМ-Авиа». Сейчас Росавиация содействует туристическим компаниям в поиске возможных альтернатив, но с учетом начала высокого туристического сезона в этом году спрос на туристические поездки вырос на 20-30%, увы, это не так легко сделать. Сейчас, наверное, будут определенные изменения времени вылета рейсов, названия авиакомпаний, поэтому туристам, у которых ранее были оформлены билеты на «ВИМ-Авиа» мы рекомендуем отслеживать актуальную информацию через туристические компании. Туристы, которые сейчас уже находятся на курортах, будут перевезены авиакомпанией. По крайней мере так сообщается официальная позиция «ВИМ-Авиа». А туристы, которые еще не вылетали, сейчас будут перебронированы на рейсы других авиакомпаний или получат возврат в случае невозможности выполнения перевозки».

Как сказал глава Минтранса в кулуарах Петербургского экономического форума, ведомство контролирует ситуацию с задержками рейсов «ВИМ-Авиа» и отзыв сертификата эксплуатанта у авиакомпании на данный момент не планируется.

Почти 40 тыс. россиян остаются за границей, организация их возвращения может стоить более $10 млн, подсчитали в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Тем временем авиавласти продолжают выяснять размер задолженности «ВИМ-Авиа» - результаты внеплановой проверки ожидаются на следующей неделе. Вопрос, кто будет вывозить пассажиров авиакомпании, пока не решен. Тем временем попавшая в тяжелую финансовую ситуацию «ВИМ-Авиа» сменила аэропорт базирования: из Домодедово, где самолеты перевозчика перестали заправлять из-за долгов за топливо, компания переместится во Внуково.


АТОР отправила в адрес вице-премьера Виталия Мутко обращение с просьбой разрешить ситуацию с неплатежеспособностью «ВИМ-Авиа». Об этом говорится в сообщении на официальном сайте организации. Согласно данным АТОР, до конца летнего сезона, который традиционно завершается во второй половине октября, авиакомпания должна перевезти еще 200 тыс. человек, из которых 100 тыс. человек - российские туристы, отправляющиеся в туристические поездки по России и за рубеж. Остановка деятельности компании и проблемы с организацией оставшихся рейсов могут нанести репутационный ущерб органам исполнительной власти и туристическим компаниям, уверены в организации.

Туроператоры также могут столкнуться с проблемой вывоза российских туристов, которые отдыхают за границей. Глава Ростуризма Олег Сафонов заявил, что речь идет о почти 39 тыс. пассажиров, большинство из которых находятся в Турции. Повторная оплата вывозных рейсов будет стоить туроператорам не менее $10 млн, подсчитали в ассоциации. Господин Сафонов заявил, что вывозом организацией россиян займутся российские власти. «Ситуация находится под полным контролем. Все туристы, хочу заверить, будут возвращены домой, причем будет это сделано не за счет туроператоров»,- сказал он в интервью “Ъ FM” .

По итогам совещания в Росавиации с участием авиакомпаний для компенсации их затрат было принято решение выделить из федерального бюджета следующего года около 200 млн руб. Свою готовность перевозить пассажиров по билетам «ВИМ-Авиа» уже выразили представители «Уральских авиалиний», iFly, Red Wings, «НордСтар», «ИКАР», Nordwind и «Якутии». Перевозкой пассажиров уже занимаются Azur Air и Royal Flight, авиакомпания UTair изучает технические возможности поддержки. Выполнение международных чартеров для вывоза туристов из-за рубежа профинансируют внебюджетные источники: они пойдут исключительно на оплату топлива и аэропортовое обслуживание.

Для контроля эффективного расходования этих средств в «ВИМ-Авиа» вводится внешнее управление, в которое войдут представители аэропорта Внуково и авиакомпаний, имеющих опыт антикризисного менеджмента.

По словам источника «Ведомостей» , сегодня в Росавиации было принято решение, что полеты «ВИМ-Авиа» из «Внуково» будет финансировать «дочка» «Аэрофлота» - авиакомпания «Россия». Пресс-служба авиакомпании опровергла эту информацию.

Операционная деятельность компании при этом будет вестись из аэропорта Внуково как базового «до тех пор, пока не будут развезены все пассажиры», заявил ТАСС его председатель совета директоров Виталий Ванцев. Туда же будут переведены все самолеты перевозчика. В своем базовом аэропорту Домодедово «ВИМ-Авиа» столкнулась с проблемами с заправкой из-за задолженности за авиакеросин, объем которой оценивался в 500 млн руб. Первые пассажиры «ВИМ-Авиа» должны прибыть во Внуково уже во вторник. Аэропорт Внуково заявил, что в течение двух дней будет произведено согласование расписаний «с участием перевозчиков, готовых оказать поддержку в перевозке пассажиров "ВИМ-Авиа"». Глава Минтранса Максим Соколов сообщил, что интерес к вывозу пассажиров проявили не только российские, но и греческие авиакомпании. Господин Соколов считает, что оказывать авиакомпании господдержку уже бессмысленно, потому что она «практически прекратила свою работу».

При этом авиационные власти до сих пор не выяснили размер общего долга перевозчика. По оценкам АТОР, общая кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа» может составлять от 3 млрд до 10 млрд руб.

Во вторник заместитель главы Минтранса Валерий Окулов заявил, что «цифры плавают» и задача - «понять размер бедствия».

«Первоначально была задолженность по аэропорту Домодедово в районе 500 млн руб., сейчас уже другие объемы»,- цитирует чиновника «Интерфакс» . Он добавил, что официально «ВИМ-Авиа» не запрашивала госгарантий, «пока это на уровне разговоров». Господин Окулов также заявил, что Росавиация должна представить результаты внеплановой проверки перевозчика (начата на выходных после представления Генпрокуратуры главе агентства Александру Нерадько.- “Ъ” ) в начале следующей недели. По мнению замминистра, об аннулировании сертификата эксплуатанта (основной документ, дающий право на коммерческие перевозки.- “Ъ” ) «ВИМ-Авиа» говорить рано.

Совладелец перевозчика Рашид Мурсекаев заявил, что у компании закончились оборотные средства и ее финансирование заморожено. Господин Мурсекаев также указывал на свою готовность передать контроль над бизнесом внешнему управляющему.

В выходные из Домодедово не смогли вовремя вылететь 20 рейсов «ВИМ-Авиа», в понедельник задержаны еще 28 рейсов, в том числе на курорты, в Китай и на Дальний Восток. В понедельник Росавиация и Минтранс приостановили чартерную программу «ВИМ-Авиа», а Московское межрегиональное следственное управление на транспорте при СКР возбудило уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере по факту хищений должностными лицами «ВИМ-Авиа»: следователи считают, что компания продолжала продавать билеты, зная, что не сможет выполнить рейсы.

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе:

Хотелось бы понять, под чьим контролем ситуация. Коллапс, на мой взгляд, уже случился. Наше обращение в правительство связано с тем, что если сейчас не принять никаких мер в контексте чартерных рейсов, подчеркну, именно чартерных рейсов, то ситуация будет иметь явно тенденцию к ухудшению, потому что чудес на свете не бывает. Эти рейсы оплачены в полном объеме, речь идет о десятках миллионов долларов, которые должны были бы быть на счету у авиакомпании, это депозиты, которые туроператоры заплатили «ВИМ-Авиа». Теперь перевозчик говорит, что не может выполнить рейс, потому что у него нет денег. Вопрос в том, куда они делись.

Отечественных туроператоров отказаться от продажи туров, перелеты по которым осуществляет авиакомпания «ВИМ-Авиа». Одновременно с этим в ведомстве организовали штаб для решения возникших у перевозчика и его клиентов проблем. The Village разобрался, что происходит с компанией и как это отразится на туристическом бизнесе.

C чего все началось?

В конце мая «ВИМ-Авиа» начала регулярно задерживать вылеты как по России, так и за границу. Причина - в нехватке самолетов в связи с поздним возвратом с планового технического обслуживания трех воздушных судов. Их прибытие ожидалось еще в середине месяца. Также на ситуацию негативно повлияло увеличение пассажиропотока в преддверии сезона отпусков.

Днем в четверг, 1 июня, представители перевозчика пообещали , что график вылетов полностью восстановят к концу недели, однако уже вечером того же дня пресс-служба компании сообщение о сокращении чартерной программы.

Сперва «ВИМ-Авиа» отказалась от 12,8 % чартерных рейсов в период со 2 по 15 июня, а затем начала ежедневно корректировать список вылетов, которые все-таки не состоятся.

Как это отразилось на туристической отрасли?

В Ростуризме The Village рассказали, что из-за возникших у «ВИМ-Авиа» проблем нескольким тысячам российских туристов пришлось скорректировать свои планы на летний отдых. Они покупали путевки у туроператоров «НТК Интурист», «Музенидис Трэвел», ICS Travel Group, Tez Tour, Coral Travel, Anex Tour, Ted Travel и Tui. Сокращение чартеров затронуло рейсы в Сочи и Крым, а также в Турцию, Грецию, Болгарию и на Кипр.

Для столкнувшихся с проблемами туристов запустили горячие линии по телефонам +7 (985) 226–82–71 и +7 (495) 678–12–03. Вдобавок Ассоциация туроператоров России опубликовала общие правила поведения в сложившейся ситуации, а сами участники рынка начали предлагать клиентам различные варианты компенсации. Они включают в себя замену перевозчика, перенос даты вылета и сроков отдыха, замену несостоявшегося тура другим направлением и возврат денег либо полностью за тур, либо только за билет. На последний вариант чаще всего соглашаются туристы, направляющиеся на отечественные курорты.

Пока для перевозки туристов в качестве альтернативных привлекают самолеты «Газпром Авиа», «Саратовских авиалиний», Red Wings, «Ямала», «Нордстара», RoyalFlight и AzurAir, но в АТОР предупреждают , что «рынок сваливается в штопор».

Ассоциация туроператоров России

В сложившейся ситуации проблемы туроператоров по поиску новых перевозчиков будут нарастать как снежный ком. С каждым днем отмен новых рейсов «ВИМ-Авиа» количество туристов, уже купивших туры с вылетами этой авиакомпании, увеличивается, а свободных самолетов у других авиакомпаний, напротив, становится все меньше.

В свою очередь, в Ростуризме The Village заверили, что отрасль в состоянии справиться с возникшей проблемой, и подчеркнули, что никаких банкротств из-за отмены чартеров не ожидается.

Федеральное агентство по туризму

Эффекта домино и коллапса на туристическом рынке страны опасаться не следует. Туроператоры, работающие с «ВИМ-Авиа», являются крупными и финансово устойчивыми компаниями, способными даже в нештатной ситуации полностью выполнить свои обязательства перед клиентами. После потрясений 2014–2015 годов у нас создан не имеющий аналогов механизм защиты туристов. Сейчас уровень финансовой защищенности потребителей туристских услуг в России - самый высокий за всю историю отечественного туризма.

Как планируется решать проблему?

За развитием ситуации с отменой чартеров и задержкой рейсов «ВИМ-Авиа» следит оперативный штаб при Ростуризме. Помимо работников ведомства и самой авиакомпании, в него также вошли представители правительства, Минтранса, Росавиации, работающих с компанией туроператоров и общественных объединений в сфере туризма. Работа ведется под непосредственным руководством вице-премьера Виталия Мутко.

Эксперты уделяют первоочередное внимание отправке туристов на южные курорты России - в Краснодарский край и Крым. В частности, Мутко уже поручил предоставить «ВИМ-Авиа» два дополнительных борта для выполнения рейсов из Москвы в Сочи и Симферополь.

Для обслуживания рейсов в Турцию, на Кипр и в Болгарию предлагается скорректировать расписание полетов в направлении Китая. В Росавиации уже заявили, что отечественные перевозчики «готовы подставить плечо „ВИМ-Авиа“ и забрать часть китайских пассажиров».

Одновременно с этим в Росавиации подчеркнули, что лишать «ВИМ-Авиа» сертификата эксплуатанта, без которого она не сможет совершать полеты, не планируется, так как задержка рейсов - не тот случай. При этом глава службы Александр Нерадько допустил , что если ситуация не начнет улучшаться, то уже с 8 июня российские власти могут ввести ограничения на выполнение чартерных рейсов перевозчиками, которые нарушают сроки и пунктуальность полетов.

В самой «ВИМ-Авиа» The Village рассказали, что компания ведет переговоры о дальнейшей корректировке чартерной программы со своими партнерами из числа туроператоров. Когда они примут по ней какое-либо решение, не уточняется. В правительстве надеются, что нормализация расписания займет не больше двух недель.

К чему готовиться самой «ВИМ-Авиа»?

Учитывая, что летом 2016 года у «ВИМ-Авиа» уже проблемы со своевременной отправкой рейсов, которые также были связаны с нехваткой самолетов, The Village обратился к эксперту в сфере авиабизнеса, чтобы выяснить, почему ситуация повторилась и к каким последствиям теперь готовиться перевозчику.

Алексей Калачев

эксперт-аналитик «Финам»

Думаю, официальной версии можно верить. Нехватка самолетов - это хроническая проблема «ВИМ-Авиа», которая отмечалась в результате проверки Росавиацией после предыдущих массовых задержек рейсов. Парк компании насчитывает всего 12 бортов, средний возраст которых составляет около 20 лет. Чем старше самолет, тем чаще он нуждается в техобслуживании. Так получилось, что три самолета, а это четверть парка авиакомпании, не вернулись с обслуживания в запланированный срок, что и потащило за собой всю цепочку. Специализация на чартерах в туристический сезон предполагает заблаговременную продажу билетов на определенные туры, а самолетов вовремя не оказалось. Рано или поздно это должно было случиться.

Сложившаяся ситуация, конечно, ударит по бизнесу «ВИМ-Авиа». Во-первых, отмененные рейсы не принесут дохода, а ведь именно международные направления поддерживают авиакомпании на плаву. Во-вторых, компанию ждет череда исков от пассажиров и туроператоров. В-третьих, после таких масштабных отмен рейсов можно ждать всевозможных проверок надзорных органов, которые наверняка парализуют какую-то часть деятельности. Это вполне может закончиться отзывом сертификата эксплуатанта.

Даже если компания продолжит работать, вернуть свою долю на рынке будет крайне сложно. Все контакты с туроператорами, которые обеспечивали пассажиропоток, будут разорваны - они уйдут к более надежным перевозчикам. И уж точно турагентства не простят «ВИМ-Авиа», если ситуация с отменой рейсов затянется и потащит за собой разорение хотя бы нескольких турфирм.

Мне кажется, в целом ситуация быстро разрулится. Сложность в том, что это случилось в самый сезон, когда все загружены. Но уж если рынок переварил рейсы обанкротившегося «Трансаэро», второго по величине перевозчика на тот момент, то объемы маленькой авиакомпании из второго-третьего десятка переварить будет легче.

В минувший понедельник владельцы авиаперевозчика «ВИМ-Авиа» заявили о готовности передать компанию под внешнее управление из-за возникших финансовых проблем. На прошлой неделе задержки авиарейсов «ВИМ-Авиа» приняли массовый характер, в аэропортах за рубежом и внутри страны около ста тысяч пассажиров, купивших билеты этой компании, не могут вылететь к месту назначения. В Росавиации и Минтрансе совещаются, изыскивают возможности, обещают разобраться и так далее. Что же произошло с авиакомпанией, насколько ее проблемы характерны для всех российских авиаперевозчиков и что предпринимает правительство для разрешения создавшейся ситуации?

Масштаб бедствия

«ВИМ-Авиа» за период январь-август этого года перевезла почти 2 млн пассажиров и по пассажиропотоку вошла в топ-десять среди российских авиаперевозчиков. На прошлой неделе базовый аэропорт компании «Домодедово» отказался обслуживать самолеты «ВИМ-Авиа» из-за долгов. Компания задолжала аэропорту 500 млн руб., на короткий период под гарантии «Татнефти» об оплате топлива рейсы были возобновлены, но за минувшие выходные в «Домодедово» было задержано 15 рейсов «ВИМ-Авиа», а с понедельника еще 24 рейса на прилет и на вылет. В зарубежных аэропортах (преимущественно в Турции) «зависло» около 30 тыс. человек, внутри страны не могут улететь по вине компании 70 тыс. человек, в некоторых источниках называют совокупную цифру - 140 тыс. человек. Среди пассажиров, которые не могут улететь из-за отмены рейсов «ВИМ-Авиа», есть и иностранцы: из «Домодедово» не могут вылететь, нарушая паспортный контроль, 500 туристов из Китая. Никаких попыток обеспечить пассажиров, сидящих в залах аэропортов по вине перевозчика, питанием, жильем или хотя бы теплыми вещами «ВИМ-Авиа» не предпринимает. В сети есть сообщения, что небрежением к интересам пассажиров задержанных рейсов компания славилась и ранее.

На прошлой неделе авиаперевозчик обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой о предоставлении госгарантий по кредитам. Вице-премьер «спустил» это обращение в Минтранс для «формирования предложений». Пока предложения «формировались», «ВИМ-Авиа» «посыпалась» со всеми вытекающими.

Забеспокоились транспортная прокуратура и Следственный комитет, возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере по факту хищений должностными лицами «ВИМ-Авиа».

Контролирующие органы проводят проверки и вдруг обнаруживают, что у компании не все замечательно с финансами. Минтранс, Росавиация и туроператоры проводят бесконечные совещания. Все при деле, работа кипит, люди в аэропортах ждут.

Причины «падения»

Компания «ВИМ-Авиа» сравнительно невелика: за ней числится всего 26 самолетов, из которых летает только 20. При этом долгов у перевозчика по разным источникам до 10 млрд руб., из них только за керосин компания должна 1 млрд руб. (по некоторым данным - 3 млрд руб.). Это слишком большая сумма для небольшой компании. Сбои в авиаперевозках у «ВИМ-Авиа» наблюдаются уже не первый год. Перевозчик экономит на зарплатах сотрудникам, суммы задолженности по этой статье расходов доходят до сотен миллионов рублей, периодически подключается прокуратура, и тогда зарплаты выплачиваются, после чего компания залезает в долги к заправщикам, когда и этот ресурс вырабатывается, берет кредиты, а после снова задерживает зарплату. Компания старалась расширить свой флот, взяв в прошлом году в лизинг более 10 судов, в этом году заключила ряд соглашений о намерениях на поставку лайнеров. Делалось это, вероятно, в ожидании будущих прибылей - рост авиаперевозок (на зарубежных авиарейсах до 30%) в этом году наблюдается существенный. То есть для типичного «пирамидчика» такой подход не характерен. Беда в том, что больших прибылей авиакомпаниям нынешний рост турпотока не сулит - цены на билеты как минимум не растут, а по многим направлениям даже снизились, чего не сказать о расходах авиакомпаний. Многие перевозчики балансируют на грани рентабельности, даже крупные компании в зимний сезон демонстрируют убытки , невзирая на рост пассажиропотока.

Какая неожиданность

От общего пассажиропотока в стране на долю «ВИМ-Авиа» приходится совсем немного, всего пару процентов, поэтому в связи с прекращением работы перевозчика существенных изменений на этом рынке не ожидается. Зато в этой истории (которая для пассажиров еще отнюдь не закончилась) с задержкой рейсов перевозчика во всей красе высветились все проблемы организации авиаперевозок в стране.

Задержки рейсов у «ВИМ-Авиа» случались и ранее, туроператоры говорят, что этот «грешок» наблюдается за компанией уже давно, еще с 2010 года. В 2016 году Росавиация пригрозила компании лишить ее возможности выполнять чартерные рейсы по причине регулярной задержки вылетов. В этом году задержки рейсов у перевозчика начались весной, а летом Ростуризм призвал прекратить продажу туров с перелетами «ВИМ-Авиа», Росавиация предложила компании сократить программу перелетов в Китай. В июле этого года целый вице-премьер правительства Виталий Мутко поручил сформировать штаб и создать специальную рабочую группу по нормализации ситуации с туристами-пассажирами рейсов «ВИМ-Авиа». Чиновник поручил также «обеспечить доставку на отдых» всех российских туристов, оказавшихся в сложной ситуации.

То есть о проблемах перевозчика знали все и знали давно. Но правительство продолжало работать с компанией, привлекая ее для обеспечения перевозок в Сочи и Симферополь, туроператоры сегодня вешают всех собак на «ВИМ-Авиа», хотя прекрасно осознавая риск работы с компанией, продолжали заключать с ней контракты на чартеры. При этом брать на себя какие-либо риски, связанные с перевозчиком, туроператоры не могут и не желают. У туроператоров есть страховочный фонд на непредвиденные обстоятельства, но тратить его на вывоз туристов из мест отдыха они не собираются - не их ответственность. А пассажиры тем временем сидят в аэропортах. У Росавиации своего фонда нет, точнее он есть, но очень маленький, всего 50 млн руб., и на решение этой «неожиданно» возникшей проблемы его не хватит. А пассажиры тем временем сидят в аэропортах. В правительстве и Росавиации «формируют» предложения и ищут внебюджетные источники финансирования. А пассажиры тем временем продолжают сидеть в аэропортах. В это же время ЦБ РФ уже влил и еще намеревается влить в несколько проблемных банков пару триллионов рублей, даже не поинтересовавшись, а куда же делись ранее выделенные регулятором этим банкам льготные кредиты. На вывоз всех пассажиров задержанных рейсов достаточно было бы и доли процента этой суммы.

В идеале туркомпания не обязана задумываться о финансовом положении перевозчика - для этого специальные государственные надзорные органы имеются, выдающие разрешение авиаперевозчику на осуществление полетов.

Гражданин, приобретающий путевку (пакетную услугу) у туроператора, не обязан интересоваться финансовой устойчивостью всех сторон, участвующих в оказании туруслуги. Для этого имеется множество соответствующих госструктур.

Но вот произошел сбой в системе и выяснятся, что виноватых, кроме «ВИМ-Авиа» (хотя и вполне заслуженно), нет, денег на отправку пассажиров нет, свободных бортов нет, другие перевозчики крайне неохотно берутся «подчищать» за «ВИМ-Авиа», ответственных за случившееся тоже нет. Владельцы авиакомпании поспешно покинули территорию России. Президент Владимир Путин отчитывает министра транспорта и вице-премьера Дворковича. А пассажиры задержанных рейсов «ВИМ-Авиа» продолжают сидеть в аэропортах.