История путешествий: известные путешественники эпохи географических открытий. Великие мореплаватели и их открытия Сообщение на тему известные мореплаватели

Временем первооткрывателей новых земель для европейцев стали конец пятнадцатого, шестнадцатый и семнадцатый века. Самые любознательные и непоседливые люди сгруппировались по трём странам: Португалии, Испании и России.

Важнейшие открытия двух столетий

В конце восьмидесятых годов пятнадцатого века великие мореплаватели из Португалии уже обшарили и западное, и южное побережье далёкой Африки, в 1492 году Христофор Колумб доплыл до Багамских, Малых Антильских островов и открыл Америку, и 1497 год тоже стал важным для географических открытий: Васко да Гама обнаружил морской путь в Индию, обогнув Африканский континент. А в 1498 году Колумб, Веспуччи и Омеха стали первооткрывателями Южной Америки, которую они в течение пяти лет изучали, а также Центральную Америку.

Русские великие мореплаватели исследовали в основном Северный Ледовитый океан. Они обошли всю огромную северную Азию, открыли и Таймыр, доказали, что Америка не является продолжением Азии, выйдя из Северного Ледовитого в Тихий океан через Берингов пролив. Эту экспедицию возглавлял великий русский мореплаватель С. Дежнёв, а также Ф. Попов. С 1735 года Харитон и Дмитрий Лаптевы путешествовали по сибирским морям, одно из которых впоследствии было названо их фамилией. Имена великих мореплавателей обычно присутствуют на карте, ими составленной.

Голландец В. Баренц обошёл Новую Землю и Шпицберген. Англичанин Г. Гудзон с соратниками открыл Гренландию, Баффинову Землю, полуостров Лабрадор, Француз С. Шампилен открыл северные Аппалачи и все пять североамериканских Испанец побывал в Новой Гвинее. Голландцы В. Янсзон и А. Тасман нанесли на карту Австралию, Тасманию и острова Новой Зеландии.

Кое-что о Колумбе

Загадочным человеком остался для потомков Фото, естественно, не изобрели ещё. Но остались портреты. На них мы видим человека с мудрым взглядом и, казалось бы, далёкого от всякого авантюризма. Вся личность и полная треволнений судьба Христофора Колумба неоднозначны, туманны, об этом можно написать роман-эпопею, и даже там не вместить все перипетии его жизненного пути.

По одной из множества версий, он родился на острове Корсика в 1451 году. На эту тему до сих пор длятся ожесточённые учёные споры: шесть городов Италии и Испании клянутся, что именно там родина Колумба.

Вся его жизнь - легенда. Ясно одно - жил он в Лиссабоне, а перед этим много ходил на кораблях по Средиземному морю. Оттуда, из Португалии, и начались самые главные путешествия Колумба, которых ещё не совершили самые великие мореплаватели мира.

Остров Куба и другие

В 1492 он ступил на остров Куба. Там Колумб нашёл один из самых культурных народов Латинской Америки, построивший огромные здания, ваявший красивые статуи, выращивавший уже знакомый Европе хлопок и совсем неизвестные картофель и табак, которые потом завоевали весь мир. До сих пор на этом острове день рождения Христофора Колумба - национальный праздник.

Первопроходец тропической полосы Атлантики, первым проникший в Карибское море, открывший Южную Америку и перешейки Центральной, нанёсший на карты Багамский архипелаг, Малые и Большие Антильские Карибского моря, остров Тринидад, - это всё Христофор Колумб. Фото же обнаруживает красивого мужчину, спокойно взирающего с портрета, без малейшего следа треволнений на лице.

Пусть европейцы утверждают, что в Северную Америку до Колумба путь был проторён викингами из Исландии с одиннадцатого века. В Средневековье идти морем через океан и в десятый раз - невероятно трудно и опасно. И в любом случае, слишком много земель на двух американских континентах, которые до Колумба не открыл никто.

Из посыльных суда - в великие мореплаватели

Фернанд Магеллан был рождён в 1480 году в северной Португалии и в десятилетнем возрасте осиротел. В поисках куска хлеба устроился в королевский суд - рассыльным. А в море он вышел впервые в двадвать пять, хотя море обожал с детства. Магеллану не напрасно снились великие мореплаватели и их открытия. Ему удалось попасть в команду Ф. де Альмейдо, который впервые двинул корабли под флагом Испании на Восток.

Магеллан оказался очень способным учеником, быстро освоил морское дело во всех профессиях. Оставшись в Индии, пожив в Мозамбике, он, наконец, стал капитаном. Можно было возвращаться на родину.

Пять лет он убеждал португальского владыку во всех выгодах восточных экспедиций, но дело на лад не шло, и в 1517 году Магеллан поступил на службу к королю Карлу, пока что первому и испанскому, но в будущем - императору Римской империи.

Кругосветное путешествие

В 1493 году была выпущена Папой Римским булла о том, что открываемые новые земли к востоку - португальские, а к западу - испанские. Магеллан возглавил экспедицию на запад, чтобы привезти доказательства того, что острова, где растут специи, принадлежат Испании.

И это путешествие, имеющее настолько небольшую и меркантильную цель, обернулось первым в мире кругосветным путешествием. Далеко позади остались и великие мореплаватели, и их открытия, которые звали Магеллана в детских снах. Такого плавания не предпринял ещё никто, тем более то, что земля круглая, предполагали в то время далеко не все путешественники.

Магеллан не успел представить миру доказательства своих предположений, он погиб в этой экспедиции - на Филиппинах. Тем не менее, он умер уверенным в своей правоте. Остатки команды вернулись в Испанию только в 1522 году.

Казачий атаман

Семён Иванович Дежнёв - арктический мореход, казачий атаман, землепроходец и первооткрыватель многих географических объектов, родился в поморской семье, на Пинеге, в 1605 году. Казачью службу начал рядовым в Тобольске, затем его перевели в Енисейск, а ещё позднее - в Якутию. Всюду он осваивал новые земли, реки, даже пересёк Восточно-Сибирское море на самодельном коче от устья Индигирки до Алазеи. Оттуда уже с товарищами на двух самодельных судах выдвинулся на Восток.

В дельте Колымы поднялись вверх по реке и основали город Среднеколымск. Через несколько лет экспедиция на восток продолжилась - к Берингову проливу, который ещё около восьмидесяти лет не будет Беринговым: Дежнёв прошёл пролив первым. Самая восточная точка материка - мыс, названный в честь первооткрывателя Дежнёва. Кроме того, остров, бухта, полуостров и село носят его имя. В центре в Вологодской области ему установлен памятник. Надёжный был человек. Честный и трудолюбивый. Выносливый. Сильный. Воевал. Из тринадцати ранений - три тяжёлых. Но всегда и во всём стремился к миру.

Южный материк

К семнадцатому веку основные очертания планеты Земля европейцы увидели. неисследованные области были огромны. Разведать эти территории стремились самые ушлые колонизаторы. Историки так и не разузнали, каким образом обыкновенный голландский селянин стал моряком, но его путешествия принесли миру неоценимые открытия.

Аристотель ещё до нашей эры был уверен в существовании неведомой южной земли. "Терра австралис инкогнита" ("Неведомая Южная земля"), - обозначил он в своих записках. Вот эту землю и и отправился искать мореплаватель Тасман на парусном судне "Зехаан". В южных широтах природа неприветлива. Ледяной ветер и почти никогда нет солнца. Юг и юго-запад насылает чудовищные штормы. Таких волн не бывает вблизи материка, значит, Южная земля где-то не здесь. И Тасман, поразмыслив, сменил ранее проложенный курс. Впереди была полная неизвестность.

Правильный выбор

После смены курса природа смилостивилась над мореходами - остались в стороне тучи, и солнце быстро обогрело корабль. Вскоре показалась и земля. Так случилось, что Тасман высадился на острове, который будет назван его именем, это значительно южнее материка. Саму Австралию он попросту пропустил. Тасмания была обследована, нанесена на карту. Потом здесь встанет город. А на тот момент делать там больше было нечего - климат неприятный, скалы мрачные, природа дикая, местное население ничего предложить не может.

Тасман отправился дальше. Ему несказанно везло на открытие островов. Следующей была Новая Зеландия. Правда, местные маори встретили Тасмана, как и всех последующих путешественников, недружелюбно. Скорее, даже враждебно. При попытках обследования новой земли несколько членов экипажа были убиты. Поэтому Тасман оставил эту работу потомкам, и "Зехаан" сразу же убыл восвояси. Он не нашёл краткого пути в Чили. Но доказал, что Австралия существует.

Их всегда манит линия горизонта, бесконечной полосой уходящая в даль. Их верные друзья - ленты дорог, ведущие в неизвестное, загадочное и таинственное. Они первыми раздвинули границы, открыв человечеству новые земли и удивительной красоты метрики. Эти люди - самые известные путешественники.

Путешественники, совершившие самые важные открытия

Христофор Колумб. Он был рыжеволосым парнем крепкого телосложения и чуть выше среднего роста. Он с детства был умным, практичным, очень самолюбивым. У него была мечта - отправится в путешествие и найти клад из золотых монет. И он воплотил свои мечты в реальность. Он нашел клад - огромный материк - Америку.

Три четверти жизни Колумба прошли в плавании. Он путешествовал на португальских судах, успел пожить в Лиссабоне и на Британских островах. Останавливаясь ненадолго на чужбине, он постоянно рисовал географические карты, составлял новые планы путешествий.

До сих пор остается загадкой, как ему удалось составить план самого короткого пути из Европы в Индию. Его расчеты основывались на открытиях 15 века и на том, что Земля имеет форму шара.


Собрав 90 человек добровольцев в 1492-1493, на трех судах он отправился в путешествие через Атлантический океан. Он стал первооткрывателем центральной части Багамского архипелага, Больших и Малых Антильские островов. Ему принадлежит открытие северо-восточного побережья Кубы.

Вторая экспедиция, продлившаяся с 1493 по 1496, уже насчитывала 17 судов и 2,5 тысячи человек. Он открыл острова Доминика, Малые Антильские острова, остров Пуэрто-Рико. После 40 дней плавания, прибыв в Кастилию, он оповестил правительство об открытии нового пути в Азию.


Через 3 года, собрав 6 судов, он повел экспедицию через Атлантику. В Гаити из-за доноса завистника к его успехам, Колумб был арестован и закован в кандалы. Он получил освобождение, но оковы так и хранил всю жизнь, как символ предательства.

Он был первооткрывателем Америки. До конца жизни ошибочно считал, что она соединена с Азией тонким перешейком. Верил, что морской путь в Индию был открыт именно им, хоть история позже показала ошибочность его заблуждений.

Васко да Гама. Ему посчастливилось жить в эпоху Великих географических открытий. Возможно поэтому он грезил путешествиями и мечтал стать первооткрывателем неизведанных земель.

Он был дворянином. Род был не самым знатным, но имел древние корни. Став юношей, увлекся математикой, навигацией и астрономией. Он с детства ненавидел светское общество, игру на пианино и французский, которым пытались «блеснуть» знатные вельможи.


Решительность и организаторские способности сделали Васко да Гама приближенным к императору Карлу VIII, который задумав создать экспедицию для открытия морской дороги в Индию, назначил главным именно его.

В его распоряжение были предоставлены 4 новых, специально построенных для путешествия корабля. Васко да Гама снабдили новейшими навигационными приборами и предоставили корабельную артиллерию.

Через год экспедиция достигла берегов Индии, остановившись в первом городе Каликут (Кожикоде). Не смотря на холодную встречу туземцев и даже военные столкновения, поставленная цель была достигнута. Васко да Гама стал первооткрывателем морского пути в Индию.

Они открывали горные и пустынные районы Азии, совершали смелые экспедиции на Крайний север, они "писали" историю, прославляя русскую землю.

Великие русские путешественники

Миклухо-Маклай родился в дворянской семье, но познал бедность в 11 лет, когда умер его отец. Он всегда был бунтарем. В 15 лет его арестовали за участие в студенческой манифестации и на трое суток заточили в Петропавловскую крепость. За участие в студенческих волнениях он был изгнан из гимназии с дальнейшим запретом поступления в любое высшее учреждение. Уехав в Германию, он там и получил образование.


19-ти летним парнем заинтересовался знаменитый естествоиспытатель Эрнст Геккель, пригласив его в свою экспедицию для изучения морской фауны.

В 1869 году, вернувшись в Петербург он заручается поддержкой Русского Географического общества, отправляется изучать Новую Гвинею. На подготовку экспедиции ушел год. Он приплыл на берег Кораллового моря, и ступив на землю даже не догадывался, что потомки это место назовут его именем.

Прожив больше года в Новой Гвинее, он не только открыл новые земли, но и научил туземцев выращивать кукурузу, тыкву, бобы и плодовые деревья. Он изучал жизнь туземцев на острове Ява, Луизиадах и Соломоновых островах. Он 3 года провел в Австралии.

Он умер в 42 года. Врачи поставили ему диагноз - сильная изношенность организма.

Афанасий Никитин - первый русский путешественник, побывавший в Индии и Персии. Возвращаясь обратно, он посетил Сомали, Турцию и Маскат. Его записки «Хождение за три моря» стали ценными исторически-литературными пособиями. Он просто и правдиво обрисовал в своих заметках средневековую Индию.


Выходец из крестьянской семьи доказал, что путешествие в Индию может совершить даже небогатый человек. Главное - задаться целью.

Мир не открыл перед человеком все свои тайны. До сих пор есть люди, которые мечтают приоткрыть завесу неизведанных миров.

Известные современные путешественники

Ему 60, но его душа до сих пор полна жажды к новым приключениям. В свои 58 лет он поднялся на вершину Эвереста, покорил 7 величайших вершин вместе с альпинистами. Он бесстрашен, целеустремлен, открыт для неизведанного. Его имя - Федор Конюхов .

И пусть эпоха великих открытий давно позади. Неважно, что Землю тысячи раз сфотографировали из космоса. Пусть путешественниками и первооткрывателями открыты все места земного шара. Он, как ребенок верит, что в мире еще много чего непознанного.

На его счету 40 экспедиций и восхождений. Он пересекал моря и океаны, был на Северном и Южном полюсах, совершил 4 кругосветных плаванья, пересекал Атлантику 15 раз. Из них один раз на весельной лодке. Большую часть путешествий он совершил в одиночку.


Его имя знают все. Его программы имели миллионную аудиторию телезрителей. Он - тот великий человек, который подарил этому миру необычную красоту природы, скрытую от глаз на бездонных глубинах. Федор Конюхов побывал в разных местах на нашей планете, в том числе в самом жарком месте России, которое находится в Калмыкии. На сайте сайт есть Жак-Ив Кусто, пожалуй, самый известный путешественник в мире

Даже во время войны он продолжал свои опыты и исследования подводного мира. Первый фильм он решил посвятить затонувшим кораблям. И немцы, оккупировавшие Францию, позволили ему заниматься исследовательской деятельностью и вести съемки.

Он мечтал о судне, которое будет оборудовано современной техникой для съемок и наблюдений. Ему помог совершенно незнакомый человек, подаривший Кусто небольшой военный тральщик. После ремонтных работ он превратился в знаменитый корабль «Каллипсо».

Командой корабля стали исследователи: журналист, мореплаватель, геолог, вулканолог. Его помощницей и спутницей была его жена. Позже во всех экспедициях принимали участие и 2 его сына.

Кусто признан лучшим специалистом подводных исследований. Ему поступило предложение возглавить знаменитый Океанографический музей в Монако. Он не только изучал подводный мир, но и занимался деятельностью по охране морской и океанической среды обитания.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

четырехмесячное пребывание в океане.

Спущенная на воду "Джипси-Мот IV" оказалась недостаточно устойчивой, пришлось

добавить полторы тонны балласта.

Несмотря на все улучшения, произведенные до начала плавания, управление яхтой

при сильном ветре требовало значительных усилий. В шторм Чичестеру приходилось

упираться спиной в стенку кокпита и обеими ногами нажимать на румпель, чтобы

удерживать яхту на желаемом курсе. "Джипси-Мот IV", обошедшаяся синдикату столь

дорого, была формально отдана Чичестеру внаем за символическую сумму в один

Роуз решил отправиться в путь на три недели раньше Чичестера.

Чтобы из Великобритании проплыть вокруг света, нужно было пройти почти 30 тысяч

Крупные парусники направлялись из Англии на юго-запад. Используя пассаты, они

проходили в нескольких сотнях миль от побережья Европы и Африки, южнее мыса

Доброй Надежды, и проходили затем в район "ревущих сороковых". Так образно

моряки называют южные зоны Атлантического, Индийского и Тихого океанов, где

преобладают штормовые западные ветры. Благодаря этим ветрам путь в южном

полушарии под парусами вокруг земного шара является самым быстрым.

прибежал работник верфи с невероятной вестью: во время отлива "Шалунья"

сорвалась со швартовых. Произошла авария, в результате которой было раздроблено

несколько шпангоутов и нанесен ряд других повреждений.

Плавание к Австралии и соперничество с Чичестером стало невозможным. Роузу

пришлось перенести выход в рейс на целый год. Ему не оставалось ничего иного,

как пожелать другу счастливого кругосветного пути.

опасный Бискайский залив. В конце первой недели он заметил Мадейру - за

последующие 12 недель ему не доведется больше увидеть суши. На 21-й день пути он

отпраздновал день своего рождения.

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

ФРЭНСИС ЧИЧЕСТЕР

После 37 дней плавания через Атлантический океан на 25 градусе южной широты

Чичестер изменил курс на восточный и на пятидесятый день пути оказался в

нескольких сотнях миль от мыса Доброй Надежды.

Большая часть Индийского океана была уже позади, когда на яхте испортилось

автоматическое рулевое устройство. Отремонтировать его было невозможно, и с тех

пор Чичестеру пришлось последующие 27 дней для удержания "Джипси" на курсе

приспособить маленький стаксель, соединив его шкоты с румпелем. Австралийское

побережье мореплаватель увидел на 97 день путешествия, но шторм в Бассовом

плавания, Чичестер бросил якорь в порту Сиднея. Не удалось ему уложиться в 100

дней, то есть в то время, которое в среднем затрачивали быстроходные клиперы на

путь от Европы до Австралии.

Однако он стал первым человеком, совершившим одиночное кругосветное плавание. В

мае следующего года за свой подвиг он был произведен королевой Великобритании

Елизаветой II в рыцари с присвоением титула "сэр". Королева при этом

пользовалась тем же самым мечом и стояла примерно в том же самом месте, что и ее

предшественница Елизавета I, когда посвящала в рыцари знаменитого пирата и

путешественника сэра Фрэнсиса Дрейка.

"Джипси-Мот IV" стала музейным экспонатом и стоит в сухом доке рядом со всемирно

известным клипером "Катти Сарк" и флагманским кораблем Нельсона "Виктория", а

Фрэнсису Чичестеру в сентябре 1970 года исполнилось 69 лет. Казалось, теперь

можно почить на лаврах, нянчить внуков и быть почетным судьей в парусных гонках

самого высшего ранга. Но покой не был уделом Чичестера. На собственные средства

он построил (израсходовав около 30 000 фунтов стерлингов) "Джипси-Мот V", яхту

своей мечты, чтобы отправиться еще в один самостоятельный рейс и установить на

трансатлантической трассе среднесуточный пробег около 200 миль.

"Джипси-Мот V" была несколько больше своей предшественницы. Ее длина по

ватерлинии составляла 12,8 метра, парусность 214 квадратных метров. Теоретически

"Джипси" могла развивать скорость около 200- 217 миль в сутки. Разумеется, в

идеальных условиях плавания и под управлением яхтсмена высшего класса.

Для осуществления задуманного Чичестер выбрал наиболее выгодную трассу от

Португальской Гвинеи на западном побережье Африки до порта Сан-Хуан-дель-Норте в

Республике Никарагуа.

Расстояние по ортодромии из порта Бисау до Сан-Хуан-дель Норте составляет ровно

4000 миль. При среднесуточной скорости яхты в 200 миль на преодоление трассы

требовалось 20 дней, которые Чичестер и объявил своей спортивной целью. Получив

года. Однако

условия плавания в устье реки Геба и между островами Биягос оказались очень

трудными. Только на третий день "Джипси-Мот V" сумела отойти от африканского

побережья и достичь района пассатов, где ее скорость существенно возросла, а

Южное Пассатное течение ежедневно сокращало ее путь на 15-20 миль. Несмотря на

все усилия и максимальное использование парусов и погодных условий, яхта вошла в

ортодромии ровно 4000 миль. Вместо предполагаемых 20 дней плавание длилось на 36

часов дольше, вместо 200 миль Чичестер проходил только 186 миль за сутки.

Таким образом, его средняя скорость по всей трассе была 7,75 узла. И все же это

было великолепным достижением яхты, ведомой 70-летним яхтсменом-одиночником.

ТИМ СЕВЕРИН

ТИМ СЕВЕРИН

Этого человека можно отнести к новейшему поколению мореплавателей и

исследователей морских пространств. К концу XX века были исследованы практически

все уголки земного шара, с помощью спутников нанесены на карту все рифы, атоллы

и островки. И тем не менее море не перестало манить человека, он вступает в

единоборство с ним на самых экзотических судах.

Тим Северин стал не первым мореплавателем, который отправился в путь на

экзотическом судне прошлых эпох. Еще в конце прошлого века молодые норвежцы на

точной копии норманнского драккара достигли берегов Северной Америки. К юбилею

Колумба отправилась в путь и копия "Санта-Марии", но пускаться вплавь на кожаной

В ирландском эпосе имеются саги, повествующие об океанских плаваниях, об

открытии новых земель. Так, известный ирландский поэт Айд Светлый, живший в X

веке, сложил сагу о плавании в Атлантическом океане морехода Майль-Дуйна.

Порыв ветра унес суденышко от ирландских берегов. Подгоняемые ветром, плыли

Майль-Дуйн и его спутники от острова к острову, населенных фантастическими

существами, например муравьями величиной с жеребенка. Правда, среди рожденных

воображением существ и явлений в саге имеются и детали, связанные с реальными

событиями и наблюдениями. Так, обратный путь путешественникам указала морская

птица, обычная для ирландских прибрежных вод.

Несомненно, ирландские мореходы, наблюдая за поведением морских птиц, знали, что

некоторые из них, промышляя в открытом океане, к вечеру возвращались на сушу. В

ирландском эпосе имеется более раннее

сказание, конкретно отвечающее действительности. Речь идет о латинском тексте

"Навигацио Санкти Брендани, Аббатис" ("Плавание Святого Брендана, Аббата"),

повествующем о плавании в далекую западную заокеанскую страну.

Некоторые историки и географы полагали, что в тексте говорится о

трансатлантическом плавании, возглавляемом Бренданом, к берегам Нового Света в

VI веке н. э. Другие специалисты считали эту версию чистейшей выдумкой.

Возможно, вопрос о древних ирландских плаваниях к Новому Свету так и остался бы

не решенным, не займись им ирландский географ и писатель Тим Северин.

Анализируя текст о Брендане, он видел в нем отражение действительности, а

конкретные географические описания сближали текст с лоцией. Подробно говорилось

там и о ходе плавания, указывались время и пройденный путь. Тим Северин также

выяснил, что аббат Брендан - лицо историческое. Убеждение в реальности событий,

произошедших почти полторы тысячи лет назад, породило дерзкий замысел: повторить

на точной модели старинной кожаной ирландской лодки плавание Святого Брендана и

его спутников. Это было бы первым звеном, без которого трудно в дальнейшем

выстроить гипотезу о древнеирландских контактах Старого и Нового Света.

Тим Северин разыскал все сведения, позволившие ему воспроизвести модель судов,

существовавших во времена Брендана.

Непросто было решить вопрос о кожаной обшивке лодки. Даже специалисты

кожевенного дела сомневались в прочности и долговечности бычьих кож при

постоянном соприкосновении с морской водой. В аналогичном положении находился

знаменитый норвежский исследователь Тур Хейердал, когда ему говорили, что бревна

бальсы пропитаются водой и "Кон-Тики", сложенный из них, пойдет ко дну. Сколько

было споров о недолговечности и хрупкости папируса "Ра" и "Ра-Н", а также камыша

"Тигриса". Но и Тур Хейердал и Тим Северин были глубоко убеждены, что

ненадежные, с точки зрения современного человека, материалы не зря

использовались древними корабелами, за плечами которых стоял мно-говековый опыт

плавания на океанских просторах.

И все-таки обшивка из бычьих кож, обработанных, как в старину, дубовым

экстрактом и смазанная животным воском, не подвела Северина,

руководствовавшегося технологическими рецептами, содержащимися в тексте о

Брендане.

Также в соответствии с этим текстом был проложен "ступенчатый маршрут" через

Атлантический океан в суровых пятидесятых-шестидесятых широтах Северной

Атлантики.

Такой маршрут, хотя и с остановками на Фарерских островах и в Исландии,

представляется маршрутом высшей трудности для хорошо ос-

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

нащенных современных спортивных яхт со стальными корпусами, а уж для открытой

кожаной лодки с двумя прямыми парусами и подавно. Достаточно сказать, что эта

акватория на всей протяженности Атлантического океана считается наиболее

подверженной штормам. Во время них у берегов Ирландии зарегистрированы волны

высотой 18,5 метра, а наибольшая высота волн, измеренная к юго-западу от

Исландии, составляет 14 метров. Сколько мужества, хладнокровия и находчивости

потребовалось проявить Тиму Северину и его товарищам!

Сколько критических ситуаций встречалось мореплавателям на пути!

Безусловно, гидрометеорологические условия во времена Брендана были более

легкими, чем современные. Наукой установлено, что в раннем средневековье, когда

совершались ирландские плавания, климат в Северной Атлантике был теплее. Так,

температура воздуха в южной Гренландии была на 2-4° выше, чем сейчас, а ледовая

обстановка - значительно лучше. Плавучих морских паковых льдов древние

ирландские мореходы в летние месяцы практически не встречали на своем пути.

"Ступенчатый маршрут" ирландские мореходы проходили за семь лет. Пережидая

непогоду, они отстаивались на островах и отправлялись в дальнейший путь только в

хорошую погоду. Совсем другое дело, когда, пренебрегая непогодой, экипаж

"Брендана" стремился пройти этот путь как можно быстрее. Им для этого

понадобилось лишь два летних сезона.

Тим Северин ставил своей целью не только доказать, что староирландские кожаные

лодки обладали высокими мореходными качествами, но и уподобиться древним

мореходам. В частности, обойтись без современных мореходных инструментов. Вполне

возможно, что у древних ирландских мореплавателей были какие-то приспособления

для ориентировки в открытом океане, но об этом мы сейчас ничего не знаем. Было

не совсем попятно, как они ориентировались без магнитного компаса.

Однако несколько десятилетий назад датские археологи обнаружили во время

раскопок монастыря гренландских норманнов часть солнечного компаса, заменявшего

викингам магнитный. Не исключено, что у древних ирландских мореплавателей было

нечто подобное.

Вместе с тем известно, что, например, древние полинезийские мореплаватели могли

ориентироваться в центре Тихого океана по звездному небу, направлению волн и

течений. Знали они и о поведении морских животных и птиц.

Почему бы не предположить, что ирландские мореходы были также вполне сведущи в

астрономии; ведь еще в глубокой древности на Британских островах кельтами были

построены обсерватории.

Вскоре после завершения экспедиции на "Брендане" Тимом Севери-ном завладела

новая идея, связанная со средневековым арабским мореходством. В VII-XIV веках

арабские морские торговые пути охватывали

ТИМ СЕВЕРИН

значительную часть Индийского океана. Уже в VIII веке арабские купцы появились в

Китае, на Яве, на восточном берегу Африки, на Мадагаскаре Несколько позже

параллельно со знаменитым сухопутным "шелковым путем", связывающим Ближний и

Дальний Восток, арабами был проложен и морской "шелковый путь" от Персидского

залива до Южною Китая.

Историки полагают, что плавания по этому второму "шелковому пути" нашли

отражения в арабских сказках "Тысячи и одной ночи", составной частью которых

являются сказки о семи путешествиях Синдбада.

"Путешествия Синдбада", основанные на рассказах арабских моряков и купцов,

существовали самостоятельно, до того как вошли в состав "Тысячи и одной ночи"

Академик И.Ю. Крачковский отмечает, что рассматривать "Путешествия Синдбада"

только как волшебную сказку, действие которой развивается вне времени и

пространства, теперь нельзя. Разделяя это мнение, Тим Северин провел

географический анализ этой сказки, нашел глубокие связи с реальными событиями,

происходившими тысячелетие назад. Он прокладывал свой маршрут по следам

Синдбада-морехода от берегов Аравии через Индию, Цейлон, Суматру и Малайзию.

Завершение маршрута было назначено в Гуанчжоу, в устье реки Сицзян. Изучив

древние рукописи, содержащие рисунки и описание арабских судов тысячелетней

давности, Тим Северин приступил к постройке парусника "Сохар", названного в

честь некогда оживленного древнего арабского порта на берегу Аравийского

полуострова, где средневековые купцы нанимали корабельных плотников. В наши дни

Сохар входит в состав Омана, султаната на южной оконечности полуострова.

Для того чтобы найти подходящий материал для корпуса и мачт парусника, Северин

отправляется в Индию, в юго-западный штат Керала. Там, в глубине джунглей,

лесорубы свалили ему несколько стволов и доставили на слонах на побережье.

Массивные обтесанные бревна погрузили на судно, направлявшееся в оманский порт

Сур, не забыли захватить и бамбук, из которого арабские судостроители

изготовляли корабельные гвозди.

В ноябре 1981 года "Сохар" с парусами, сшитыми на старинный лад, был готов к

отплытию. Основу экипажа "Сохара" составляли оманские моряки. На борту арабского

парусника было также несколько ученых из европейских стран.

Плавание в "море муссонов", как образно называют северную часть Индийского

океана, если бы не удушливая жара, проходило несравненно благоприятнее, чем в

Северной Атлантике.

Случалось "Сохару" выходить на оживленные морские пути, встречаться с

супертанкерами, лайнерами, рудовозами. Приходилось непрерывно нести вахту, чтобы

не попасть под киль гигантского судна. В свою

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

очередь, штурманы и вахтенные проходящих судов с высоты рулевой рубки с

удивлением взирали на треугольные паруса суденышка из "Тысячи и одной ночи"

Намеченный маршрут был изменен лишь однажды, и то незначительно: "Сохар" не стал

заходить на собственно Суматру, ограничившись близлежащим Сингапуром. Семь с

половиной месяцев проходило плавание "Сохара".

Из арабских источников следует, что средневековые арабские купцы проходили путь

за три года. Но на то они и купцы, ведь в каждом портовом городе они занимались

торговлей.

Последним предприятием Северина было путешествие на точной копии

древнегреческого судна по маршруту древних аргонавтов. Судно "Арго" с

интернациональным экипажем показало блестящие мореходные данные и достигло

берегов древней Колхиды, побережья современной Грузии. Этот визит превратился в

настоящий праздник для всей грузинской земли.

Тим Северин, исследователь и географ, посвятивший себя реконструкции древних

морских путей различных народов и в разных частях света, снова взялся за перо.

Куда-то он отправится в следующий раз?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамов Я В Колумб. 1891г. Амундсен. Собрание соч. Т. 1-5. Л., 1936 -1939 г.

Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. СПб., 1865 г.

Аусвейт Л. Как открывали земной шар. М., 1939 г.

Бадигин К. С. Три зимовки во льдах Арктики. М., 1960 г.

БекерДж. История географических открытий. М., 1950 г.

Берг Л. С. История русских географических открытий. М., 1962 г.

Бомбар Ален За бортом по своей воле М., 1964 г.

Бугенвиль Л А. Кругосветное путешествие на фрегате "Будез". М.,

Варшавский А. С. Путешествие Дюмон-Дюрвиля. М., 1977 г.

Берн Жюль. История великих путешествий М., 1993 г.

Берн Жюль. Открытие материка. СПб., 1907 г.

Владимиров В.Н. Дж. Кук. М., 1938 г.

Вселенная и человечество. Под ред. Крамнера. Т. № 3,4. Спб., 1904 г.

Воскобойников В.М. Зов Арктики. М., 1955 г.

Гехтман Г.Н Выдающиеся географы и путешественники. Тбилиси,

Гильдер У.Г. Во льдах и снегах. СПб., 1898 г.

Гловацкий В. Увлекательный мир парусов. М., 1981 г.

Гюнтер 3. Век великих открытий. СПб., 1903 г.

Де-Фер Г. Плаванье Баренца. М., 1936 г.

Дмитриев В.И БутаковА.И. М., 1955 г.

Дьяконов М. А. Амундсен. М., 1937 г.

Дюмон-Дюрвиль. Путешествие вокруг света. СПб., 1843 г.

Коцебу О.Е. Путешествие вокруг света 1823-26 г. СПб., 1828 г.

Кунин К. Васко да Гама. М., 1932 г.

Кусто Ж-Ив. Блистательный пират. М., 1996 г.

Литке Ф.П. Путешествие вокруг света 1826-1829 г. СПб., 1836 г

Лялина М. Русские мореплаватели арктические и кругосветные. СПб., 1904 г.

Магидович И П История открытия и исследования Центральной и Южной Америки. М,

Магидович И.П. История открытия и исследования Северной Америки. М., 1965 г.

Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. М., 1967 г.

Малаховский К.В. Трижды вокруг света. М., 1989 г.

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

Малаховский К.В. История жизни капитана Флиндерса. М., 1985 г.

Меллери Т.Е. Фицрой - капитан "Бигля". Л., 1975 г.

Митчелл Мейрин. Эль Кано. Первый кругосветный мореплаватель. М., 1977 г.

Море. М., 1960 г.

Мюллер В.К. Пират королевы Елизаветы. СПб., 1993 г.

Путешествия вокруг света, составленные из путешествий Магелана, Тасмана,

Дампиера и пр. СПб., 1836 г.

Путешествие в Северный и Тихий океан под начальством капитанов Кука, Клерка и

Гора. СПб., 1805 г.

Путешествие в Южное море французского флота капитана Жана Сюрвиля. СПб., 1797 г.

Путешествие вокруг света 1803-1806 г. Юрия Лисянского. СПб.,

Путешествие Чарльза Дарвина кругом света и по Южной Америке.

СПб., 1895 г.

Путешествия Христофора Колумба. М., 1950 г.

Ровинский В.И. Мятежный корабль. М., 1957 г.

Русаков B.C. Русские Колумбы и Робинзоны. М., 1903 г.

Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Л-М., 1952 г.

Свет Я.М. История открытия и исследования Австралии и Океании. М., 1966 г.

Свет Я.М. Колумб. М., 1973 г.

Северин Тим. Путешествие на "Брендане". М., 1983 г.

Сенкевич Ю.А. Их позвал горизонт. М., 1987 г.

Симпсон К. Чичестер - вояж века. М., 1969 г.

Страбон. География. М., 1994 г.

ТомсонД.О. История древней географии. М., 1953 г.

Трешников Л. Ф. Руал Амундсен. Л., 1976 г.

300 путешественников и исследователей. М., 1966 г.

Фиске Джон. Открытие Америки. В 2-х томах. М., 1892-1893 г.

Харт Г. Морской путь в Индию. М., 1959 г.

ХеннингР. Неведомые земли. М., 1961 - 1963 г.

Цвейг С. Америго. Повесть об одной географической ошибке. М.,

Чернов А.А. Планы и свершения капитана Кусто. Природа. 1965 г. Якоби Арнольд.

Сеньор Кон-Тики. М., 1970 г.

И НЕ БУДЕТ БОЛЕЕ ВОДА ПОТОПОМ... ОТКРЫТИЯ ДРЕВНИХ ВРЕМЁН

ЯСОН, ОДИССЕЙ, ЭНЕЙ; ЕГИПТЯНИН ХАННУ; ГАННОН КАРФАГЕНЯНИН; ПИФЕЙ; НЕАРХ; ЕВДОКС;

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОТКРЫТИЯ (ДО КОЛУМБА)

ПУТЕШЕСТВИЕ СВЯТОГО БРЕНДАНА; ЭРИК РЫЖИЙ И ТОРФИН КАРЛСЕФНИ; БРАТЬЯ ВИВАЛЬДИ;

ГЕНРИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ; АЛЬВИЗЕ КАДАМОСТО; ДИОГОКАН; БАРТОЛОМЕ УДИАШ;

ЭПОХА ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ (ДО СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА)

ВАСКО ДА ГАМА; ПЕДРО-АЛЬВАРЕШ КАБРАЛ; ХРИСТОФОР КОЛУМБ; АМЕРИГО ВЕСПУЧЧИ; АЛОНСО

ДЕ ОХЕДА; ВИСЕНТЕ ПИНСОН-МЛАДШИЙ; ГАШПАР И МИГЕЛЬ КОРТИРИАЛЫ; ФЕРНАНДО МАГЕЛЛАН;

ЭЛЬ-КАНО; ДЖОН КАБОТ И СЕБАСТЬЯН КАБОТ; АНТОН АЛАМИНОС И ПОНСЕ ДЕ ЛЕОН;

ЭКСПЕДИЦИЯ УИЛ ЛОУБИ И ЧЕНСЛОРА; ДЖОВАННИ ДЕ ВЕРАЦЦАНО; ЖАК КАРТЬЕ; ДЖОН ДЕЙВИС;

МАРТИН ФГОБИШЕР; АЛЬВАРО МЕНДАНЬЯ; ПЕДРО ФЕРНАНДЕС ДЕ КИРОС; ЛУИС ДЕ ТОРРЕС;

ФРЭНСИС ДРЕЙК; БИЛЛЕМ БАРЕНЦ; ГЕНРИ ГУДЗОН; ТОМАС БАТТОН; РОБЕРТ БАЙЛОТ И УИЛЬЯМ

БАФФИН; УИЛЬЯМ БАФФИН. ЯКОБ ЛЕМЕР И БИЛЛЕМ СХАУТЕН;

ОТКРЫТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (СЕРЕДИНА XVII - КОНЕЦ XVIII ВЕКА)

СЕМЁН ДЕЖНЁВ; УИЛЬЯМ ДАМПИР; ЯКОБ ГОГГЕВЕН; ПЁТР I; ВИТУС БЕРИНГ; АЛЕКСЕЙ

ЧИРИКОВ; СТЕПАН МАЛЫГИН; ИВАН ФЁДОРОВ И МИХАИЛ ГВОЗДЕВ; ВАСИЛИЙ ПРОНЧИЩЕВ И

СЕМЁН ЧЕЛЮСКИН; ХАРИТОН ЛАПТЕВ; ДМИТРИЙ ЛАПТЕВ; ДЖОН БАЙРОН; СЭМ ЮЭЛУОЛЛИС;

ФИЛИПП КАРТЕРЕТ; РОБЕРТ ГРЕЙ; ДЖЕЙМС КУК; ЖАН СЮРВИЛЬ; ВАСИЛИЙ ЧИЧАГОВ; ЛУИ ДЕ

БУГЕНВИЛЬ; УИЛЬЯМ БЛАЙ; ДЖОРДЖ ВАНКУВЕР; ЖАН ФРАНСУА ЛАПЕРУЗ; ЖОЗЕФ Д"АНТРКАСТО;

ЭТЬЕН МАРШАН; ПЁТР КРЕНИЦЫН И МИХАИЛ ЛЕВАШЕВ; ГАВРИИЛ САРЫЧЕВ; МЭТЬЮ ФЛИНДЕРС;

НИКОЛА БОДЕН;

ОТКРЫТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XIX ВЕК)

ЖЮЛЬ ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ; УИЛЬЯМ БИЧИ; ИВАН КРУЗЕНШТЕРН И ЮРИЙ ЛИСЯНСКИЙ. ВАСИЛИЙ

ГОЛОВИН; ФАДДЕЙ БЕЛЛИНСГАУЗЕН; МИХАИЛ ЛАЗАРЕВ; ОТТО КОЦЕБУ; ФЁДОР ЛИТКЕ; ПЁТР

ПАХТУСОВ; ГЕННАДИЙ НЕВЕЛЬСКОЙ; ФИЦРОЙ И ДАРВИН; ДЖЕЙМС УЭДДЕЛЛ; ДЖОН БИСКО; ДЖОН

И ДЖЕЙМС РОССЫ; ДЖОН ФРАНКЛИН; РОБЕРТ МАК-КЛУР; ЭДУАРД БЕЛЧЕР; АЛЕКСЕЙ БУТАКОВ;

ОТТО СВЕРДРУП; НИЛЬС НОРДЕНШЕЛЬД; ДЖОРДЖ ДЕ-ЛОНГ; СТЕПАН МАКАРОВ; ФРИТЬОФ

НОВЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ (XX ВЕК)

РУАЛ АМУНДСЕН; ВЛАДИМИР РУСАНОВ; КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ БАДИГИН; ГЕНРИ ЛАРСЕН;

ОТТО ЮЛЬЕВИЧ ШМИДТ; АЛЕН БОМБАР; ХЕИЕРДАЛ; ЖАК-ИВ КУСТО; ФРЭНСИС ЧИЧЕСТЕР; ТИМ

Этот человек на простых судах переплыл Атлантический и Тихий океаны. Тур Хейердал также автор научных теорий и открытий.

Все началось с истории полинезийского острова Фату-Хива, где Тур Хейердал, дипломированный зоолог и географ, изучал жизнь аборигенов. Услышав рассказы о том, что предки нынешних островитян приплыли на остров якобы из Перу, он решил доказать ученому миру, что древние мореплаватели могли на примитивных лодках пересечь Тихий океан. Однако на время Второй мировой войны исследования Туру пришлось приостановить и пройти подготовку парашютиста-диверсанта.

В 1947 году норвежец отправился в путешествие на плоту из бревен бальсового дерева, на которых плавали перуанцы. Все “здравые умы” прогнозировали гибель экспедиции Хейердала, однако через три месяца команда из шести человек вместе с Туром достигла островов Полинезии. Этот исторический эксперимент принес малоизвестному норвежцу всемирную славу.

В 50-е годы он исследовал Галапагосские и Маркизские острова, занимался археологическими исследованиями на острове Пасхи. В 1969–1970 годах Хейердал предпринял первую попытку пересечь Атлантический океан на папирусной лодке “Ра”, утверждая тем самым, что древние египтяне могли посещать Южную Америку. Однако экспедиция была приостановлена из-за того, что лодка начала разрушаться. Вторая попытка проделать тот же маршрут на идентичной ладье “Ра-2” увенчалась успехом.

Третья экспедиция состоялась в 1977–1978 году на тростниковом плоту “Тигрис”, копии древнешумерского судна. Хейердал вышел из Ирака и направлялся в Сомали. Тур доказал, что океаны были теми мостами, которые соединяли древние цивилизации. “Все, что мы пережили, было пережито другими мореплавателями в древние и средние века, ничто не оказалось нам чуждым и новым – те же заботы, те же радости, те же море и небо”, – говорил Хейердал.

Его первая художественная книга “Экспедиция “Кон-Тики” вышла в 1948 году и стала бестселлером. Почти до конца своих дней он следил за созданным им Музеем связей цивилизаций, читал лекции, ему был установлен памятник при жизни. Скончался Тур Хейердал в возрасте 87 лет 18 апреля 2002 года в Италии.

Христофор Колумб – адмирал океана

Людская память сделала его имя нарицательным на всех языках. Колумб – значит первооткрыватель.

Христофор Колумб (Коломбо) родился в 1451 году на Корсике. Испанский мореплаватель первым догадался использовать идею о шарообразности Земли и, опираясь на нее, совершить свои четыре морских путешествия. Каждую его экспедицию встречали с недоверием, ему приходилось выпрашивать аудиенции у монарших особ, убеждать и уговаривать их дать ему возможность найти кратчайший путь в Индию. Зять Колумба тоже был мореплавателем. В 1470-е годы сам Христофор участвовал в морских торговых экспедициях.

Используя собственные расчеты, в 1492 году Колумб предпринял первую экспедицию, собрав всего три корабля. Им был открыт новый континент – Америка, так и не названный его именем. Колумб первым доплыл до островов Карибского моря – Эспаньолы (Гаити) и Хуаны (Куба). Он считал эти земли окрестностями Китая, Японии или Индии. Вторая флотилия Колумба состояла уже из 17 судов. Им была покорена Эспаньола и заложен город Санто-Доминго, открыты острова Малые Антильские, Виргинские, Пуэрто-Рико, Ямайка, исследовано южное побережье Кубы.

На третью экспедицию Колумб кое-как нашел средства, за время плавания был обнаружен остров Тринидад. Во время четвертого путешествия Колумб открыл материк к югу от Кубы – берег Центральной Америки. Он также первым сообщил об индейских народах, проживавших у Южного моря (Тихий океан). Все открытия Колумба не приносили дохода испанской короне и были оценены по достоинству только в середине XVI века, после завоевания Мексики и Перу, откуда в Европу были привезены серебро и золото. Умер Колумб 20 мая 1506 года.

Одиссей – царь водной стихии

Именем этого древнегреческого мифологического царя сегодня называют всякое далекое странствие. Одиссей – первый знаменитый мореход и искатель приключений античности.

По-латыни его имя звучит как Улисс. Одиссей известен как участник Троянской войны, талантливый оратор, отважный и хитроумный мореплаватель, а также герой гомеровских “Илиады” и “Одиссеи”, где описаны его долгие путешествия и возвращение на родину. Одиссей царствовал на Кефалленийских островах – в Итаке, Заме, Закинфе, Дулихии, а также на Левкадском побережье. После рождения первенца от Пенелопы – Телемаха – его позвали принять участие в походе на Трою. Эскадра Одиссея из 12 кораблей отплыла из Итаки. Домой же он вернется только через 20 лет!

Образ Одиссея отражает эпоху, когда ахеяне (одно из греческих племен) стали путешествовать по морю, а их корабли уходили в долгие плавания. Именно Одиссею приписывают идею создания троянского коня. Он одним из первых вылез из коня в город и подал сигнал к штурму. После победы над Троей он направился в Грецию со своими 12 кораблями. Морское путешествие затянулось на много лет. Он посетил землю киконов, лотофагов, циклопов, Эола, лестригонов-каннибалов (после чего у него остался только один корабль), остров Ээю, где жила волшебница Цирцея, остров сирен. Затем Одиссей спускался в подземное царство к Тиресию, избежал страшных шестиголовых чудовищ Сциллу и Харибду. После пребывания на острове Гелиоса из всей команды выжил один Одиссей, его последнее пристанище – у нимфы Калипсо, которая держала пленника в неволе семь лет.

Возвратившись в Итаку, Одиссей оделся в лохмотья старика, чтобы его никто не узнал. Во время его отсутствия его верную жену Пенелопу атакуют женихи. Расправившись со всеми претендентами, Одиссей снова восседает на троне. Cмерть приходит к Одиссею от его сына от Цирцеи – Телегона, убившего отца по ошибке. По другим версиям, Одиссей умер в Этолии или Эпире.

Жак Ив Кусто – капитан “Калипсо”

Жак Ив Кусто – самый знаменитый океанограф современности, человек, изобретший “подводные легкие”,

пионер в области аквалангизма.

Француз Жак Ив Кусто родился 11 июня 1910 года в Бордо. В 20 лет окончил морскую академию и видел себя в будущем капитаном военного крейсера. Однако попал в тяжелую автомобильную аварию и проходил длительный курс восстановления. За это время изобрел очки для подводного плавания… Через восемь лет совершил свое первое погружение в воду, используя маску, трубку и ласты.

В 1943 году он испытал первый прототип акваланга, разработанный вместе с инженером Эмилем Ганьяном. В 1946 году было начато промышленное производство аквалангов. Кусто принадлежит и идея лодки-блюдца для подводной съемки. Мировую известность Кусто принесли его океанские экспедиции и подводные эксперименты, которые были показаны во многих странах мира. Его первый документальный фильм “18 метров под водой” был снят в 1943 году.

В 1950 году Жак Ив приобрел списанный британский миноносец. Он и стал легендарным “Калипсо” – судном, на котором Кусто и его команда совершали кругосветные путешествия и вели свои подводные исследования. В 1956 году в свет вышел фильм “Безмолвный мир”, снятый по его одноименной книге и собравший солидные призы на кинофестивалях: “Золотую пальмовую ветвь” в Каннах и “Оскар” в Голливуде.

Кусто написал множество книг, среди которых “Живое море”, “Калипсо” и кораллы”, “Чтобы не было в море тайн”, “Дельфины” и т.п. Жак Ив постоянно совершенствовал технику погружения при помощи не только акваланга, но и батискафа. В конце 50-х Кусто стал руководителем Океанографического института и музея в Монако. А в 60-е годы группа ученых под его руководством осуществила эксперименты по сооружению в зоне океанского шельфа и созданию первых подводных домов. В 1974 году им было основано общество “Кусто – исследовательская организация”. Один из наиболее известных его фильмов – документальный сериал “Подводный мир Жака Кусто” – был показан и в Казахстане. Кусто умер в возрасте 87 лет в 1997 году от инфаркта миокарда.

Юрий Сенкевич – любимый телепутешественник

Простой врач из Москвы стал самым знаменитым российским путешественником и телеведущим программы “Клуб путешественников”, попавшей в Книгу рекордов Гиннесса.

Юрий родился в семье потомственных врачей в Монголии. Выпускнику Ленинградской военно-медицинской академии предстояла насыщенная жизнь врача. Сенкевич участвовал в подготовке космонавтов и медицинском обеспечении космических полетов и спутников с животными на борту. Ему принадлежит идея посылать на орбиту кроме космонавта еще и врача. После чего Сенкевич был зачислен Королевым в отряд космонавтов.

А однажды собирали команду в Антарктиду, где условия были похожи на космические. Сенкевич был единственным холостяком, поэтому в снежную экспедицию отправили его. На станции “Восток” он провел почти год, изучал поведение человека в экстремальных условиях. С этой поездки и началась жизнь замечательного путешественника. Потом он совершил три экспедиции вместе со знаменитым мореходом Туром Хейердалом в 1969 году на папирусной лодке “Ра”, а затем и на “Ра-2”. По воспоминаниям Юрия Сенкевича “Ра” была некачественно построена, поэтому “во время плавания “Ра” начала превращаться в субмарину”. Позже, в 1977–1978 годах, Тур взял советского врача в экипаж “Тигриса” в экспедицию по Индийскому океану.

Карьеру телеведущего Сенкевич начал в 1973 году, когда его пригласили вести “Клуб кинопутешествий”. Впоследствии передача была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый продолжительный телевизионный проект. На телевидение он попал случайно – замещал в течение месяца ведущего, который был в отпуске, да так и остался – слишком полюбился зрителям. В начале 80-х участвовал в первой советской экспедиции на Эверест. Одну из самых любимых передач на советском и российском телевидении отличали глубина подачи материала и, конечно же, уникальный ведущий – человек с отважным сердцем. Его рассказами заслушивались миллионы телезрителей.

Он планировал свои поездки на год вперед и побывал в более 120 странах. Гостями его передач были такие известные путешественники, как Тур Хейердал, Жак Ив Кусто, Карло Маури, Бруно Вайлатти, Федор Конюхов, Яцек Палкевич и многие другие. 18 апреля 2002 года Сенкевич перенес инфаркт, а в апреле 2003 года попал в серьезную аварию. 25 сентября 2003-го Юрия Сенкевича не стало.

Фернандо Магеллан – искатель пряностей

Португалец Фернан ди Магальянш родился примерно в 1470 году. В честь него названы пролив, возвышенность и галактики – спутники Млечного Пути. Прежде чем предпринять свое первое путешествие, Магеллан поучаствовал в экспедициях в Индию, а также на полуостров Малакка (Малайзия), воевал в Марокко.

Однако свой собственный проект португалец был вынужден осуществлять в Испании, так как на родине не мог получить на него добро. Идея заключалась в прохождении к Молуккским островам (Малайский архипелаг в Индонезии) западным путем. 20 сентября 1519 года Магеллан отправился на поиски пряностей. Благодаря фанатичной вере в конце октября 1520 года он достиг узкого пролива, разделяющего континентальную Южную Америку и архипелаг Огненная Земля, которому впоследствии было присвоено его имя – Магелланов. Этот пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, искали давно.

Южное море Магеллан назвал Тихим океаном, потому что он не испытал там ни малейшей бури, погода к нему была благосклонна. Пройдя пролив, экспедиция направилась к берегам Азии, и первым островом, который путешественники встретили после стодневного блуждания по Тихому океану, был филиппинской остров Себу. О нем Магеллан сказал: “Если есть рай на земле, то он здесь!”.

Погиб Магеллан в апрельской схватке на Филиппинских островах, пытаясь подавить восстание местного вождя. Островитяне так и не выдали тела капитана. Трудное путешествие было почти закончено, вот только Магеллан не смог вернуться домой и ощутить всю славу своего путешествия. Капитан Эль-Кано довел экспедицию Магеллана до конца. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов. Также было установлено, что, огибая земной шар с востока на запад, выигрываешь сутки из-за вращения Земли.

Федор Конюхов – волк-одиночка

Легендарный мореплаватель современности Федор Конюхов – самый универсальный путешественник на планете.

Родился он 12 декабря 1951 года в селе Чкалово, в Украине. В детстве Федор часто ходил с отцом-рыбаком в Азовское море, а в 15 лет впервые на гребной лодке пересек Азовское море. Любовь к морю и путешествиям определила его будущее: он окончил Одесское мореходное и Ленинградское полярное училища по специальностям штурман-навигатор и судовой механик.

В 1977 году на яхте проплыл по маршруту Витуса Беринга и других мореходов в северной части Тихого океана. В составе группы Шпаро ходил на лыжах к Полюсу относительной недоступности, путешествовал по Баффиновой Земле в составе канадской экспедиции… В 1990 году самостоятельно отправился к Северному полюсу, в 1995-м – на Южный полюс. Не имея альпинистской подготовки, он в течение пяти лет взошел на горные вершины всех континентов: кавказский пик Эльбрус (5642 м), азиатский Эверест (8848 м), австралийскую гору Косцюшко (2230 м), южноамериканскую Аконкагуа (6960 м), африканскую Килиманджаро (5895 м), североамериканскую Мак-Кинли (6193 м) и антарктическую Винсон (5140 м). На его счету около сорока разнообразных походов – пеших, лыжных, велосипедных…

Федор Конюхов совершил четыре кругосветных плавания. Первая кругосветка состоялась в 1990–1991 годах на яхте “Караана”, вторая – в 1993–1994 годах на двухмачтовой яхте “Формоза” по экваториальному маршруту. Кстати, в районе Филиппин капитан попал в больницу, а пираты угнали его яхту на другой остров. Федор не растерялся, отыскал и вернул себе свое судно. Третью кругосветку он совершил в рамках международной парусной гонки в 1998–1999 годах. Четвертое путешествие завершилось в 2005 году.

Он первый человек в мире, покоривший пять полюсов нашей планеты: Северный (три раза) и Южный, Полюс относительной недоступности, Эверест (полюс высоты), мыс Горн (полюс яхтсменов-парусников). Конюхов – талантливый художник и писатель. О себе морской волк-одиночка говорит так: “Иду в плавание, потому что не могу без этого, океан – мой монастырь”. Сейчас Конюхов осуществляет одиночное безостановочное плавание вокруг Антарктиды, стартовав в январе этого года из Австралии.

Подготовила Марина ХЕГАЙ

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Все, что мы сейчас знаем, было когда-то открыто людьми – первопроходцами. Некоторые впервые переплыли океан и нашли новую землю, кто-то стал первооткрывателем космоса, кто-то погружался в батискафе в самую глубокую в мире впадину первым. Благодаря десяти нижеприведенным первопроходцам сегодня мы знаем мир таким, каков он есть на самом деле.

  • Лейф Эриксон/Leifur Eiriksson – первый европеец исландского происхождения, который по утверждению некоторых ученных первым посетил континент Северная Америка. Приблизительно в XI веке этот скандинавский моряк сбился с курса и причалил на каком-то берегу, который позже назвал «Винленд». Документально, конечно же, нет никаких подтверждений о том, в какой именно части Северной Америки он причалил. Некоторые ученые археологи утверждают, что им удалось обнаружить в Ньюфаунленде, в Канаде, поселения викингов.
  • Сакаджавия, или Сакагавея/Sakakawea, Sacajawea – девушка индейского происхождения, на которую полностью полагались Мэривэзер Льюис и его напарник Вильям Кларк во время своей экспедиции, путь которой пролегал через весь американский континент. Девушка прошла с этими исследователями более 6473 километров. Вдобавок ко всему у девушки на руках был новорожденный младенец. Во время этого путешествия в 1805 году Сакагавея нашла своего потерянного брата. Упоминается девушка в фильме «Ночь в музее» и «Ночь в музее 2».

  • Христофор Колумб/Christopher Columbus – мореплаватель испанского происхождения, который открыл Америку, но из-за того, что он и его экспедиция искали морской путь в Индию, Христофор считал, что открытые им земли – индийские. В 1492 году его экспедиция открыла Багамские острова, Кубу и ряд других островов Карибского бассейна. Отправился впервые в плавание Христофор в 13 лет.

  • Америко Веспучи/Amerigo Vespucci – человек, в честь которого и был назван континент Америка. Хоть и по сути Колумб сделал это открытие, документально подтвердил «находку» именно Америко Веспучи. В 1502 году он обследовал берега Южной Америки, и именно тогда к нему пришла заслуженная слава и почет.

  • Джеймс Кук/James Cook – капитан, сумевший проплыть в южные воды гораздо дальше, чем кто-либо из его современников. Куку принадлежит доказанный факт о ложности северного пути через Арктику из Атлантического океана в Тихий. Известно, что капитан Джеймс Кук совершил 2 кругосветные экспедиции, нанес на карту острова в Тихом океане, а также Австралию, за что впоследствии он был съеден аборигенами. Вот так благодарность.

  • Вильям Биб/William Beebe – исследователь естествоиспытатель двадцатого века. В 1934 году он спустился на 922 метра на батисфере и поведал людям, что «мир под водой не менее странен, чем на другой планете». Хотя откуда ему знать как живется на других планетах?

  • Чак Йегер/Chuck Yeager – генерал ВВС США. В 1947 году первый преодолел звуковой барьер. В 1952 году Чак пролетел со скоростью, которая превышает скорость звука вдвое. Чак Йегер помимо установления рекордов скорости был тренером пилотов таких космических программ как Apollo, Gemini и Mercury.

  • Луиза Арне Бойд/Louise Boyd известная миру также под прозвищем «Ледяная женщина». Получила это прозвище благодаря своим исследованиям Гренландии. В 1955 году она пролетела над Северным полюсом и была первой из женщин, которая сделала это на самолете. На ее счету также открытие подводной горной цепи в Северном Ледовитом океане.

  • Юрий Гагарин/Yuri Gagarin – 12 апреля 1961 года первым из всех людей, живущих на нашей планете, оказался в космосе. Его первый полет длился целых 108 минут. Это было настоящее достижение в космонавтике.

  • Анушен Ансари/Anousheh Ansari - первая женщина космический турист. Свой полет она совершила в сентябре 2006 года. К ее достижениям можно добавить и то, что она первая из всех кто бывал на орбите, вела блог в интернете из космоса.