Ловля на глиссеры. Как сделать аэролодку своими руками. Самодельные аэролодки Самодельные глиссеры

Что такое глиссер

Глиссер представляет собой легкую спиннинговую приманку, которая предназначена для ловли у самой поверхности воды.

Принцип работы глиссеров достаточно прост: из-за своей объёмной формы и небольшого веса глиссер буквально скользит по поверхности, и попутно создаёт колебания воды, которые и должны привлечь внимание рыбы.

Собственно, в связи с этой особенностью данная приманка и получила своё название: в переводе с французского языка слово «glisser» означает «скольжение».

Глиссеры применяются для ловли на участках водоема с глубиной не больше 1,5 м, так как в иных случаях эти приманки вряд ли покажут хороший результат.

Отличные места для ловли на глиссер - это прибрежная линия с относительно спокойной водой, заводи, мелководные участки, сильно поросшие разнообразной водной растительностью.

И самим внешним видом, и своей игрой глиссер имитирует не столько рыбку, сколько маленькое плывущее животное по типу лягушки или мыши, поэтому в данном случае ставка делается именно на прожорливость и охотничий инстинкт щуки.

Также глиссеры могут похвастаться высоким уровнем незацепляемости, что крайне актуально при ловле в местах с кувшинками, тростников и прочими препятствиями.

Для приманок этого типа центр тяжести смещен в нижней центральной части тела, что не позволяет глиссеру переворачиваться, и такое положение крючков, при котором их жала направлены вверх.

Виды глиссеров

«Лягушка » внешне напоминает соответствующее названию земноводное, оснащается, как правило, парой крючков. Подавляющее большинство моделей изготовлены из силикона или материала ПВХ.

«Мышь » имитирует маленького плывущего грызуна. Тоже изготавливается из тех же материалов, что и «лягушки», и оснащается 2 крючками. Встречаются «мыши», сделанные также и с пробкового дерева.

«Хорватское яйцо » изготавливают из дерева, пенопласта или пластика. Глиссер такого типа по форме действительно отчасти напоминает яйцо и оснащается одним крючком в задней части.



Цвет приманки не является особо важным фактором в ловле на глиссеры. Активный, голодный хищник вряд ли будет долго рассматривать барахтающуюся на поверхности жертву, особенно в условиях обилия кувшинок и водорослей.

Касаясь вопроса о размере приманок, стоит сказать, что габариты глиссера могут быть самыми разными (естественно, в пределах разумного). Подбирая глиссер, отталкивайтесь от того, хищника каких размеров вы намерены поймать.

Помните, что иногда глиссер привлекает не только щуку, но и среднего или крупного окуня.

Глиссеры - это те спиннинговые приманки, для которых особенно уместным является экспериментирование с техникой проводки. Изначально стоит, конечно, пробовать классическую равномерную проводку, но зачастую она может оказаться неэффективной. В такой ситуации стоит внести некоторые коррективы, добавив, к примеру, джиговые элементы.

Делая заброс, старайтесь попасть приманкой на лист кувшинки или ковёр из водорослей и травы, а затем легонько подтяните глиссер, чтобы тот свалился в воду, подобно лягушке или мышонку. Далее следует непосредственно сама проводка. При отсутствии поклевки делайте периодические паузы на 1-2 с и резкие рывки.

Иногда щука в ходе атаки сразу может не зацепиться за одинарный крючок. В таких случаях не спешите вытаскивать снасть, подождите, пока хищник точно зацепится, что хорошо чувствуется удилищем.


Рейтинг глиссеров

  1. OSP Diving frog
  2. «Хорватское яйцо» BUMBLE LURE


Ловля щуки на глиссер

Статьи по теме:

Оснастки для спиннинга (Техас, Каролина, дропшот)

Рыболовные узлы и поводки, прочность узлов

Ловля на поверхностные приманки (глиссеры)

Ловля на пропбейт (приманка с пропеллером)

Как выбрать поппер, на что обращать внимание при выборе

Ловля на девон(уникальная блесна с пропеллером)

Cпиннербейт своими руками, (изготовление и ловля)

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки


Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли


Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки


Как выбрать катушку для спиннинга?

Электромоторы для надувных лодок(обзор)

Алюминиевые катера для рыбалки

Какую катушку выбрать для фидера - обзор характеристик

Всем доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию ультралайтовый глиссер из зимнего поплавка. Основной объект
ловли на данную самоделку – окунь.

Необходимые инструменты и материалы: зимний поплавок, одинарный крючок, круглогубцы, термоусадочная трубка, проволока, кусачки, клей для пластмасс, сверло для бойлов.

Первым делом извлекаем металлический стержень из тела поплавка. Затем сверлим сквозное отверстие в будущем глиссере (см. рисунок 3).

Крепим крючок к проволоке и обжимаем их при
помощи термоусадки (см. рисунок 4). Теперь пропускаем свободный конец проволоки через поплавок, делаем круглогубцами петлю и 2…3 витка вокруг оси. Теперь можно откусить лишний конец так, чтобы остался хвост 2…4 мм (см. рисунок 5). Это
необходимо затем, чтобы витки проволоки не ушли в тело поплавка и ось не расшаталась; к тому же, за счет склеивания этого хвоста с поплавком проволочная ось не сможет провернуться.

Для огрузки можно использовать нахлыстовые вольфрамовые головки 0,5 грамм.

Для крепления груза к глиссеру необходимо сделать сверлом углубление так, чтобы вольфрамовый шарик заходил в

него наполовину. Теперь наносим клей на стенки углубления и с силой прижимаем груз. Покрываем клеем витки проволоки в головной части и хвостовую часть глиссера. Вся работа занимает 15…30 минут. Ну и клей сохнет сутки. Всем ни хвоста, ни чешуи.

Аэролодка - это отличное транспортное средство для тех, кто часто любит выезжать на рыбалку и охоту, ведь по своим характеристикам она в разы превосходит проходимость любого внедорожника. Причем эксплуатироваться она может как в летний, так и в зимний период. Правда, стоимость аэролодок порой начинается с отметки в 300 тысяч рублей и выше. Но можно пойти и другим путем, изготовив подобное средство самостоятельно.

Самодельные аэролодки практически не уступают по своим качествам заводским аналогам. Поэтому с каждым годом в России их становится все больше и больше. И сегодня мы рассмотрим, как сделать аэролодку своими руками.

Двигатель

Мотор для нашей самоделки может быть использован от обычного советских времен. Но для любителей большой скорости этого покажется мало. В таком случае следует обратить внимание на японские двигатели «Хонда» и «Ямаха» мощностью от 150 до 210 лошадиных сил. В паре с воздушным винтом такой мотор способен разогнать лодку до 50 километров в час по воде и до 90 по льду. и термостат берется от легкового автомобиля типа «Жигули». Ведомый и ведущий шкивы изготавливаются из дюралюминиевой стали.

Винты, лопасти и пропеллер

Помимо двигателя следует позаботиться и о воздушном винте аэролодки. Его мы изготовим из цельного деревянного бруса. Можно пойти и другим путем, склеив несколько 10-милиметровых пластин Важно, чтобы готовый элемент не содержал лишних сучков и заусениц. Что касается пластин, при их подгонке лучше сделать чертеж 1:1, который будет своего рода шаблоном, и уже по этим данным делать воздушный винт лодки.

Чтобы изготовить аэролодку своими руками качественно, не стоит ленится и мастерить все «на глаз» - каждая деталь делается по своему шаблону и чертежу.

Лопасти винта тоже не должны содержать заусенцев и прочих деформированных участков. Подобные недочеты удаляются при помощи маленького топорика. Далее древесина обрабатывается рубанком и рашпилем. На специальном стапеле делаются поперечные пропилы. Они нужны для установки лопастей винта.

Как далее делать аэролодку своими руками? Для стержня стапеля нам нужна обыкновенная сталь. Главное, чтобы его диаметр был равен отверстию ступицы упомянутой детали. Далее стержень ставится на центр стапельной доски. После на него надевается заготовка винта и прижимается к шаблону несколькими лопастями. На данной заготовке должны отображаться следы шаблонов (там, где лопасти прикасаются к пропеллеру).

Эти места следует обработать рубанком и снова поместить в стапель. Процесс обработки лопастей необходимо повторить. Дальше при помощи верхних шаблонов обрабатывается верхняя часть винта. В результате оба элемента должны соприкасаться до плоскости разъема. Все обработанные места помечаются цветным карандашом или маркером, после чего делаются зоны между контрольным сечением. Правильность производимых работ проверяется стальной линейкой - ее прикладывают к точкам соседних сечений. В идеале между линейкой и лопастями зазор должен быть минимальным.

Теперь винт нужно отбалансировать. Делается это следующим образом. Сначала в центральное отверстие вставляется стальной валик и на балансировочные линейки монтируется пропеллер. Если вдруг одна лопасть оказалась легче другой, она нагружается свинцом (наклеиваются тонкие полоски этого металла, предварительно залитые в форму). Готовый стержень вставляется в отверстие лопасти - там, где прикладывались свинцовые полоски. С обеих сторон оно раззенковывается. Пропеллер оклеивается с двух сторон стеклотканью, шлифуется, балансируется и проходит процедуру покраски (грунтовка и эмалировка).

Как делается аэролодка своими руками? Чертежи и сборка нижнего корпуса

Корпус аэролодки состоит из двух частей - нижней и верхней. Начинать лучше всего с первой. Для этого в соответствии с чертежом заготавливаем шпангоуты из 12-милиметровых листов фанеры. Киль и стрингеры будут выполняться из реек сечением 2х2, 2х3 и 3х3 сантиметра. Шпангоуты монтируются к полу на брусках и рейках-раскосах. Подгонять рейки следует по месту. Крепятся они на Рейки для передней части лодки проходят предварительную процедуру распаривания в кипятке, после чего привязываются к каркасу проволокой. После высыхания древесина окончательно фиксируется клеем. Дальше готовый каркас выравнивается и заполняется пенопластовыми блоками. Последние тоже сажаем на эпоксидную смолу.

При необходимости пенопласт шпаклюется смесью клея и опилок. Сам корпус оклеивается с двух сторон тонким слоем стеклоткани, после чего шлифуется и окрашивается. Изнутри ненужный пенопласт срезают так, чтобы он стоял вровень со шпангоутами. Далее он тоже оклеивается стеклотканью.

Верхний корпус

Верхняя часть корпуса собирается несколько иначе. Здесь мы будем использовать не фанерные шпангоуты, а криволинейные рейки, которые будут крепиться на готовой нижней части лодки. Там, где расположен двигатель, рама фиксируется косынками. Сама рама монтируется к поперечине из стальной трубы квадратного сечения (4х4 сантиметра) и фиксируется 2.2-сантиметровыми трубами. Дальше все просто - на поверхность наносится пенопласт и оклеивается стеклотканью. Так мы закончим процедуру формирования верхней части корпуса самодельной аэролодки. Двери можно изготовить из фанеры, а лобовое стекло лучше всего взять с какого-либо отечественного автомобиля (к примеру, с задней двери «Москвича»).

Как изготовить рыбацкие самоделки? Элементы управления

На валу рулевого колеса устанавливается барабан, связанный с траверсой на баллерной коробке руля. Вместо педали акселератора здесь будет небольшой рычаг, который можно закрепить в любой передней части салона лодки.

Салон

Кресла для пассажиров и водителя делаются из древесных реек и фанеры. Каркас наполняется поролоном и обшивается кожей. Можно пойти и другим путем - взять готовые сиденья с какой-либо иномарки или даже отечественного автомобиля. На этом этапе вопрос «как изготовить аэролодку своими руками» можно считать закрытым. Все остальные мелочи в салоне обустраиваются по своему вкусу, здесь главное - иметь фантазию и энтузиазм.

Итак, мы выяснили, как изготовить аэролодку своими руками. Успехов!

Снасти и способы ловли

Времени для ловли на поверхностные приманки в Сибири, прямо скажем, немного, в лучшем случае три месяца. Надеюсь, что в начале спиннингового сезона, многих рыболовов заинтересует такая набирающая популярность разновидность спиннинговых приманок — глиссеры.

Что же за приманка глиссер и с чем "ее едят". Глиссер — поверхностная приманка, что собственно становится понятно из названия: glisser — скользить. Глиссер — это наше российское изобретение, которое имеет своего автора одного из самых известных рыболовов России Константина Евгеньевича Кузьмина. Сделал и испытал он эту приманку в 2000 году, причем из четырех изготовленных глиссеров — два оказались плохи, а среди двух рабочих один очень "ловчий" был оторван щукой, и в производство пошел глиссер №2.

Кузьмин отдал этот образец литовскому рыболову Аудрюсу Якштасу. Вскоре на основе его фирма «Aise» и приступила к производству глиссеров. Первые глиссеры были сделаны из твердого пенопласта, а внешний вид — облик мыши придумали дизайнеры, и некоторым образом ввели сибирских рыболовов в заблуждение, поскольку глиссер — это не приманка для ловли тайменя, уж больно она мала и хлипка, хотя ленков на глиссеры достаточно успешно ловят.

Вот как Кузьмин сам определяет глиссер: «Не всякую поверхностную приманку можно назвать глиссером даже в широком смысле. Поппер, например, или уокер — это никак не глиссеры. А глиссер, который глиссер, это тот, что с вертикальным одинарником, тот, который проходит через всевозможное зеленое месиво, лежащее на поверхности воды, скользя по нему…»

В идеале глиссер должен быть медленно тонущим. Это свойство позволяет глиссеру во время остановки в микроокошках среди травы медленно тонуть и тем самым провоцировать щуку на поклевку. Поэтому к некоторым моделям глиссеров, которые вначале получились тонущими, рыболовы стали вешать на крючок хвосты от твистера. Твистеры добавляли приманки плавучести и возможно еще некоторую дополнительную игру.

В настоящее время форм и разновидностей глиссеров полно (в том числе и разнообразных самоделок), и всех их объединяет то, что приманки эти скользят исключительно на поверхности воды, большая их часть являются незацепляйками и все глиссеры не имеют какой-то собственной «глиссерной» игры.

Определение глиссера, данное Кузьминым, перетерпело некоторые не существенные изменения, и глиссеры сейчас могут иметь не только одинарный крючок, но и двойник и даже тройник. Наряду с твердыми глиссерами появились и мягкие приманки, сделанные из силикона и резины. Да и вообще в разряд глиссеров сейчас зачислены многие незацепляющиеся поверхностные приманки.

Глиссеры предназначены для ловли рыбы в особо заросших травой местах водоема, там, где даже классическими незацепляйками трудно что-то поймать. Так что глиссер стоит приобрести не только для коллекции, но в них есть и весьма большой прок. Многие сибирские водоемы либо полностью, либо вдоль берегов или в некоторых заливах зарастают густой травой столь сильно, что становятся недоступны ни для каких приманок.

Вначале, когда я только начинал ловить на глиссеры, то даже и представить себе не мог, как много щуки может находиться на одном пятачке водоема размером 10 м 2 и глубиной всего в 20-30 см… Плотный ковер водорослей скрывал щуку, и там она не только затаивалась в засаде, но и, видимо, сама пряталась от возможной опасности, поскольку на озере не было ни одного укрытия, кроме этой травы.

Перед тем как испытать в деле свой первый глиссер "лягушку", я попробовал половить на незацепляйку. На нее последовало две поклевки, но из-за густоты травы щука однажды промазала, а во второй раз слегка засеклась и тут же сошла с крючка. Но проблема была не в том, что было много сходов, а в том, что даже на незацепляйки чистых проводок почти не получалось. Приманка почти каждую проводку рано или поздно, но застревала в траве… А если на крючке оказалась трава, то поклевки не будет.

И вот наступила очередь глиссера, и я почувствовал разницу. Эта приманка скользила по траве, словно лыжи по снегу. Силиконовые лапки сзади бурлили воду и поклевки начались незамедлительно. Ингода выходы щуки случались чуть ли не 4-5 забросов подряд. Конечно, сходов на глиссер было более чем предостаточно. Но за полчаса я сумел выловить 5 или 6 щук, а сколько было поклевок и сходов…

В общем, эти полчаса рыбалки надолго запомнились мне и когда я встречаю "ковер" из зарослей травы, я знаю, какая приманка может мне принести удачу. Кстати одна из щук была весом около 3 кг, так что и на мели в траве держатся вполне серьезные трофеи. Самых больших щук в таких местах на глиссер мне удавалось ловить весом 5-6 кг., но думаю, что и это не предел.

Ловить на глиссеры по открытой воде тоже можно, но здесь почти все глиссеры уступают другим поверхностным приманкам: попперам, уокерам или кроулерам. У этих приманок есть не только оригинальная и провоцирующая игра, но и различные шумовые эффекты. Но вот когда дело доходит до ловли в травяных зарослях, по своей густоте напоминающих газон, все эти приманки пасуют перед глиссером. И мало того что пасуют, глиссер просто не имеет себе равных.

Снасть для ловли на глиссер

Для ловли на глиссеры не требуется особо дальних забросов. Так что вполне подойдет спиннинговое удилище длинной 240 см для ловли с берега и 210 см для ловли с лодки. Вполне сойдет достаточно простое и недорогое удилище, поскольку особых "извращений" при проводке не требуется.

Тест удилища: 5-25 грамм. На катушке плетеный шнур, причем лучше использовать и «добивать» старые шнуры, поскольку шнур часто приходится продирать через густую траву. В качестве поводка лучше использовать либо кевларовую нитку, либо самые тонкие и качественные поводки из вольфрама. Большие поводки с мощными вертлюжками и застежками собирают на себя много травы и не очень удобны для рыбалки.

Выбор приманки

Разновидностей глиссеров довольно много. Так как глиссер приманка поверхностная, то цвет приманки вряд ли влияет на количество поклевок. Если рыба активна она берет на любой цвет, а если рыба в данные момент не жалует поверхностные приманки, то никакой сменой цвета или раскраски ее не "разбудишь".

Что касается моделей глиссеров, то я чаще всего я использую различные "лягушки".

Чаще других применяю их по нескольким причинам: главная из которых — глиссеры пока еще не так-то и просто приобрести в рыболовных магазинах и в ассортименте бывают в основном только «лягушки». Во-вторых, «лягушки» очень прилично ловят и стоят недорого. Причем не обязательно брать модели от дорогих брендов, я отлично ловлю и на китайские подделки.

Это, пожалуй, единственный случай, когда можно доверять китайскому ширпотребу, поскольку на проводку глиссера не влияет качество материалов, форма и многие другие нюансы. Зная определенные и несложные правила можно глиссер самостоятельно подрегулировать: подгрузить, отцентрировать или заточить тупые китайские крючки.

Вторыми по доступности и наличию в магазинах являются глиссеры «ложки» или «лодочки». Может эти приманки внешне и не очень похожи на глиссер Кузьмина, но по сути они все же являются глиссерами. Всем известная приманка «Minnow Spoon» тоже похожа на глиссер за исключением того, что она тяжелая и узкая, а поэтому на поверхности может держаться только на очень большой скорости.

Одна из наиболее популярных глиссеров-ложек Moss Boss от фирмы Heddon сделана из пластмассы и не тонет в воде. По "вездеходности" эта приманка не уступает классическому глиссеру. По количеству поклевок, на мой взгляд, все же уступает лягушке.


Наконец на третьем месте по доступности (но не применяемости) стоит тот самый классический глиссер «утюг» от Кузьмина и его различные модификации. Мне его в свободной продаже в свое время найти не удалось и пришлось заказывать через Интернет.

У этой исходной приманки есть свои и весьма важные плюсы. Это твердая и достаточно тяжелая приманка, а значит, ее можно забросить далеко и что еще важнее — точно. Центр ее тяжести расположен так, что практически всегда "утюг" падает в воду крючком вверх, а значит, зацепы почти исключены. Ну и самое важное, что на крючок можно одевать твистер и вообще проводить гораздо больше экспериментов, чем с двумя предыдущими приманками.

Тот факт, что купить этот глиссер довольно не просто (мало производителей его выпускает), послужил поводом для того, чтобы именно эту приманку рыболовы стали изготавливать сами. Многие умельцы достигли серьезных успехов и разработали свои оригинальные идеи глиссеров.

Например, есть ряд глиссеров с одинарными подвесными крючками для ловли окуня и подвесными офсетниками для ловли щуки. Эти приманки более универсальны и при насаженном на крючок твистере или силиконовым черве, они могут ловить не только в зарослях травы, но и по открытой воде работают вполне неплохо. К тому же в таком варианте оснастки прощаются многие огрехи кустарного изготовления. При падении в воду такие глиссеры в любом случае не цепляются за траву, поскольку крючки надежно спрятаны в теле силиконовой приманки.

Но изготовление действительно ловчего глиссера — это не такое уж простое дело. Действительно форма у него простая и устройство тоже. Но вот ловить рыбу и выполнять возложенные на него задачи — скользить по поверхности водной растительности и когда нужно погружаться в воду или играть — дело весьма сложное.

При изготовлении собственных глиссеров учтите, что центр тяжести глиссера должен находиться в самом низу приманки и немного сзади центра. В противном случае глиссер будет падать крючком вниз, а при проводке не пониматься вверх. Каждую модель нужно оттестировать так, чтобы при падении на воду крючки всегда были жалом вверх.

Глиссер можно изготовить из очень многих материалов и не обязательно твердых. Многие делают приманки из поролона, силикона, пластика или пробки. Конечно, такие глиссеры довольно быстро портятся от щучьих зубов, но зато стоят они недорого и можно сделать сразу несколько однотипных заготовок.

В последние годы глиссеры стали довольно активно разрабатываться многими фирмами производителями и глиссер уже становится неотъемлемой частью модельного ряда самых необходимых спиннинговых приманок. Глиссеры до сих пор еще находятся в развитии, и каждый год рождаются новые идеи и новые модели. Недавно спереди глиссера стали ставить пропеллеры, как у приманки пропбейт. При движении пропеллер вращается, дополнительно бурлит воду, но из-за вращения не цепляется за траву. А совсем недавно я встретил и другой оригинальный вариант глиссера, где крутится само тело приманки.

Ну и последнее и самое значимое революционное изобретение в разделе глиссеров это "хорватское яйцо".

Откуда родом эта приманка понятно из названия. Яйцом приманка называется из-за формы тела, хотя официальное название Bumble-lure. Встретить эту приманку в магазинах нереально, поскольку производится она достаточно мелкими партиями и почти кустарно. Но зато есть возможность изготовить самоделку по этому образу и подобию. Как видите на фотографиях, есть варианты оснастки с одинарным крючком для ловли в крепких метах, так и с тройником для ловли по открытой воде.

«Хорватское яйцо» — это нечто среднее между глиссером и поппером. В воде «яйцо» стоит почти вертикально, то есть выемка «рот» находится над водой. Если «яйцо» проводить медленно, то оно так и будет, как обычный глиссер проходить над травой, но если вы вывели приманку на небольшое чистое окошко, то при резком коротком рывке удилищем, яйцо заныривает и издает звук похожий на бульканье поппера. Причем звук этоn даже более громкий, чем у поппера.

Но самое главное в том, что для такого «булька» приманке нужно буквально 10 см. пространства. На одном метре воды можно запросто булькнуть 3-4 раза. Конечно же, эта приманка неплохо работает по открытой воде и вообще исходя из всех вышеперечисленных качеств, «яйцо» является универсальной и многофункциональной приманкой, которую назвать просто глиссером, наверное, тоже нельзя.

Проводка глиссера

Какой-то особенной проводки для глиссера не существует. При проводке нужно понимать суть — приманка любым придуманным вами способом должна спровоцировать хищника таящегося в зарослях травы на поклевку. Иногда для этого достаточно просто не спеша провести приманку. Не работает равномерная проводка — можно провести рывочками с остановками в чистых окошках. В общем, фантазировать можно бесконечно.

Часто с глиссерами-незацепляйками я поступаю так. Забрасываю приманку прямо на прибрежную траву, где то в метре от начала воды. Затем стаскиваю глиссер ближе к воде и в идеале подвешиваю его на траве прямо над водой. Потом короткий рывочек, приманка падает на воду и тут же поклевка! Такое случалось не раз. Щука словно из-под воды наблюдала и ждала, когда глиссер коснется воды.

Если поклевки сразу не последовало — делаю паузу в несколько секунд и начинаю проводку. И вообще при ловле на любой глиссер при забросе его в гущу травы всегда надо давать ему паузу, дать "остояться". Щука должна насторожиться и ждать каких-то подвижек от объекта упавшего в воду. И когда вы начнете через паузу проводку — последует молниеносная атака. Если паузу не давать, атаки бывают реже.

Лучше всего делать проводку вдоль берега, на втором месте проводка с берега на глубину по диагонали и на третьем месте с глубины на мель. Забыл отметить, что место ловли надо выбирать так, чтобы после поклевки вы имели возможность вывести рыбу из зарослей травы на чистое место и там ее взять. Поэтому ловлю лучше всего вести с чистого места или лодки.

Есть еще нюанс, глиссер хорош для работы в союзе с другими приманками. Например, встречаются места, которые частично удобны для поппера, а частично для глиссера. Где почище — ловлю на поппер, облавливаю все возможные места, а скажем под самый берег в траву уже посылаю глиссера. И часто щука после схода с поппера уходит в траву и больше не «ведется» на игру поппера, а на глиссер, который пройдет над ее пастью — берет.

Самая большая беда для психики рыбака — это большое количество промахов и сходов, особенно на модели с одинарным крючком. Но тут ничего не поделаешь. В конце концов — пустые поклевки по-своему тоже интересны для рыболова.

Если вспоминать все хитрости, то часто работает такая игра: в окошке чистой воды глиссер можно вообще не двигать, а просто шевелить. Этот способ я использую когда "добиваю" щуку. Кстати, "добивание" щуки — это вообще целое направление в ловле на глиссеры. По сути это и есть самая сложная и интересная задача в рыбалке на глиссер.

Иногда щука клюет при повторной проводке по тому же месту, а иногда она при промахе или сходе уходит куда-то в сторону и ее нужно искать. Иногда нужно просто подождать и сделать перерыв, а иногда поменять приманку. Одним словом глиссер — приманка очень интересная и требующая постоянной работы и руками и головой. Если в вашем арсенале нет такой приманки, то приобретите или изготовьте сами. Уверяю вас глиссер — приманка не только полезная, но и в некоторых случаях незаменимая.

Константин Фадеев

На сегодняшний день активных отдых, рыбалка и прочие занятия, связанные с передвижением по мелководью, довольно распространены. Однако большие лодки не только проходят такие отрезки пути с трудом, но и стоят довольно дорого. Именно поэтому многие прибегают к тому, что изготавливают необычные плавсредства самостоятельно. Как сделать аэроглиссер своими руками? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определиться, что это такое. Судно, которое перемещается при помощи воздушного винта или самолетной турбины, - это и есть аэроглиссер (аэролодка). Этот тип транспорта очень подходит для перемещения по мелководью, так как его движущая часть (двигатель, турбина и т.д.) находятся над водой. Поэтому глубина водоема роли не играет. Вторая особенность заключается в том, что габариты такого средства передвижения довольно скромные, что увеличивает его преимущество.

Общие сведения об агрегате

Итак, начнем разбираться, как сделать аэроглиссер своими руками. Всем понятно, что самые необходимые части этого плавсредства - корпус и двигатель. Тут стоит обратить свое внимание на то, что в качестве движущей части можно выбрать несколько вариантов устройств. Специалисты утверждают, что наилучшим вариантом двигателя является силовая часть дельталета. Он практически идеален по таким параметрам, как:

  • Мощность.
  • Надежность.
  • Коэффициент полезного действия.

Неплохими дополнительными характеристиками будет и то, что такое устройство отлично справляется с преодолением зарослей тростника, осоки и скоплений водорослей.

Однако такой силовой агрегат имеется далеко не у всех, а покупать его не всегда выгодно. Потому можно использовать, к примеру, мотор от японского мотоцикла. Самодельный аэроглиссер с таким типом устройства также будет достаточно хорош.

Выбор движущей детали

Одна очень важная особенность таких необычных лодок в том, что выбросы от работы силовых элементов они отводят не в воду, а в воздух. Специалисты в области экологии утверждают, что это намного лучше.

Если человек решился на создание такой аэролодки, то первое, что ему необходимо приобрести - это двигатель. В статье для примера будет взят лодочный мотор "Вихрь". Характеристики этого агрегата следующие: двухцилиндровый, обладающий жидкостным охлаждением, а его мощность составляет около 25 л.с. Довольно приятный бонус заключается в том, что устройство компактное по своему исполнению. Однако это не значит, что нужно использовать только этот тип двигателя. Можно сконструировать аэроглиссер из автомобильного двигателя своими руками.

Если же вернуться к рассмотрению "Вихря", то здесь есть один нюанс. В нем частота, с которой вращается коленвал, довольно велика. Она не подойдет для прямого соединения с воздушным винтом. Чтобы решить эту проблему, мотор дополнительно снабжается трехручьевым клиноременным редуктором, имеющим передаточное число 1,6. В качестве клиновых ремней взяты модели, применяющиеся в автомобилях "Жигули", где используется система "двигатель - насос - генератор".

Шкивы для аэролодки

Следующими элементами являются два шкива. Один из них будет ведущим, а другой ведомым. Эти две детали также являются основными для сборки аэроглиссера своими руками. Вытачиваются шкивы из такого материала, как дюралюминий. После этого они подгоняются и подвергаются такой операции, как твердое анодирование. Первую деталь, то есть ведущий шкив, необходимо крепить к маховику, используя заклепки. Чтобы произвести монтаж второго шкива к двигателю, придется на его переднюю часть поместить плиту-проставку, изготовленную из стали толщиной 5 мм. На данной пластине необходимо установить консольную ось ведомого шкива. Он будет вращаться на оси, используя для этого два подшипника шарикового типа 204 и один 205. Между этими элементами располагаются дистанционные втулки, также изготовленные из дюралюминия.

Закрепление деталей

Чтобы зафиксировать шкив на оси, обычно используют стопорное кольцо и винт с шайбой. Плита-проставка, которая использовалась ранее, крепится при помощи болтов к картеру двигателя и к кронштейнам. Эти элементы, то есть кронштейны, монтируются на переходные втулки, которые наворачиваются на шпильки крепления головок двигателя вместо гаек. Далее необходимо перейти к натяжению ремней. Чтобы выполнить эту операцию, нужно использовать специальный механизм, который состоит из нескольких элементов. Первый - это втулка, приваренная к пластине-приставке, а второй - это болт с гайкой.

Ранее уже говорилось о том, что охлаждение в конструкции самодельных аэроглиссеров этого типа жидкостное. Тут важно отметить, что используется забортная вода, которая подается в рубашку охлаждения. Для забора жидкости используется самодельный насос, который выполнен на основе крыльчатки от электрического насоса "Кама".

В качестве датчика, следящего за температурой и регулирующего ее в нормальном пределе (80 - 85 градусов по Цельсию), используется самый простой автомобильный термостат. Чтобы запускать аэроглиссер своими руками, используется шнур. Расположение этого элемента между винтом и коком. Дергая шнур, запускается двигатель, так как внутри имеется шкив, вокруг которого эта деталь наматывается перед стартом устройства.

Воздушный винт

Это тоже одна из основных деталей рассматриваемого типа плавсредства. Чтобы создать воздушный винт для аэроглиссера своими руками, необходимо понимать его конструкцию. Этот элемент является деревянным и моноблочным. Другими словами, для изготовления детали нужно использовать цельный брусок древесины. Тут стоит заметить, что найти такой брус, который не будет иметь дефектов в виде сучков или трещин, проблематично. Поэтому можно поступить иначе. Конструкторы предлагают брать несколько пластин, толщина которых будет не менее 10 мм и склеивать их при помощи эпоксидной смолы.

Прежде чем приступить к самому процессу склеивания, необходимо удостовериться, что слои древесины располагаются симметрично. Это необходимо сделать для того, чтобы избавить винт от возможных деформаций при дальнейшей эксплуатации. Уже готовая (склеенная) заготовка размечается по стандартному чертежу, который вешается в центр бруска и прибивается небольшим гвоздем. Далее нужно обвести имеющийся рисунок, а после этого перевернуть его на 180 градусов и обвести еще раз. Таким образом, можно получить проекции обеих лопастей.

Сборка конструкции винта

Очень важно удалить лишнюю древесину, которая может помешать работе винта. Для этого используется мелкозубая пила лучкового или ленточного типа. Наиболее ответственная часть работы при создании аэроглиссера своими руками - это придание винту аэродинамического профиля. Тут важно отметить, что одна из сторон данной детали должна быть ровной, а другая выпуклой. Это лучше сразу отмечать на чертеже, так как потом ошибку исправить уже нельзя. Придется создавать всю конструкцию заново.

Чтобы обработать лопасти винта, необходимо иметь небольшой топор, который будет заточен очень хорошо. Данный инструмент должен быть изготовлен из стали высокого качества. При удалении лишнего слоя древесины работать нужно довольно аккуратно, чтобы избежать трещин. Специалисты рекомендуют делать небольшие натесы - это самый безопасный вариант. После грубой обработки топором можно приступать к предварительной подготовке, для которой используют рубанок и рашпиль. Окончательную доводку выполняют при помощи стапеля. Расскажем, каким он должен быть.

Стапель

Чтобы построить аэроглиссер своими руками, обязательно понадобится это приспособление. Он представляет собой тщательно выровненную доску, толщина которой составляет не менее 60 мм. Используется она для того, чтобы делать на ней пропилы глубиной до 20 мм. В полученные углубления вставляются нижние шаблоны профиля лопасти винта.

Стапель вытачивается из нескольких деталей. Его основа - это центральный стержень, который изготавливается из таких материалов, как сталь или же дюралюминий. Диаметр стержня определяется отверстием в ступице винта. Они должны соответствовать друг другу. Полученный стержень располагается точно в центре и строго перпендикулярно доске стапеля.

Корпус для аэролодки

Чтобы создать рабочий самодельный аэроглиссер, необходимо немало времени уделить созданию корпуса. Это основной элемент, который является довольно объемным, если изготавливать его целиком. По этой причине специалисты рекомендуют делить его на две составные части - верхнюю и нижнюю. Начинать сборку этих двух элементов лучше с нижней части. Для этого необходимо вырезать из фанеры, толщина которой не менее 12 мм, формообразующие шпангоуты. Чтобы подготовить такие составные части, как кили и стрингеры, используются рейки с размерами 20х20, 30х20 или 30х30 мм. Осуществлять сборку каркаса нижней части лодки нужно на ровном полу. Перед тем как приступить к процессу формирования нижней части, нужно отметить ее диаметральную плоскость, а также пометить места, где будут располагаться шпангоуты.

Верхняя часть

Если говорить об изготовлении верхней части корпуса, то этот процесс практически ничем не отличается от сборки нижней части. Существенная разница заключается лишь в том, что она формируется не из фанерных шпангоутов, а из ранее подготовленных криволинейных реек. Отметим, что формирование корпуса осуществляется уже не на полу, а на непосредственно готовой и собранной нижней части корпуса. Тут стоит сказать, что можно избежать этой трудоемкой работы, если заниматься сборкой аэроглиссера из ПВХ лодки своими руками. Корпус у таких моделей уже готовый и представляет собой единую конструкцию.

Рама двигателя

Рассмотрим еще одну важную деталь. Это моторама двигателя. Она крепится к одному из шпангоутов. Элемент, к которому будет прикреплена рама, должен быть усилен. Его сечение должно быть увеличено. Также он должен иметь усиление в местах стыка реек. Сделать это можно при помощи фанерной косынки. Чтобы закрепить раму на поперечине, используется стальная труба квадратного сечения 40х40 мм. Для фиксации этого элемента используется раскос, который создается при помощи труб диаметром 22 мм. Для остекления дверей, если таковые имеются, используется оргстекло толщиной 4 мм.

В зависимости от надежности крепления рамы и планируемого использования судна, можно использовать различные силовые элементы. Некоторые берут двигатель от "Урала" для самодельного аэроглиссера. С этим компонентом можно также добиться неплохой мощности.

Немного о преимуществах

Естественно, что для получения популярности, необходимо обладать какими-либо преимуществами, которых нет у других видов плавательных средств. Для аэроглиссера такими качествами стали следующие несколько пунктов. Во-первых, протечка двигателя будет накапливаться не снаружи, а внутри. Во-вторых, управление такой небольшой лодкой приносит довольно много адреналина, так как скорость, которую она может развить, довольно велика. К тому же изготовление самодельных аэроглиссеров своими руками принесет немало радости тем, кто любит что-либо мастерить. Для рыбаков наиболее существенным перевесом является то, что на таком средстве передвижения можно бороздить практически любые водные просторы, а тихая работа позволяет бесшумно подплывать к местам обитания рыбы.

Управление

На сегодняшний день в таких устройствах используется не прямая передача управления, а ременная или редукторная. Преимуществами обеих систем стало то, что они корректируют подачу топлива к двигателю и движение руля.

Также стоит отметить, что некоторые рыбаки или просто любители путешествовать таким способом оснащают свой аэроглиссер дополнительным оборудованием. Это могут быть стекла, удобные сиденья, прожектора и т.д.

Универсальный аппарат

Аэролодка может использоваться не только для передвижения по воде. Некоторые умельцы вполне справились с задачей создания небольшой "амфибии", которую можно использовать для передвижения не только по воде, но и по льду. Если говорить о характеристиках получившегося транспорта, то его скорость (с пассажирами) по твердому покрытию составляет до 90 км/ч, а по воде до 45 км/ч.

Базой для создания такой амфибии послужила мотолодка "Янтарь". Основным отличием от обычных аэроглиссеров (кроме того, что он движется и по твердой почве) стало то, что в качестве передатчика от редуктора к воздушному винту используется клиноременной вариатор от снегохода. Именно это и послужило основным отличием и возможностью создать самый настоящий вездеход.