Вилла д’Эсте: история, что посмотреть и как добраться. Вилла д’Эсте (Villa d’Este): мы в Италии, детка! Фонтаны тиволи

Блестя в темноте, и поет и звенит
Холодная струйка фонтана.
Зацветшие мраморы старых террас,
Разросшийся плющ на пороге…
В таинственных гротах одетые мхом
Забытые, старые боги…
Везде изваяния лилий - гербы
Фамилии д Эсте старинной.
М. Волошин.

Каждый в своей жизни хоть раз строил «воздушные замки». Так вот, дом моей мечты всегда выглядел в виде неприступного замка, окруженного рвом с крокодилами, а вокруг еще должен был проходить ток высокого напряжения. Позади неделя в прекрасной Италии, мыслями я уже дома, но по пути в аэропорт Федерико Феллини мы, как бы по пути, заехали в город Тиволи. Он расположен в 30 км от Рима. Объектом нашего внимания была Вилла д Эсте. Причем, заходить всем было не обязательно, а по желанию. Поскольку мы ехали из Ватикана, где я напиталась энергией, подумала - а почему не зайти? Многие пошли за каким то особенным в этом месте маслом, другие просто мотались, а «горстка» людей пошла на Виллу. Может, из - за дополнительной оплаты за вход, или по какой другой причине, но нас было мало. Потом я благодарила бога, что в магазинах Ватикана я потратила не все деньги, а потратить их пришлось немало. В Ватикане оказались редкие книги, которые продавались только там, и, конечно, далеко не дешевые.
Короче, все мои «воздушные замки» лопнули, как мыльный пузырь. Побывав на Вилле д Эсте, я поняла, что это и есть предел моих мечтаний! То есть, самый главный «воздушный замок» в моей жизни. Конечно, даже самым лучшим фотоаппаратом не передать той энергетики, благодаря которой вилла превратилась в мою мечту.

Надо сказать, что Вилла д Эсте стала прародительницей Версаля и Петергофа, примером для их создания. Это изысканный дворец, построенный на развалинах бенедиктинского монастыря в 1550 г. для кардинала Ипполита д Эсте. Он был назначен Папой Юлием 3 губернатором города Тиволи. Кардинал повелел разбить сад на холме, откуда открывался вид на Рим. Из за круто обрывавшегося холма сады строили уступами, верхняя часть которых примыкала к вилле. Большая центральная ось комплекса подчеркивалась лестницей, а несколько поперечных осей образовывались проходящими по террасам дорожками, которые на всем своем протяжении и в торцах украшены разнообразными декоративными элементами. Словом, вы попадаете в сказку. Сам дом - Дворец. Это шедевр итальянского искусства, внутри все стены выложены мозаикой и украшены гобеленами. Семь залов виллы украшают великолепные фрески Корреджо, Даниэле да Вольтерры и Перино дель Ваги. Фрески изображают сцены из истории семейства д Эсте и заслуживают внимания любителей искусства.

Итак, вернемся к прекрасному саду, который считается красивейшим в Италии. Самое ошеломляющее впечатление производили эффекты от игры водяных струй и приводимые водой в движение механизмы (поющие птицы, ухающая сова) Вдоль одной из поперечных дорожек, получившей название «Аллея ста фонтанов» разбросаны небольшие фонтанчики, расположенные уступами.

Сад был подчинен хитроумно задуманной иконографической программе, где по центру размещались фигуры Геркулеса и Ипполита, как символы целомудрия. Около фонтана «Дракон» статуя Геркулеса стоит на перекрестке между крутой тропинкой к Добродетели (грот Дианы) и пологой дорожкой к Наслаждению и Пороку (грот Венеры). Другие темы - это музы и творческое начало в искусстве, это плодородие природы, представленное в виде многогрудой Дианы Эфесской в фонтане «Природа», а также изображение классической сивиллы, предсказавшей явление Христа.

Фонтан Органа, например, постоянно вызванивает одну и ту же мелодию, производимую посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий ее воздух, вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки.

Идея сада виллы д Эсте заключается в воплощении мысли о превосходстве силы и власти человека над силами природы. Фонтанные садовые композиции виллы д Эсте оставались уникальными и непревзойденными вплоть до постройки фонтанов Петродворца.

Вилла д"Эсте, Вилла Тиволи (итал. “villa d"Este”) находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д"Эсте. Построена в 40-х годах XVI в. Автор - арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м.

Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада - две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, с другой - площадкой Торжествующий Рим. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории.

Назначенный папой Юлием III губернатором Тиволи в 1550 году, кардинал Ипполито II д’Эсте (сын Лукреции Борджиа) задумал разбить парк на крутом склоне у дворца. Проект создания парка между церковью Святого Петра и средневековыми стенами окончательно оформился к 1560. Автор проекта – архитектор и археолог Пирро Лигорио, ранее с 1550 осуществлявший раскопки на вилле Адриана, расположенной поблизости; ему помогало множество художников и ремесленников. Убранство виллы было призвано подчеркнуть её высокий престиж как очага культуры, места встречи литераторов, поэтов и музыкантов. Отделка залов, начатая в 1563, проходила под руководством Джироламо Муциано, а затем – Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.

Фрески в Зале Благородства 1566-1567. Художник Ф. Дзуккаро. Стены залов были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной). Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардинала (1572).

В 1605 кардинал Алессандро д’Эсте приступил к существенному обновлению парка. Работы были продолжены в 1660-1670 годах, при участии знаменитого скульптора Бернини. В XVIII веке вилла пережила длительный период запустения; в 1814 весь ансамбль перешел в наследство Франца Габсбурга. Последним владельцем виллы перед Первой мировой войной был эрцгерцог Франц Фердинанд. С началом войны вилла перешла в собственность государства. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В 2007 году парк получил премию «Самый красивый парк Европы»

Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику. Как указывает М. Л. Мадонна, Вилла д’Эсте была задумана как сад нимф Гесперид, посвященный Гераклу, мифическому прародителю рода д’Эсте Ключевым элементом сада в Тиволи стала статуя Геракла, от которой вели две символические дороги - одна к Добродетели, другая к Пороку. На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры, причем она также воплощала собой возможность выбора - на сей раз между Любовью Земной и Небесной. Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений (образ цепи, протянутой от первопричины до самых низменных феноменов, присутствует у Джакомо делла Порта в книге «Естественная магия» (1558).

Наибольший интерес для посетителя сада представляют фонтаны, которые в XVI веке считались чуть ли не наивысшим достижением гидротехники. Как указывает Б.М. Соколов, «сложная система фонтанов включала в себя Фонтан органа, Фонтан дракона, «Кипящую лестницу», названную так из-за окружающих ее сорока двух водометов. С еще большим размахом была оформлена Дорога ста фонтанов - каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия «Метаморфозы». Рядом находились Гроты Венеры и Дианы, а также Рометта - фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон». Для снабжения фонтанов воду первоначально брали из близлежащей реки Аньене (приток Тибра) через специальный туннель. Качество этой воды вызвало негативную реакцию у посетившего виллу в апреле 1581 года Мишеля Монтеня. Он не преминул отметить в своем дневнике, что окрестные жители пользуются рекой «по своему усмотрению» (скорее всего, попросту стирают бельё), так что вода эта «мутная и скверная на вид» Пирро Лигорио в своей «Книге о древностях» трактовал воду как «душу» сада и одновременно его «питание» (alimento); аллегорией сада в трактате становится Прозерпина, «душа, струящаяся в подземных субстанциях». Примечательно, что и душа человека описывается у Лигорио при помощи метафоры источника: «душа в теле человека подобна источникам, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны»

Чрезвычайно детально описывая фонтаны виллы д’Эсте, Мишель Монтень в «Дневнике путешествия в Италию» делает акцент именно на Фонтане Органа: «исполняемая органами музыка <…> представляет собою одну и ту же постоянно вызваниваемую мелодию; производится она посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки». Этот фонтан начали сооружать в 1568 году, в XVIII веке он был разрушен, а затем - уже в наше время – восстановлен (автор проекта инженер Леонардо Ломбарди).

Италия богата самыми разнообразными достопримечательностями. Не последнее место среди них занимают дворцы, особняки и виллы, но самой известной и впечатляющей виллой называют виллу д’Эсте, расположенную в городе . Жемчужиной виллы являются сад и фонтаны, которыми вдохновлялись архитекторы Петергофа.

У нас есть совершенно уникальная поездка из Рима в Тиволи на виллы, и если вы отправляетесь в Рим не впервые или больше чем на 3 дня обязательно включите в ваш план посещение этого уникального места.

Вилла д’Эсте

История создания виллы д’Эсте

Юлий ІІІ став Папой Римским, сместил с престола Ипполита ІІ и отправил того на пост губернатора Тиволи. Ипполит славился, как великий ценитель красоты и культуры, и поэтому когда приехал в Тиволи, он остался недоволен местной резиденцией и задумал украсить её. Для этого он объявил конкурс на дворцовый парк. Победу в конкурсе одержал архитектор Пирро Лигорио, начавший строительство в 1560 году (стоит отметить, что план утверждали порядком 10 лет).

Само здание, дворец-резиденцию, начали улучшать в 1563 году. К сожалению, кардинал Ипполит не дожил до полного окончания создания комплекса, он умер в 1572 году, когда рабочие заканчивали отделку виллы. Общая роскошность и красота комплекса были призваны показать статус виллы д’Эсте как культурного места, центра искусств и встреч поэтов, художников и музыкантов.

Наследник Ипполита д’Эсте, Алессандро, продолжил дело предка. С 1605 года начал обновляться дворцовый парк, на архитектурные работы приглашались самые лучшие скульптуры и зодчие. Больше чем через 50 лет, с 1660 года работами на вилле руководил знаменитый скульптор Джанлоренцо Бернини.

Но уже в XVIIІ веке из-за отсутствия внимания и ухода вилла опустела и пришла в упадок. Парки заросли, водопроводная система фонтанов пришла в негодность, статуи стали рассыпаться. Последним частным владельцем виллы кардинала д’Эсте был Франц Фердинанд.

Во время Первой мировой войны комплекс перешел в руки государства , в 1920 году была проведена реконструкция. Еще одна, более масштабная, работа по восстановлению проводилась после Второй мировой войны.

План виллы д’Эсте

Фонтаны виллы д’Эсте

Главным украшением и инженерной гордостью комплекса д’Эсте в Тиволи являются фонтаны. Сложная система водоснабжения фонтанов и сейчас впечатляет. На вилле построено множество каналов, прудов, резервуаров и каскадов, которые питают более пяти сотен фонтанов! Вот лишь самые интересные из них:

  • Фонтан «Орган». Уникальная конструкция фонтана, соединенная с духовыми инструментами – трубами органа – позволяет посетителям услышать настоящую «музыку воды». Падающая вода в фонтане проходит сквозь систему труб и издает мелодичные звуки.

Фонтан Орган
  • Фонтан Рометта. Символический фонтан виллы иллюстрирует историю Италии и Рима. В центре композиции находится Рома. А ниже стоит волчица, кормящая своих сыновей – Ромула и Рема (одна из популярнейших скульптур Италии).

Фонтан Рометта
  • Фонтан драконов. Красочная скульптурная композиция из четверки впечатляющих драконов. Они установлены спинами друг к другу и лицами к посетителям, а из пастей извергается вода фонтана.

Фонтан Драконов
  • Фонтан Нептуна. Главный фонтан виллы д’Эсте был построен в 1927 году, но отлично вошел в композицию. Он находится на главной аллее парка, а от самого фонтана начинается большой пруд. В пруду до сих пор разводят рыбу.

Главный акведук виллы д’Эсте – фонтан Нептуна

  • Фонтан дель Биккьероне. Общая композиция фонтана построена в виде рюмки, стоящей на дне большой раковины. Этот фонтан также был построен чуть позже других, во время работ архитектора Бернини.

Фонтан дель Биккьероне. На первой картинке – вид снизу, на второй – сверху

  • Аллея ста фонтанов. За фонтаном драконов раскинулась целая аллея фонтанов. Общим количеством более сотни они представляют собой миниатюрные веерные конструкции и большие каскадные фонтаны, поросшие зеленью.

Аллея ста фонтанов

Видео о вилле д’Эсте

Трёхминутный обзор виллы:

Как добраться

Добраться до виллы д’Эсте в Тиволи можно из Рима на автобусе, который курсирует каждые полчаса.

Часы и время работы

Комплекс работает с 8:30 до 19:45, понедельник – выходной.

Вилла д’Эсте в Тиволи: все залы виллы с описаниями и все фонтаны с фотографиями + карта, план, история кардинала д’Эсте и полезная информация.


Вилла д’Эсте это большой особняк с садом, который находится в Тиволи, пригороде Рима. Она известна благодаря саду в стиле итальянского Ренессанса с многочисленными фонтанами. Сейчас вилла д’Эсте причислена к всемирному наследию ЮНЕСКО и принадлежит государству.











Адрес:
Италия, Тиволи, площадь Тренто, 5
Piazza Trento, 5, Tivoli, Italy (Italia)

Название на итальянском:
Villa d’Este

Название на английском:
Villa d’Este

Время работы:
Вторник – воскресенье: с 8:30 до 19:45 (расписание немного меняется в зависимости от сезона)
По понедельникам: с 14:00
Иногда вилла дополнительно открывается по вечерам и по понедельникам (см. сайт, раздел «news»)
Выходные: 1 , 1 , 25
Фонтан Органа первый раз играет в 10:30 и потом через каждые два часа
Фонтан Совы временно (2017) не работает

Телефон:
(+39 04) 127 19 036 (где 39 — телефонный код Италии)
Телефон для звонков по Италии: 199 766 166

Факс:
(+39 04) 127 70 747

Вилла д’Эсте по праву стяжала славу не только самой главной достопримечательности древнего Тиволи , но и самого прекрасного архитектурного сооружения всей Италии. И все это великолепие естественно вписалось в поразительный по красоте ландшафтный комплекс, состоящий из очаровательного итальянского сада, более пяти сотен фонтанов, огромного числа водоемов, бассейнов, каскадов и гротов.

В 20 километрах к северо-востоку от Рима, на самом берегу реки Анио и прямо на живописных склонах Сабинских гор, поросших зелеными оливковыми рощами и виноградниками, расположился старинный итальянский город Тиволи . Историки предполагают, что он был заложен еще в XIII веке до нашей эры, как крупный узел и форпост, соединяющий все дороги, ведущие в Рим из восточной части империи.

Немного позже, привлеченные живописными видами, открывающимися с этих мест на Кампанью, а также поразительными по красоте водопадами, которыми так богата река Анио, представители римской знати старались обязательно построить в этих местах хотя бы одну из своих многочисленных вилл. С тех пор сам город, а также его окрестности стали настоящей сокровищницей образцов древнеримского зодчества. Правда, во время последней мировой войны авиация союзников своими ковровыми бомбардировками нанесла непоправимый вред региону, до неузнаваемости изменив его исторический вид.

Однако для потомков все же дошли некоторые яркие достопримечательности, которые до сих пор как магнитом тянут в эти места туристов со всего света. Одним из таких мест является знаменитая вилла д’Эсте , которая по праву стяжала славу не только самой главной достопримечательности древнего Тиволи, но и самого прекрасного архитектурного сооружения всей Италии.
При этом вилла гармонично сочетает в своем архитектурном величии образцы древнеримского зодчества с более поздними сооружениями, относящимися к эпохе Возрождения. И все это архитектурное великолепие естественно вписалось в поразительный по красоте ландшафтный комплекс, состоящий из очаровательного итальянского сада, более пяти сотен фонтанов, огромного числа водоемов, бассейнов, каскадов и гротов.

С момента своего создания, садовый комплекс виллы д’Эсте стал подлинным образцом тонкого вкуса, на который стали равняться ландшафтные дизайнеры, впоследствии пытающиеся создать подобное великолепие. Интересно, что при оформлении знаменитого Версальского парка и , специалисты изучали опыт создателей именно парка виллы д’Эсте.

Стоит ли говорить лишний раз о том, что эта уникальная жемчужина средневекового зодчества неизменно привлекает в эти места посетителей со всех сторон света. А их сюда ежегодно приезжает ни много ни мало около полумиллиона человек.
И уже в первый год нового тысячелетия сад был внесен всемирной организацией ЮНЕСКО в список общепризнанного культурного наследия человечества. Интересно, что в 2007 году на конкурсе, организованном известной компанией Briggs & Stratton, выпускающей оборудование для ухода за садовыми растениями, парковый комплекс виллы д’Эсте завоевал награду в номинации «Самый прекрасный сад Европы».

Историческая справка

Сам комплекс «Вилла д’Эсте» был построен кардиналом Ипполитом д’Эсте, который, будучи конкурентом правящего папы Юлия III, был сослан тем на должность губернатора небольшого городка Тиволи. Произошло это весной 1550 года. Молодой и амбициозный кардинал, который был одним из самых образованных и прогрессивных деятелей своего времени, решил придать свежий вид старой резиденции, разбив вокруг него красивый парк.

Неподалеку от резиденции губернатора находилась полуразрушенная вилла римского императора Адриана, знаменитая своими образцами архитектурных построек, выполненных в стилях, характерных для Греции и Египта, а также копирующих многие знаменитые чудеса света. Подобную красоту и решил воспроизвести у себя на вилле молодой губернатор Тиволи. К тому же, при раскопках разрушенной виллы императора Адриана было найдено множество поразительных по красоте скульптур и статуй, которые затем стали подлинным украшением комплекса д’Эсте, заняв полагающееся им место в галереях, саду, на балюстрадах и в многочисленных нишах.

Для создания проекта садового комплекса д’Эсте нанял талантливого архитектора и художника из Неаполя Пирра Лигорио, а также известного инженера Альберто Гальвани. Эти два, бесспорно талантливых человека, возвели на месте бывшего монастыря бенедиктинцев роскошный сад, соорудив в нем сложные гидротехнические сооружения, подающие воду из притока Тибра, которой и питались многочисленные фонтаны, которыми так славится парк. А если учесть гористый ландшафт и изрезанность местности, можно только поразиться тому огромному объему земляных работ, который пришлось проделать создателям прекрасной виллы д’Эсте.

Следует сказать, что кардинал Ипполит II д’Эсте всю свою нерастраченную молодую энергию бросил на создание виллы своей мечты, строительство которой не прекращалось ни на миг в течение целых 22 лет, до самой смерти губернатора.

Последним частным лицом, которое владело знаменитой виллой, был эрцгерцог Франц Фердинанд, однако после окончания Первой мировой войны вилла д’Эсте была национализирована. Последние реставрационные работы на ней велись после окончания последней мировой войны, вследствие чего она приобрела облик, который сегодня могут наблюдать многочисленные туристы.


Магическая красота средневековой виллы д’Эсте

Хотя, как утверждают современные историки, до наших дней мало что дошло из первозданного вида виллы д’Эсте, однако и то, что мы видим на сегодняшний день, нельзя воспринимать иначе как чудо. Следует сказать, что центральный вход кардинальской резиденции, который еще носит название парадного, был обращен фасадом в сторону столичного Рима. Дворец представляет собой мощное трехэтажное сооружение, базирующееся на солидном и надежном цоколе.

Для объективности стоит сказать — несмотря на то, что сам дворец д’Эсте органично входит в комплекс виллы и представляет собой в определенном смысле шедевр итальянского средневекового зодчества, а большинство его внутренние стены выложены прекрасной мозаикой, он намного уступает величию садово-паркового комплекса. Интересным архитектурным решением явилось оформление центрального входа в резиденцию, который представляет собой красивую полукруглую лоджию, окаймленную по бокам лестничными подходами. Сама же лоджия снизу дополнена потрясающим по красоте гротом, обрамленным комплексом рвущихся ввысь фонтанов.

Пройдя по лестничным пролетам, можно попасть на второй этаж лоджии, за которым скрывался вход в парадный зал дворца. Как утверждают исследователи, прообразом центральной лоджии послужило аналогичное архитектурное сооружение, выполненное великим Микеланджело во Дворце сенаторов на Капитолийском холме. Немного в стороне от парадного входа позже была возведена еще одна лоджия, покрытая тремя масштабными и величественными арками.

Интересным является и тот факт, что кардинал Ипполит II д’Эсте при воплощении своей творческой задумки в жизнь, решил придать новому саду, окружающему виллу, символ микрокосмоса, гармонично воспевающий местную природу. Такой символизм в архитектурных решениях был вообще характерен для эпохи Возрождения.

Исследователи полагают, что само строение сада был задумано кардиналом в виде мифического сада нимф Гесперид, который был посвящен одному из легендарных героев, считавшемуся прародителем рода д’Эсте - Гераклу. Именно его скульптура является ключевым элементом сада, к которому протянуты две символические дороги «добра» и «порока».

Тут же, на одной линии со статуей Геракла, располагалась еще одна скульптура — богине любви Венере, которая также как бы предлагала человеку выбор между земной и небесной любовью. В целом же сад являл собой подтверждение модной на то время теории взаимосвязи всех явлений в природе, от самой первопричины и до вызванных ею последствий. При этом с близлежащей горы вниз низвергался водопад, который был призван символизировать собою библейский потоп, уничтоживший падшее человечество. Сама же гора была расположена гораздо выше, чем висячие сады Вавилона. Фонтан Нептуна изображал море, а другой фонтан символизировал храм Артемиды в Эфесе.

На самом деле площадь сада виллы д’Эсте не такая уж и большая. Несколько сотен лет назад сад вполне полностью просматривался с балкона, расположенного в верхней части виллы кардинала. Тогда еще у подножья сада находился великолепный по своей красоте и богатству представленных образцов цветник. Сегодня же большую часть сада заполонили разросшиеся деревья и кустарниковые насаждения, подстриженные профессиональными садоводами. Между ними можно пройти, используя достаточно узкие дорожки, чем-то неуловимо напоминающие обычные лесные тропинки.

Сама же разбивка парка была проведена продольными и поперечными осями, разделяющими его на симметричные зоны.
Прямо от парадного въезда в парковую зону посетители попадали на главную аллею сада, которая, немного поднимаясь вверх, вела к главному входу в кардинальскую резиденцию.

Как утверждают признанные знатоки паркового искусства, основное величие и уникальность виллы д’Эсте создавалось благодаря необычайно сильному магическому воздействию, которое оказывали на посетителей ее фонтаны и каскады. Именно они, окаймляющие достаточно узкий проход наверх к вершине холма, пересекаемый террасами, создавали непередаваемые слуховые и зрительные ощущения, которые дополнительно усиливались расположенными в разных местах сада скульптурными фигурами и композициями.

Без сомнения, каждый из фонтанов виллы играет свою, тщательно продуманную архитекторами роль, и имеет свой неповторимый облик и значение. Каждая из террас холма соединена между собой причудливыми лестницами, по краям которых стекают журчащие ручейки воды, а каждая аллея, проходящая по террасам, окаймлена небольшими площадками, на которых в небо бьют тугие фонтанные струи. Скажем, на третьей террасе можно увидеть фонтан, выполненный в виде огромной каменной лилии. Четвертая терраса украшена небольшими фонтанами, размещенными в нише, которая окаймлена рельефными колоннами, украшенными родовым гербом герцога д’Эсте: орлом и лилиями. Кстати, подобные родовые символы встречаются неоднократно в разных уголках прекрасной виллы.

На пятой террасе можно полюбоваться так называемым «Фонтаном Четырех драконов», который расположился между двумя крутыми лестничными проемами, прямо перед темным проемом грота. Как раз пятая терраса выводит посетителей на знаменитую «Аллею ста фонтанов». В самом конце «Аллеи 100 фонтанов» расположен один из самых привлекательных для туристов фонтанов «Ла-Рометта» (Рим в миниатюре). Как говорят специалисты-искусствоведы, данный фонтан представляет собой символическое изображение Рима. То есть в его комплексе активно использованы разнообразные колонны, обелиски и арки, характерные для древнего города, а сам небольшой островок, олицетворяющий итальянскую столицу, омывается потоками бурной воды, символизирующий стремительный Тибр. Кстати, сам фонтан выполнен в виде стилизованного корабля.

Не менее интересен для приезжих фонтан «Орган» , который благодаря хитроумному гидротехническому решению, заставляет падающую воду извлекать волнующие звуки, вырывающиеся наружу через систему органных трубок. Со временем, из-за сильного сужения проема трубок внутренними известковыми отложениями, орган перестал издавать приятные для слуха звуки. Однако благодаря усилиям специалистов-энтузиастов из Великобритании, сегодня фонтан опять зазвучал.

А идею для другого известного фонтана, присутствующего на вилле д’Эсте и носящего название Сивиллы , как утверждают историки, подсказал сам великий ученый средневековья Микеланджело. Данный фонтан представляет собой полураскрытую раковину, плавающую посреди водоема, внутри которой находится нимфа наяда. В одной из расселин туфовой скалы, которая виднеется за фонтаном, расположилась скульптура прорицательницы Сивиллы, которая могла предсказывать человеческие судьбы.

Как попасть на виллу

Добраться на виллу д’Эсте проще всего из Рима, который расположен всего в 20 километрах от нее. Туда можно добраться на электричке, которая отправляется от вокзалов Термини или Тибертина, но проще всего это сделать на автобусе.

Неподалеку от станции метро Ponte Mammolo есть небольшая автобусная станция, от которой каждые 30 минут отправляются рейсовые автобусы до Тиволи. Через каких-нибудь полчаса вы приедете в Тиволи на площадь piazza Cimitero.
Спросив дорогу, и пройдя несколько сотен метров, вы попадете на виллу д’Эсте. Входной билет внутрь комплекса стоит 10 евро (состояние на 2012 год).

Режим работы виллы д’Эсте

В летнее время вилла открывает свои двери посетителям начиная с 8:30 и закрывается за час до заката солнца. По понедельникам вход на виллу закрыт.

Для того чтобы внимательно осмотреть виллу д’Эсте вам потребуется не менее полутора часов. Исходя из этого и планируйте свое свободное время. Большая часть фонтанов, расположенных на территории виллы, работают постоянно. Лишь только два из них включаются по расписанию.

Фонтан Орган начинает функционировать в 10:30, а далее включается через каждые 2 часа.

Вне всякого сомнения, виллу д’Эсте можно считать самым настоящим шедевром средневекового садово-паркового искусства. Она до сих пор поражает воображение современных людей строгой продуманностью своих конструктивных решений и глубоким символизмом, которым пропитана даже самая незначительная деталь этой чудесной виллы.